Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников в кружке «Кисточка»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Яковлева Наталия Викторовна   
11.03.2015 18:56

Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников в кружке «Кисточка»Методическая разработка по художественно-эстетическому развитию дошкольников в кружке «Кисточка»

Пояснительная записка

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Скачать программу

Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире.

Целостность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношению к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, форы, объема. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада.

Цель программы – формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи программы

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
  • Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений.
  • Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
  • Формировать умение оценивать созданные изображения.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
  • Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Программа интегрируется со следующими образовательными областями:

«Физическая культура» Развитие мелкой моторики

«Здоровье» Воспитание культурно-гигиенических навыков, цветотеропия, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

«Коммуникация» Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи

«Познание» Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений

«Социализация» Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувст, чувства принадлежности к мировому сообществу

«Музыка» Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства

«Труд» Формирование трудовых умений и навыков. Воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам

«Чтение художественной литературы» Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

«Безопасность» Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности

Организация образовательного процесса

Кружок посещают дети младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы. Занятия проводятся по подгруппам 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий: младший возраст 15-20 минут, старший возраст 30 минут.

Законодательная база для разработки учебной программы:

  1. Конституция РФ
  2. Конвенция «О правах ребёнка»
  3. Закон РФ «О правах ребёнка»
  4. Законы РФ «Об образовании»
  5. Устав МБДОУ детский сад № 56
  6. Положение о платных образовательных услугах в учреждении дополнительного образования детей
  7. Единые требования к программам дополнительного образования

Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Её корректировка осуществляется ежегодно в соответствии с результатами анализа и выполнения.

Мониторинг

Диагностирование результатов – 2 раза в год (в начале октября и последняя неделя мая).

Итогом работы является открытое занятие для родителей 1 раз в квартал (ноябрь, февраль, май). Выставки детских работ и участие в конкурсах детского творчества.

Система оценивания уровня усвоения программы.

Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.

Анализ продуктов деятельности

1. Содержание изображения (полнота изображения образа).

Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.

В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.

2. Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположёны неверно.

4. Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а) расположение изображений на листе:

  • по всему листу;
  • на полосе листа
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение по величине разных изображений,

составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении

разных предметов;

  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана

неверно.

6. Передача движения:

  • движение передано достаточно четко;
  • движение передано неопределенно, неумело;
  • изображение статичное.

Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение ставится на занятии или вытекает из темы занятия.

7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом):

а) цветовое решение изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает следующие группы показателей):

а) характер линии:

  • слитная;
  • линия прерывистая;
  • дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

  • средний;
  • сильный, энергичный (иногда бумагу);
  • слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

г) регуляция силы нажима:

  • ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
  • ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
  • ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребенком созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

З. Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4. Творчество:

а) самостоятельность замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Оценка детских работ по критерию «творчество» и названным в нем показателям носит не количественный, а качественный характер и дается в описательной форме.

По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й — З балла, 2-й —2 балла, З-й — 1 балл.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребенок, — 45, низшее — 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности.

Таблица № 1

Сводная таблица оценок по каждому критерию и показателю

№ п/п Имя ребенка Форма Строение Пропорции Композиция Передача движения Цвет Общее количество баллов

1

Итого:

Таблица№2

Анализ детских работ

Имя ребенка Самостоя-тельность в выборе изобразительных материалов Созда-ние новых комбинаций из основных элементов Увлеченность и интерес к деятельности Творческое применение различной техники изображения и материалов Соответствие детской работы основным художественным требованиям Оригинальность выполнения замысла

Таблица № 3

Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие»

(нетрадиционные техники рисования)

Имя ребенка Оттиск Монотипия Пальчиковая живопись Кляксография Набрызг Метод тычка

Печатки из листика Поролон Мятая бумага Предметная Пейзажная с ниткой с трубочкой

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Задачи обучения для детей младшего возраста

  • правильно работать карандашом, фломастером, кистью; — владеть нетрадиционными изобразительными техниками; ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов; создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы
  • использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка; — комбинировать разные способы изображения и изоматериалы
  • передавать строение предметов, соотнося их части по величине

- создавать несложные сюжетные композиции.

Перспективный план образовательного кружка «Кисточка» для детей младшего возраста.

Месяц Неделя Тема

в МАДОУ Тема

нод Характеристика деятельности

1 2 3 4 5

Октябрь I- II «Я в мире – человек!» 1-2 «Будем знакомы»

3-4 «Волшеб-ная разноцветная ручка»

Знакомство с красками

Беседа.

Рисование ладошками

III-IV «Игрушки» 1 «Мой веселый, звонкий мяч»

2 «Неваляшка танцует»

3 «Храбрый петушок»

4 «Веселый поезд»

Рисование

Лепка

Рисование гуашевыми красками.

Коллективная аппликация.

Ноябрь I- II «Родина моя» 1 «Бабушкин домик»

2 «Как прекрасен этот мир»

3 «Белая березка»

4 «Наша улица»

Рисование

Аппликация +рисование

Пластилиновая живопись

Рисоваение восковыми мелками

III-IV «Животный мир» 1 «Полосатые полотенца для лесных зверушек»

2 «Разноцвет-ные морские животные»

3 «Зайка серенький стал беленьким»

4 «Волшебная осьминожька»

Рисование в технике по мокрому.

Нетрадиционное рисование + аппликация.

Рисование + аппликация.

Рисование ладошкам.

Декабрь I- II «Здравствуй, гостья Зима» 1 «Вьюга- завируха»

2 «Волшебные снежинки»

3 «Зимняя сказка»

4 «Снегири на ветке»

Рисование в технике по мокрому.

Аппликация

Рисование пальцами, печать по трафарету.

Рисование (метод тычка)

III-IV «Новый год» 1 «Наша елочка»

2 «Серпантин»

3 «Снеговик Великан»

4 «Новый год» Рисование

Аппликация

Лепка

Рисование+аппликация

Январь I- III «Сказка в гости к нам пришла» 1 «Катится колобок по дорожке»

2 «Девочка-Снегурочка»

3 «В некотором царстве»

4 «Морозные сказочные узоры»

5 «Моя сказка»

6 «Что за чудо эти сказки» Рисование по сказке

Лепка

Аппликация

Рисование (набрызг)

Рисование +конструирование

Рисование (пятно, штрих, линия)

Февраль I- II «Чудесные вещи вокруг нас» 1-2 «Золотая хохлома»

3 «Украшение чайного сервиза»

4 «Свитер для друзей» Рисование узоров на посуде

Оттиск печатками

Рисование пальчиками

III-IV «Наша Армия родная и отважна и сильна» 1 «Цветочек для папы»

2 «Папин портрет»

3-4 «Открытка для папы»

Оттиск печатками из картофеля (цветочек)

Рисование

Аппликация +рисование

Март I- II «Мама-слово дорогое» 1 «Мимозы маме к празднику»

2-3 «Портрет мамы»

4 «Откратка для мамы» Оттиск мятой бумагой

Рисование +аппликация

Аппликация (скатывание салфеток)

III-IV «Весна стучится к нам в окно» 1 «Какого цвета весна»

2 «Облака»

3 «Ледоход»

4 «Подснежник» Рисование по мокрому фону

Рисование по мокрому фону

Аппликация

Рисование+лепка

Апрель I- II «Космос» 1 «Звездное небо»

2 «Ракета»

3-4. «Звездный коллаж». Рисование восковыми мелками + акварель

Аппликация

Рисование мыльными пузырями

III-IV «Птицы — наши друзья» 1 «Лебеди»

2 «Веселая птичка»

3 «Скворечник»

4 «Скворец» Рисование

Рисование пальчиками

Аппликация

Лепка

Май I- II «День Победы» 1-2 «Празднич-

ный салют»

3-4 «Солдат на посту» Рисование восковыми мелками + акварель

Печатанье паралоном.

III-IV «Здравствуй, лето! 1 «Разноцветные бабочки»

2 «Как я люблю

одуванчики»

3 «Радуга-дуга»

4 «Зеленый май» Рисование (монотипия)

Оттиск мятой бумагой

Пластилиновая живопись

Аппликация +рисование

Задачи обучения для детей старшего возраста

  • различать виды изоисксства
  • владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения; — смешивать краски для получения новых оттенков
  • передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий
  • сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы
  • рисовать самостоятельно

- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками

Перспективный план образовательного кружка «Кисточка» для детей старшего возраста.

Месяц Неделя Тема

в МАДОУ Тема

нод Характеристика деятельности

1 2 3 4 5

Октябрь I- II «Я в мире – человек!» 1-2 «Будем знакомы»

3 «Я в мире человек».

4 «Моя семья»

Знакомство с красками

Беседа.

Рисование картонными полосками, пальчиками.

Рисование+аппликация

III-IV «Игрушки» 1 «Нарядные матрешки»

2 «Клякса»

3 «Храбрый петушок»

4 «Веселый поезд» Оттиск печатками

Кляксография

Рисование гуашевыми красками.

Коллективная аппликация+рисование

Ноябрь I- II «Родина моя» 1 «Мой родной город»

2 «Как прекрасен этот мир»

3 «Золотая осень в городе»

4 «Дом, в котором мы живем»

Рисование

Аппликация +рисование

Пластилиновая живопись

Рисование восковыми мелками+акварель

III-IV «Животный мир» 1 «По горам, по долам…»

2 «Разноцветные морские животные»

3 «Кошки на окошке»

4 «Кошка с котятами»

Рисование+аппликация

Нетрадиционное рисование + аппликация.

Рисование + аппликация.

Рисование (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)

Декабрь I- II «Здравствуй, гостья Зима» 1 «Белая береза под моим окном...»

2 «Морозные узоры»

3-4 «Весело качусь я под гору в сугроб» Рисование (Тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками)

Пластилиновая живопись

Коллаж

III-IV «Новый год» 1 «Еловые веточки»

2 «Елочная игрушка»

3 «Снеговик Великан»

4 «Новый год» Рисование

Аппликация

Лепка

Рисование+аппликация

Январь I- III «Сказка в гости к нам пришла» 1 «Баба Яга и Леший»

2 «Девочка-Снегурочка»

3 «Дворец для Снегурочки»

4 «Морозные сказочные узоры»

5 «Моя сказка»

6 «Что за чудо эти сказки» Рисование по сказке

Лепка

Аппликация

Рисование (набрызг)

Рисование +конструирование

Рисование (пятно, штрих, линия)

Февраль I- II «Чудесные вещи вокруг нас» 1-2 «Сказочная гжель»

3 «Пир на весь мир»

4 «Котятки и перчатки» Рисование узоров на посуде

Оттиск печатками

Рисование пальчиками

III-IV «Наша Армия родная и отважна и сильна» 1 «Богатыри земли русской»

2-3 «Папин портрет»

4 «Открытка для папы.

Рисование (гуашь)

Аппликация +рисование

Конструирование+аппликация

Март I- II «Мама-слово дорогое» 1 «Букет цветов»

2-3 «Мы с мамой улыбаемся»

4 «Откратка для мамы» Оттиск мятой бумагой

Рисование +аппликация

Аппликация (скатывание салфеток)

III-IV «Весна стучится к нам в окно» 1 «Какого цвета весна»

2 «Весеннее небо»

3 «Весна пришла»

4 «Подснежник» Рисование по мокрому фону

Рисование по мокрому фону

Рисование бумажными комочками

Пластилиновая живопись

Апрель I- II «Космос» 1 «Звезды и созвездия»

2 «Покорение космоса»

3-4 «Пришельцы из космоса» Рисование восковыми мелками + акварель

Аппликация

Пластилиновая живопись

III-IV «Птицы — наши друзья» 1 «Золотой петушок»

2 «Веселая птичка»

3 «Скворечник»

4 «Лебедь» Рисование

Рисование пальчиками

Аппликация+констру-ирование

Пластилиновая живопись

Май I- II «День Победы» 1-2 «Празднич-

ный салют»

3 «День Победы»

4 «Ура, День Победы» Рисование восковыми мелками + акварель

Граттаж

Рисование+аппликация

III-IV «Здравствуй, лето! 1 «Первоцветы»

2 «Весенняя гроза»

3 «Радуга-дуга».

4 «Зеленый май» Рисование (монотипие)

Рисование по мокрому фону

Пластилиновая живопись

Аппликация +рисование

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа». М., 2006
  2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации, подготовительная к школе группа». М., 2006
  3. Дрезнина М.Г. «Каждый ребёнок – художник». М., 2002
  4. Рабочие тетради по основам народного искусства. «Искусство — детям» М., 2003
  5. Величко Н. К. «Роспись: техники, приемы, изделия». М., 1999
  6. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент»
  7. Кастерман Ж. «Живопись: рисуй и самовыражайся» 2002 г.
  8. Конева Г.М. «Бумага: играем, вырезаем, клеим». 2001 г.
  9. Жегалова С.К. Росписи Хохломы. — М.: Детская литература, 1991.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год