Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Волшебство с листом бумаги»
Оригами
Автор: Иванова Н.Н.   
15.07.2015 10:39

«Волшебство с листом бумаги»«Волшебство с листом бумаги»

Перед вашим взором сидят на стене птицы, растут у подножия цветы, только странные они какие-то. Вроде живые, но из чего-то сделанные. Конечно! Это же бумажные фигурки! Вы и сами умеете делать некоторые из них.

Вспомните:

  • кто из вас на переменках (а если честно, то и иногда и на уроках) не складывал прыгающую лягушку?
  • кто не надувал тюльпанчик, с восхищением наблюдая за волшебным превращением сложенного листика в полураскрывшийся бутон?
  • и, наконец, кто не запускал в полет собственноручно сделанный бумажный самолетик?

Наверное, почти все! Однако мало кто из нас знал тогда, что эти фигурки называются оригами.

 

Скачать конспект

Слово это пришло к нам из Японии и обозначает древнее японское декоративное искусство бумажной пластики, состоящее в складывании из нее объемных фигурок (животных, корабликов, шапок, домиков, цветов). Там, в течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки. Так они совершали символические подношения Божеству, ведь по-японски слова Бог и Бумага звучат одинаково – Ками. Позже оригами стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры. В 20 в. распространилось по всему миру, в том числе и в России, благодаря фигурке бумажного журавлика, ставшего символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. А покорилось оно другими странами лишь тогда, когда клерк Акира Йошизава придумал универсальную систему условных знаков. С их помощью удается записать без слов последовательность, в которой можно сложить из бумаги любую, даже самую трудную фигурку. Язык этот сродни нотам в музыке – понятен и японцу, и американцу, и русскому.

Такой вид японского искусства меня очень заинтересовал, и мне захотелось научить этому интересному увлекательному и полезному делу своих воспитанников. Так началась работа над созданием этого курса: «Система занятий по оригами – способ интеллектуального и эстетического развития детей дошкольного возраста».

Для реализации своей идеи я стала подбирать и приобретать необходимую методическую литературу. Познакомившись с авторскими работами по оригами, я поняла, как и в любом виде творчества, пределов совершенствования в искусстве оригами не существует. А еще это одна из увлекательных форм познания мира. Знаменитый немецкий педагог и основатель системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель высоко оценил искусство складывать бумагу как способ ознакомления детей с азами геометрии. Но познавательные способности оригами гораздо шире.

О пользе древнего искусства рассуждают медики, психологи, педагоги. И вот к чему они пришли.

Складывая бумажные фигурки, дети:

  • совершенствуют координацию тонких движений пальцев, что помогает быстрее научиться писать
  • учатся быть терпеливыми и внимательными: чтобы фигурка получилась, надо не отвлекаясь, следовать инструкции
  • развивают способность четко формулировать мысль, объясняя вслух, как получилась бумажная фигурка
  • обучаются элементам логического или абстрактного мышления, записывая или читая схемы. Умение изложить с помощью условных знаков последовательность, в какой нужно складывать фигурку, — обязательный элемент оригамской грамотности
  • переходят на «ты» с математикой. Оригами – мир геометрических фигур: треугольников, квадратов, многоугольников, призм
  • тренируют память, запоминая, как сложить ту или иную фигурку
  • развивают способности к конструкторскому творчеству и пространственному мышлению
  • воспитывают аккуратность, иначе фигурки не будут получаться – зайка не сможет шевелить ушками, лягушка не будет прыгать.

Продолжая работу в данном направлении, я сначала освоила поделки сама, а потом стала учить этому детей, включая поделки по типу оригами не только в занятия по конструированию, но и вне их.

Чтобы сделать процесс складывания интересным и понятным детям, я «оживила» квадратный лист бумаги. У нашего Квадрата есть лицо, руки и ноги. Любая работа начинается с того, что Квадрат ровно и правильно «становится» перед нами, то есть дети кладут перед собой Квадрат так, чтобы у него «руки», «ноги» и «голова» были в правильном положении.

В старшем дошкольном возрасте, уже после полученных навыков работы с оригами, ввожу термины: вершина, сторона, линия сгиба, центр квадрата и др.; знакомлю с несложными значками, с помощью которых записывается схема складывания любого изделия из бумаги; а затем постепенно предлагаю ребятам самим читать чертежи.

Памятуя «золотое правило педагогики» – от простого к сложному и, исходя из возрастных возможностей ребенка, подбираю соответствующие поделки. Весь программный материал условно разделила на циклы. Поделки одного цикла (простые, сложные) изготавливаются по единой основе – выкройке. Я не только знакомлю детей с техникой выполнения определенного вида изделия, но и показываю, как можно преобразовать в другое, усовершенствовать. Практика подтверждает, что такой принцип преподнесения материала дает возможность лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес к изобретательству, помогает закрепить приобретенные навыки.

Для складывания фигурок нужна бумага: писчая, цветная, оберточная. Ее легко сгибать, резать, скручивать, можно подкрасить.

Оригами не требует особых инструментов; нужны ножницы, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры и иногда клей.

Работа с бумагой заканчивается определенным результатом. Это:

  • поделки к праздникам
  • игрушки-забавы для детей младшего дошкольного возраста;
  • игрушки к сюжетно-ролевым играм;
  • выставки творческих работ детей.

Подводя итоги работы, отмечаю, что изготовление поделок из бумаги:

  • увлекает дошкольников;
  • будит детское изображение;
  • в руках ребенка бумага оживает и за считанные минуты превращается в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов;
  • дети испытывают радость от самостоятельно выполненной работы.

Безусловно, все это и многое другое притягивает заниматься этим видом искусства!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 47 (168) выйдет
6 декабря 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год