Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников в кружке «Кисточка»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Яковлева Наталия Викторовна   
11.03.2015 18:56

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников в кружке «Кисточка»Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников в кружке «Кисточка»

Пояснительная записка

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Скачать программу

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада.

Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи программы

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Программа интегрируется со следующими образовательными областями:

«Физическая культура» Развитие мелкой моторики

«Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотеропия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация» Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувст, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд» Формирование трудовых умений и навыков. Воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

Организация образовательного процесса

Кружок посещают дети младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: младший возраст 15-20 минут, старший возраст 30 минут.

Законодательная база для разработки учебной программы:

  1. Конституция РФ
  2. Конвенция «О правах ребёнка»
  3. Закон РФ «О правах ребёнка»
  4. Законы РФ «Об образовании»
  5. Устав МБДОУ детский сад № 56
  6. Положение о платных образовательных услугах в учреждении дополнительного образования детей
  7. Единые требования к программам дополнительного образования

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа и выполнения.

Мониторинг

Диагностирование результатов – 2 раза в год (в начале октября и последняя неделя мая).

Итогом работы является открытое занятие для родителей 1 раз в квартал (ноябрь, февраль, май). Выставки детских работ и участие в конкурсах детского творчества.

Система оценивания уровня усвоения программы.

Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продуктов деятельности

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.

2. Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположёны неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

  • по всему листу;
  • на полосе листа
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений,

составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении

разных предметов;

  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана

неверно.

6. Передача движения:

  • движение передано достаточно четко;
  • движение передано неопределенно, неумело;
  • изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей):

а) характер линии:

  • слитная;
  • линия прерывистая;
  • дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

  • средний;
  • сильный, энергичный (иногда бумагу);
  • слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

  • ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
  • ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
  • ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

З. Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

Таблица № 1

Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю

№ п/п Имя ребенка Форма Строение Пропорции Композиция Передача движения Цвет Общее количество баллов

1

Итого:

Таблица№2

Анализ детских работ

Имя ребенка Самостоя-тельность в выборе изобразительных материалов Созда-ние новых комбинаций из основных элементов Увлеченность и интерес к деятельности Творческое применение различной техники изображения и материалов Соответствие детской работы основным художественным требованиям Оригинальность выполнения замысла

Таблица № 3

Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»

(нетрадиционные техники рисования)

Имя ребенка Оттиск Монотипия Пальчиковая живопись Кляксография Набрызг Метод тычка

Печатки из листика Поролон Мятая бумага Предметная Пейзажная с ниткой с трубочкой

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Задачи обучения для детей младшего возраста

  • правильно работать карандашом, фломастером, кистью; — владеть нетрадиционными изобразительными техниками; ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы
  • использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; — комбинировать разные способы изображения и изоматериалы
  • передавать строение предметов, соотнося их части по величине

- создавать несложные сюжетные композиции.

Перспективный план образовательного кружка «Кисточка» для детей младшего возраста.

Месяц Неделя Тема

в МАДОУ Тема

нод Характеристика деятельности

1 2 3 4 5

Октябрь I- II «Я в мире – человек!» 1-2 «Будем знакомы»

3-4 «Волшеб-ная разноцветная ручка»

Знакомство с красками

Беседа.

Рисование ладошками

III-IV «Игрушки» 1 «Мой веселый, звонкий мяч»

2 «Неваляшка танцует»

3 «Храбрый петушок»

4 «Веселый поезд»

Рисование

Лепка

Рисование гуашевыми красками.

Коллективная аппликация.

Ноябрь I- II «Родина моя» 1 «Бабушкин домик»

2 «Как прекрасен этот мир»

3 «Белая березка»

4 «Наша улица»

Рисование

Аппликация +рисование

Пластилиновая живопись

Рисоваение восковыми мелками

III-IV «Животный мир» 1 «Полосатые полотенца для лесных зверушек»

2 «Разноцвет-ные морские животные»

3 «Зайка серенький стал беленьким»

4 «Волшебная осьминожька»

Рисование в технике по мокрому.

Нетрадиционное рисование + аппликация.

Рисование + аппликация.

Рисование ладошкам.

Декабрь I- II «Здравствуй, гостья Зима» 1 «Вьюга- завируха»

2 «Волшебные снежинки»

3 «Зимняя сказка»

4 «Снегири на ветке»

Рисование в технике по мокрому.

Аппликация

Рисование пальцами, печать по трафарету.

Рисование (метод тычка)

III-IV «Новый год» 1 «Наша елочка»

2 «Серпантин»

3 «Снеговик Великан»

4 «Новый год» Рисование

Аппликация

Лепка

Рисование+аппликация

Январь I- III «Сказка в гости к нам пришла» 1 «Катится колобок по дорожке»

2 «Девочка-Снегурочка»

3 «В некотором царстве»

4 «Морозные сказочные узоры»

5 «Моя сказка»

6 «Что за чудо эти сказки» Рисование по сказке

Лепка

Аппликация

Рисование (набрызг)

Рисование +конструирование

Рисование (пятно, штрих, линия)

Февраль I- II «Чудесные вещи вокруг нас» 1-2 «Золотая хохлома»

3 «Украшение чайного сервиза»

4 «Свитер для друзей» Рисование узоров на посуде

Оттиск печатками

Рисование пальчиками

III-IV «Наша Армия родная и отважна и сильна» 1 «Цветочек для папы»

2 «Папин портрет»

3-4 «Открытка для папы»

Оттиск печатками из картофеля (цветочек)

Рисование

Аппликация +рисование

Март I- II «Мама-слово дорогое» 1 «Мимозы маме к празднику»

2-3 «Портрет мамы»

4 «Откратка для мамы» Оттиск мятой бумагой

Рисование +аппликация

Аппликация (скатывание салфеток)

III-IV «Весна стучится к нам в окно» 1 «Какого цвета весна»

2 «Облака»

3 «Ледоход»

4 «Подснежник» Рисование по мокрому фону

Рисование по мокрому фону

Аппликация

Рисование+лепка

Апрель I- II «Космос» 1 «Звездное небо»

2 «Ракета»

3-4. «Звездный коллаж». Рисование восковыми мелками + акварель

Аппликация

Рисование мыльными пузырями

III-IV «Птицы — наши друзья» 1 «Лебеди»

2 «Веселая птичка»

3 «Скворечник»

4 «Скворец» Рисование

Рисование пальчиками

Аппликация

Лепка

Май I- II «День Победы» 1-2 «Празднич-

ный салют»

3-4 «Солдат на посту» Рисование восковыми мелками + акварель

Печатанье паралоном.

III-IV «Здравствуй, лето! 1 «Разноцветные бабочки»

2 «Как я люблю

одуванчики»

3 «Радуга-дуга»

4 «Зеленый май» Рисование (монотипия)

Оттиск мятой бумагой

Пластилиновая живопись

Аппликация +рисование

Задачи обучения для детей старшего возраста

  • различать виды изоисксства
  • владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения; — смешивать краски для получения новых оттенков
  • передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий
  • сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы
  • рисовать самостоятельно

- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками

Перспективный план образовательного кружка «Кисточка» для детей старшего возраста.

Месяц Неделя Тема

в МАДОУ Тема

нод Характеристика деятельности

1 2 3 4 5

Октябрь I- II «Я в мире – человек!» 1-2 «Будем знакомы»

3 «Я в мире человек».

4 «Моя семья»

Знакомство с красками

Беседа.

Рисование картонными полосками, пальчиками.

Рисование+аппликация

III-IV «Игрушки» 1 «Нарядные матрешки»

2 «Клякса»

3 «Храбрый петушок»

4 «Веселый поезд» Оттиск печатками

Кляксография

Рисование гуашевыми красками.

Коллективная аппликация+рисование

Ноябрь I- II «Родина моя» 1 «Мой родной город»

2 «Как прекрасен этот мир»

3 «Золотая осень в городе»

4 «Дом, в котором мы живем»

Рисование

Аппликация +рисование

Пластилиновая живопись

Рисование восковыми мелками+акварель

III-IV «Животный мир» 1 «По горам, по долам…»

2 «Разноцветные морские животные»

3 «Кошки на окошке»

4 «Кошка с котятами»

Рисование+аппликация

Нетрадиционное рисование + аппликация.

Рисование + аппликация.

Рисование (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)

Декабрь I- II «Здравствуй, гостья Зима» 1 «Белая береза под моим окном...»

2 «Морозные узоры»

3-4 «Весело качусь я под гору в сугроб» Рисование (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)

Пластилиновая живопись

Коллаж

III-IV «Новый год» 1 «Еловые веточки»

2 «Елочная игрушка»

3 «Снеговик Великан»

4 «Новый год» Рисование

Аппликация

Лепка

Рисование+аппликация

Январь I- III «Сказка в гости к нам пришла» 1 «Баба Яга и Леший»

2 «Девочка-Снегурочка»

3 «Дворец для Снегурочки»

4 «Морозные сказочные узоры»

5 «Моя сказка»

6 «Что за чудо эти сказки» Рисование по сказке

Лепка

Аппликация

Рисование (набрызг)

Рисование +конструирование

Рисование (пятно, штрих, линия)

Февраль I- II «Чудесные вещи вокруг нас» 1-2 «Сказочная гжель»

3 «Пир на весь мир»

4 «Котятки и перчатки» Рисование узоров на посуде

Оттиск печатками

Рисование пальчиками

III-IV «Наша Армия родная и отважна и сильна» 1 «Богатыри земли русской»

2-3 «Папин портрет»

4 «Открытка для папы.

Рисование (гуашь)

Аппликация +рисование

Конструирование+аппликация

Март I- II «Мама-слово дорогое» 1 «Букет цветов»

2-3 «Мы с мамой улыбаемся»

4 «Откратка для мамы» Оттиск мятой бумагой

Рисование +аппликация

Аппликация (скатывание салфеток)

III-IV «Весна стучится к нам в окно» 1 «Какого цвета весна»

2 «Весеннее небо»

3 «Весна пришла»

4 «Подснежник» Рисование по мокрому фону

Рисование по мокрому фону

Рисование бумажными комочками

Пластилиновая живопись

Апрель I- II «Космос» 1 «Звезды и созвездия»

2 «Покорение космоса»

3-4 «Пришельцы из космоса» Рисование восковыми мелками + акварель

Аппликация

Пластилиновая живопись

III-IV «Птицы — наши друзья» 1 «Золотой петушок»

2 «Веселая птичка»

3 «Скворечник»

4 «Лебедь» Рисование

Рисование пальчиками

Аппликация+констру-ирование

Пластилиновая живопись

Май I- II «День Победы» 1-2 «Празднич-

ный салют»

3 «День Победы»

4 «Ура, День Победы» Рисование восковыми мелками + акварель

Граттаж

Рисование+аппликация

III-IV «Здравствуй, лето! 1 «Первоцветы»

2 «Весенняя гроза»

3 «Радуга-дуга».

4 «Зеленый май» Рисование (монотипие)

Рисование по мокрому фону

Пластилиновая живопись

Аппликация +рисование

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа». М., 2006
  3. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
  4. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство — детям» М., 2003
  5. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
  6. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
  7. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
  8. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
  9. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год