Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа дополнительного образования - Звездочеты
Педагогика
Автор: Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна   
27.11.2011 07:33

Программа дополнительного образования - Звездочеты

Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна

воспитатель 1 квалификационной категории, работаю воспитателем с 1993 года. На данный момент работаю в  МДОУ «Ергачинский детский сад», Пермский край, Кунгурский район, ст. Ергач

Направление:  формирование элементарных научно – естественных представлений во влиянии макрофакторов на социализацию ребенка дошкольного возраста.

Оглавление
Введение
Пояснительная записка
Средняя группа
Технологическая карта
Учебно - тематический план
Перспективное планирование
Диагностика
Методика проведения диагностики
Старшая группа
Технологическая карта
Учебно - тематический план
Перспективное планирование
Диагностика
Методика проведения диагностики
Подготовительная к школе группа
Технологическая карта
Учебно - тематический план
Перспективное планирование
Диагностика
Методика проведения диагностики

Введение
Приступая к изучению актуальной темы «Социализация ребенка дошкольного возраста» следует, прежде всего, разобраться в понятии "социализация". Разобравшись в определении этого понятия, мы сможем лучше и точнее ориентироваться в изучаемой теме.


Как известно наша планета Земля образовалась около 4-5 миллионов лет назад, жизнь на ней возникла примерно 3-3,5 миллионов лет назад. По поводу происхождения человека на земле мы в праве принимать любую точку зрения, но бесспорно доказано по меньшей мере два положения человека - высшее разумное существо, человек становится таковым лишь среди себе подобных. Биологическое и социальное составляют в нем нерасторжимое единство. Социальный опыт не пропадает, от поколения к поколению он сохраняется и делает каждое последующее поколение образованнее предыдущего. Каждый отдельный индивид становится Человеком в процессе социализации. Есть разные определения понятия социализация, они связаны с разными взглядами на сущность данного процесса.
При определенных различиях в подходе к пониманию процесса социализации у всех этих точек зрения есть общее - человек взаимодействует с социальной действительностью, и результатом данного взаимодействия становится формирование человеческого существа. Широкий окружающий мир более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начиная с детства, продолжается всю жизнь.
Приобщение детей к миру взрослых к их деятельности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество – задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что на их взгляд, пригодится ребенку в жизни, так со временем менялось и отношение к проблеме приобщения детей к социальной действительности: к его целям, содержанию, методам.
Проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем, формирования личности ребенка, поэтому необходима квалифицированная помощь ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.
Как известно на превращение человека в существо социальное влияет несколько групп факторов – это микрофакторы, мезофакторы и макрофакторы.
Первая группа факторов (микрофакторы) – это семья. Ребенок рождается в определенной семье, у определенных родителей. Именно здесь, в семье, он начинает приобретать первый социальный опыт. Содержание и характер этого социального опыта зависят от духовного богатства родителей, от моральных и жизненных ценностей всей семьи, от понимания родителями ответственности перед малышом за "качество социализации", которое они ему обеспечат. Механизм социализации, которым владеет семья, объективно заложен в самой ее структуре, в ее воспитывающей функции. Естественное усвоение ребенком социального опыта посредством  подражания близким, "личностно значимым" для малыша взрослым; усвоение норм, правил поведения, взаимоотношений и др., - происходят в сочетании с постоянным подкреплением-поощрением или осуждением, способствующими формированию у ребенка его собственной моральной картины мира. В семье происходит и половая идентификация: ребенок соотносит себя с одним из родителей своего пола и присваивает присущие полу формы и способы поведения. Семья играет кардинальную роль в социализации личности ребенка, удовлетворяя его потребности в эмоциональной защищенности, доверии, первичной информации.
Вторая группа факторов влияющих на социализацию детей - это мезофакторы. К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди, живущие в одной этнокультуре, как правило, владеют одним и тем же языком. Таким образом, каждый этнос имеет свои специфические черты, которые и образуют его национальный характер, его менталитет. Ребенок присваивает именно тот этнический характер, с которым встретился в своей жизни впервые. Для него это тот первоисточник, который закладывает первые кирпичики фундамента социализирующейся личности. Поэтому так отличаются друг от друга дети, растущие в различных этнических условиях, в разной этнокультуре. У каждого народа есть свои представления о воспитании, своя "имплицидная, не сформулированная концепция" воспитания, на которую осознанно или неосознанно ориентируется представители этноса, тем самым, приобщая ребенка к своей субкультуре.
На характер приобретаемого ребенком социального опыта оказывает влияние климат, географическое расположение поселения, пища, национальность. Мезофакторы, так же как и микрофакторы, имеют свои механизмы социализации личности.
Макрофакторы, -  к этой группе факторов относят космос, планету, общество, государство. Изучать и учитывать их влияние на социализацию личности ребенка необходимо по нескольким причинам. Данной группе факторов принадлежит объединяющее начало. Именно они определяют то, что показывает сходство между людьми, как с точки зрения биологического строения, так и с позиции общечеловеческих ценностей, ведущих линий развития культуры, науки и др. В плане решения воспитательных задач эти факторы создают объективную предпосылку для воспитания планетарного мышления и толерантного отношения людей Земли друг к другу. Как известно, к макрофакторам относят, космос и за играми в гороскопы стоит пока еще практически не изученное влияние космических сил на психику и биологическое функционирование организма человека. И если медицина уже чаще всего не пренебрегает учетом таких воздействий, то психологи, и особенно педагоги их не учитывают. С давних пор люди интересовались устройством Солнечной системы и сочетанием звезд, но как объяснить дошкольникам, что такое Солнечная система, ведь мы никогда ее не увидим?
Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.
Семья и дошкольные детские учреждения - два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении малыш получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе,  определяющее его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации  и мировоззрение ребенка в целом.
Родители и педагоги всегда озабочены проблемой: как сделать так, чтобы действительно маленький ребенок, только что пришедший в этот мир, стал счастливым, удачливым, умным, добрым...   В этом сложном процессе становления Человеком немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, то единственное место, где человек только и может чувствовать себя хорошо, может реализовать свои потенциальные возможности и получить удовольствие от этой реализации. Уже среди маленьких дошкольников можно встретить неуверенных в себе, болезненно застенчивых или, напротив, очень агрессивных, излишне подвижных. И то и другое мешает не только окружающим,  но и им самим. Мы взрослые должны помочь малышу получить удовлетворение от процесса самовоспитания и самосовершенствования, для того что бы, как можно раньше ребенок ощутил себя ЧЕЛОВЕКОМ - со всеми присущими ему достоинствами и возможностями.
Необходимость изучения данной темы возникла, при анализе программы “Детство” и модели выпускника  детского сада, и обнаружении в программе «Детство» того, что недостаточно освещен  раздел Госстандарта “Развитие элементарных естественнонаучных представлений”.
Для более эффективного решения явно видимой проблемы, следует углубить сотрудничество, с родителями привлекая их к построению предметно – развивающей среды и участию в образовательном процессе детского сада, так как без их поддержки, помощи и заинтересованности было бы намного сложнее реализовать задуманные идеи.

 

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования «Звездочеты» направлена на формирование элементарных научно – естественных представлений в плане влияния макрофакторов на социализацию ребенка дошкольного возраста. Данная программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) и детей старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет).
В процессе реализации программы «Звездочеты» у дошкольников формируется планетарное мышление и толерантное отношение к жителям планеты, расширяется кругозор. Программа раскрывает некоторые аспекты патриотического воспитания, знакомя детей с историей развития своей страны, ее историей, культурой, геральдикой и общечеловеческими ценностями.  Дети ощущают себя неотъемлемой частью бескрайней вселенной и огромной страны. У дошкольников накапливается социальный опыт необходимый для органичного вхождения дошкольникам в новую социальную ситуацию, в мир себе подобных, а родители приобретают новый опыт общения и сотрудничества с детьми. Установление взаимодействия с родителями благоприятно влияет на вхождение малыша в мир взрослых и сверстников, т.е. помогает ему успешно социализироваться.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждение гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни  и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного возраста. Одна из основных задач предложенной программы стимулировать детей и их родителей к поиску путей добывания разнообразной информации с учетом возможностей дошкольников.
Содержание программы «Звездочеты» имеет три основных блока: «Моя страна», «Земля – наш общий дом», «Солнечная система». Наибольшее количество часов уделяется блоку «Солнечная система», т.к. эта тема оказалась менее освещена в программе «Детство», остальные блоки программы «Звездочеты» является вариативным дополнением к разделам «Ребенок открывает мир природы», «Ребенок входит в мир социальных отношений».
Программа "Звездочеты" имеет воспитывающую направленность, содержание которой прослеживается практически во всех блоках. Социализация ребенка дошкольного возраста по средствам личностно – ориентированного воспитания предусматривает, формирование толерантности, уважения к традициям своего народа и других народов, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма, что в достаточной мере мною раскрыто в предложенной программе.
Данная программа также раскрывает некоторые аспекты патриотического воспитания, знакомя детей с историей развития своей страны, культурой, геральдикой и общечеловеческими ценностями.  Дети ощущают себя неотъемлемой частью бескрайней вселенной и огромной страны. У дошкольников накапливается социальный опыт необходимый для органичного вхождения дошкольникам в новую социальную ситуацию, в мир себе подобных, а родители приобретают новый опыт общения и сотрудничества с детьми. Установление взаимодействия с родителями благоприятно влияет на вхождение малыша в мир взрослых и сверстников, т.е. помогает ему успешно социализироваться.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждение гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни  и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного возраста. Одна из основных задач предложенной программы стимулировать детей и их родителей к поиску путей добывания разнообразной информации с учетом возможностей дошкольников.
Содержание программы дополнительного образования составлено с учетом психологических особенностей дошкольников.  Дети 4-5 лет  осваивают понятия:
*день и ночь; солнце и луна; земля и небо;  звезда и созвездие; воздух; солнечная система; глобус;
*узнают о положении солнца в течение суток; о строении солнечной системы; о том, когда появляются звезды на небе; элементарные представления о космосе; о луне – как естественном спутнике Земли; о космических телах; о том, что наша планета называется «Земля»; о месте расположения нашей страны на глобусе;
*учатся определять сходства и различия планет, формируется эмоционально-действенного отношения к космонавтам.
Программа имеет тенденцию усложнения, дети 5-6 лет усваивают:
*понятия: «Космическое пространство», воздух и его свойства;
*представления о Земле и жизни людей на планете;
*о книге как источнике знаний;
*об истории покорения космоса человеком,  о космических полетах, ученых, которые стояли у истоков русской космонавтики, о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин;
*о том, когда появляются звезды на небе, и что они образуют созвездия, которые имеют свое название;
*о планетах Солнечной системы (названиях, размерах и последовательности удаления от солнца),
*о том, что Луна является верным спутником планеты Земля, что, как и все представители космического пространства  постоянно находится в движении, о фазах Луны.
В свою очередь дети подготовительной к школе группы в рамках реализации программы дополнительного образования:
*узнают и расширяют свой запас знаний: о свойствах и устройстве некоторых планет, о звездном небе, о том, когда появляются звезды на небе, о космических полетах, о карте и глобусе (что на них изображено и каким цветом, для кого они нужны);
*знакомятся с некоторыми континентами;
*расширяют представления  о России; о том, кто были наши предки, какие народы живут в России, о том, как жили на Руси в старину, знакомятся с историей возникновения страны, ее символикой, с праздниками на Руси с обычаями и традициях нашего народа;
*узнают о природных ископаемых Земли, о разнообразии жилищ народов мира.
Данная программа предусматривает наличие в развивающей среде детского сада мини планетария, где отведено место для сюжетно – ролевых, дидактических и развивающих игр, для экспериментирования с разнообразными материалами, для создания тематических выставок иллюстраций, художественной литературы и пособий, создания мини – музеев. Для реализации поставленных задач необходимо оснастить лабораторию мини – планетария зеркалами, фонариками, магнитами и другими средствами. Также необходим магнитофон для прослушивания разнообразных национальных мелодий, гимна России, фантастических космических шумов и пр., и видео или DVD плеер для просмотра мультипликационных фильмов   («Незнайка на Луне», «Хозяйка Медной горы» и др.). В мини – планетарии также необходимо иметь картотеки созвездий,  объектов и явлений Солнечной системы, разнообразные энциклопедии и альбомы, ширмы и стенды, макеты и модели космической техники, глобусы и карты мира и своей страны, дидактические игры и  атрибуты для организации сюжетно – ролевых игр, мнемотаблицы и мнемодорожки. Требуется отвести место для  творческих работ детей и родителей.
Разработанная программа может быть использована педагогами ДОУ, родителями для формирования элементарных научно-естественных представлений дошкольников о планете Земля и народах ее населяющих,  а также о планетах солнечной системы.
Список литературы:
1.     Л.В. Пименова «Блочно – тематическое планирование» Кунгур,2002
2.    О.В. Дыбина и др. «Неизведанное рядом» М, «творческий центр Сфера»,2001
3.    Скоролупова О.А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме -  Покорение космоса» М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2003
4.    Скоролупова О.А. «Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ» М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006
5.    П. В. Клушанцев «О чем рассказал телескоп: Очерки». – Л.: Детская литература, 1980
6.    Т.И. Попова «Мир вокруг нас» М., Линка – Пресс, 1998
7.    Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Москва, 2005.
8.    Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир» (программа «Детство») / автор – составитель О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007.
9.     М. В. Крулехт, А. А. Крулехт «Самоделкино» С-Пб «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
10. И.Л. Паршукова «Маленькие исследователи в детском саду» С-Пб Европейский дом, 2004
11.     Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» №1 – 2003 г
12.    Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч»  № 2 – 2006г
13.    Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» №1– 2002 г
14.    Иллюстрированный научно-популярный и методический журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей «Обруч» № 3 – 1999 г
15.    Газета «Детский сад со всех сторон»№18(344) июнь 2007 Автор – составитель Е. К. Шатохина
16.    Газета «Детский сад со всех сторон»№17(343) июнь 2007 Автор – составитель Е. К. Шатохина
17.    Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений «Ребенок в детском саду» № 4 2007 ОО Издательский дом «Воспитание дошкольника»
18.     И. Е. Светлова «Атлас Земли» М.: Эксмо,2006
19.     Энциклопедия  «Моя первая книга о космосе: научно - популярное издание для детей», М.: «РОСМЕН - ПРЕСС»,2007
20.     Дошкольное воспитание №7 2004
21.    М. Ю. Новицкая. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.: Линка – Пресс, 2003
22.    Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 6 (38) август 2007

Предлагаю методическое сопровождение программы "Звездочеты" для средней группы в которое входит технологическая карта; учебно-тематический и перспективный планы; диагностика и методика диагностики детей среднего дошкольного возраста.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (180) выйдет
28 февраля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год