Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Моя родина – Кубань»
Познание
Автор: Минакова Виктория Евгеньевна   
13.12.2021 13:23

«Моя родина – Кубань»«Моя родина – Кубань»

(с детьми 5-6 лет)

Автор: Минакова Виктория Евгеньевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 города Ейска муниципального образования Ейский район город Ейск 2021 г.

Пояснительная записка:

Цель: Формировать у детей представления об исторических и культурных ценностях родного края, его достопримечательностях, а также целостной картины мира на основе представлений о социальной действительности родного края.

 Скачать конспект

Задачи:

Обучающая: Учить детей проявлять патриотизм, любить родной край, Родину, гордиться её достижениями, быть уверенными в том, что Краснодарский край многонациональный край с героическим прошлым, успешным настоящим и счастливым будущим. Знакомить с русскими народными традициями.

Развивающая: Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение устанавливать причинно-следственные связи, проявлять эмоционально-оценочное отношение к реальным поступкам, событиям с учётом культуры и традиций Краснодарского края.

Воспитывающая: Воспитывать патриотизм, чувство привязанности к родным местам, гордость за свою малую родину, её достижения.

Состав группы воспитанников: 9 мальчиков, 11 девочек.

Актуальность. Воспитание нравственных качеств и духовности необходимо начитать с дошкольного возраста. В этой работе главное место занимают приобщение детей к культуре своего народа. Здесь сохранились черты русского характера, духовно-нравственные ценности, представления о красоте, доброте, трудолюбии, смелости, послушании, уважение к старшему поколению.

Таким образом, основополагающим направлением образовательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей выступает приобщение их к социальной действительности в процессе ознакомления с родным краем.

У детей 5-6 лет процесс ознакомления с окружающим миром происходит эмоционально-практическим путём. Дети этого возраста с интересом познают окружающий мир. Познание и усвоение нового способствует их дальнейшему развитию, закладывая фундамент для становления ребёнка, как личности. Успешное развитие ребёнка зависит от полноты и разнообразия детской деятельности. Поэтому необходимо интегрировать различные виды деятельности, включая методы познавательной активности, что вызовет повышенный интерес к теме ознакомления с историей родного края.

Формы проведения занятий, виды деятельности: интерактивная экскурсия; предметная, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Форма НОД (с указанием вида): групповое, комбинированное НОД.

Предшествующая работа: рассматривание картин Ю.П. Короткова; слушание кубанских народных песен; дидактическая игра «Узнай наш флаг»; чтение стихотворения Л. Воронько «Лучше нет родного края.», музыкально-дидактическая игра «Возле дома огород», попевки «Гречку мыли, гречку мяли», хоровод «Ой при лужку». Подвижные кубанские игры «Кривой петух», «Коршун», «Гуси». Рисование «Кукла в кубанском костюме», раскраски с изображением народных промыслов, аппликация «Наша клумба».

Дидактическое обеспечение: экспонаты «Кубанской горницы»: самовар, прялка, коромысло, чугунок, рушник, куклы в кубанской одежде.

Мультимедийное оборудование, презентация «Кубань-казачий край», шапочка «Солнце» для подвижной игры.

Ход:

1 часть. Вводная (Мотивация)

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, какие новые предметы вы заметили в нашей группе.

(в игровом уголке находятся предметы кубанского быта: самовар, прялка, коромысло, чугунок, рушник, куклы в кубанской одежде. Дети называют их. Воспитатель помогает им, если они затрудняются ответить.)

Воспитатель: Ребята, это предметы старины, которыми пользовались наши предки, с которых началась наша с вами Родина.

Воспитатель читает стихотворение З. Александровой «Родина»:

Если скажешь слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах — первые кораблики,

Над скакалкой-топот ног.

И родной московской фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная-

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Воспитатель: Ребята о чём говорится в этом стихотворении?

(ответы детей).

Воспитатель: Верно, о Родине. А как называется наша с вами Родина?

(ответы детей).

2. часть. Основная.

Воспитатель: Да, Россия. Ребята, Россия очень большая страна, в ней живут много народов различных национальностей. И у каждого народа есть своя малая Родина. Как вы думаете, что такое малая Родина? (ответы детей)

Верно, малая Родина — это то место, где человек родился, вырос, где живут его родители, друзья, где он пошёл в детский сад, а затем в школу. Есть такая Родина и у нас с вами.

Вы знаете, как она называется? (ответы детей)

Воспитатель: Наша малая Родина называется Кубань. Находится Кубань в Краснодарском крае, а столица Краснодарского края и Кубани — город Краснодар (дети повторяют название малой Родины, края и столицы).

Воспитатель: А как же называемся мы — жители Кубани? Кубанцы.

(дети закрепляют новое название).

Воспитатель: А какая же она: наша Кубань, вы хотите узнать? Давайте послушаем песню:

«Кубань раздольна и широка»

(дети слушают песню С. Переверзева «Люблю Кубань»)

Воспитатель: Что же вы узнали о Кубани из этой песни? (ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, широка и раздольна наша Родина — Кубань! На степных просторах нашей Родины колосится золотая пшеница, в плодородных садах её созревают наливные яблочки, на склонах гор пасутся стада баранов, в тёплом Азовском море любят купаться дети, а по глубокому Чёрному морю ходят большие корабли и водятся в тех морях дельфины и рыба разнообразная: кефаль, осётр, тарань, барабулька.

Воспитатель: Жители Кубани- настоящие труженики. Они работают на полях и в садах, на фабриках и заводах, растят коров и свиней, пасут баранов, заботятся и берегут свой край, свою малую Родину. Кубанцы — очень гостеприимный и добрый народ, всегда рады гостям, но если вдруг враг вздумает напасть — защитят свою Родину и прогонят всех недругов.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, с чего началась наша Кубань, как жили наши предки, какие обычаи были в старину? Мы узнаем об этом чуть позже, а сейчас я предлагаю вам поиграть в народную кубанскую игру, а называется она «Солнце».

Ход игры: Дети стоят по кругу. В центре ребёнок — «Солнце»

Гори, солнце, ярче, Дети ходят по кругу

Лето будет жарче.

А зима теплее, Идут в центр круга

А весна милее, Идут из центра обратно

А зима теплее, Идут в центр круга

А весна милее, Идут из центра обратно

После слов «солнце» Ловишка ловит детей

Повторить игру 2-3 раза по желанию детей

Воспитатель: Ребята, хотите попасть на экскурсию? Давайте совершим путешествие по Кубани (дети с педагогом смотрят презентацию «Кубань-казачий край»)

Воспитатель: История нашей Кубани началась давно.

(показ 2 слайда)

Воспитатель: Царица Екатерина подарила казакам земли на юге государства Российского, чтобы они защищали Россию от врагов. И казаки поселились среди бескрайних южных степей. Основали первые поселения. Они назвали их «станица» (дети повторяют название).

Воспитатель: Это название сохранилось до наших дней.

(показ 3 слайда).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие были первые станицы казаков. Дом казаков назывался «хата» (дети закрепляют название).

Казаки строили свои хаты из глиняных кирпичей, стены белили известью, а крышу крыли соломой. В казачьих семьях всегда было много детей. Взрослые уважали стариков, а дети слушались своих родителей и помогали им по хозяйству. Мальчики обучались владеть шашкой с детства, а девочки помогали матери и бабушке: они готовили пищу, доили коз и коров, пряли пряжу, прибирались в хате.

Воспитатель: Очень важным предметом казачьей хаты была печь.

(показ 4 слайда)

Посмотрите, ребята, какая она большая. Сейчас таких почти не встретишь ни в одном доме. Казаки называли её ласково: печка-матушка.

А знаете, почему?

(предполагаются различные варианты ответов детей).

Воспитатель: Да, ребята, потому что любили казаки печь за то, что заботилась она о людях, как матушка родная: пекла румяные пироги, варила вкусные щи и томились в духовке сливочки из коровьего молочка. А холодной зимой можно было залезть на печку и согревала она своим теплом.

Воспитатель: Помогала хозяюшкам-казачкам в их нелёгкой работе кухонная утварь. (показ 5 слайда)

(Воспитатель рассказывает детям, для чего нужны ухват, горшок, кочерга, дети повторяют названия утвари, отвечают на вопросы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что это за предмет казачьего быта? (предполагаются различные варианты ответов детей).

(показ 6 слайда).

Воспитатель: Это прялка. На ней казачки пряли пряжу.

(дети повторяют названия предметов.).

Воспитатель: Пряжа — это нитки. Бывает пряжа разная. Из шерстяной пряжи казачки вязали тёплые носки и платки на зиму. Из льняной пряжи, которую делали из растения лён, ткали ткань, а потом шили рубашки, брюки, платья.

Воспитатель: Долгими зимними вечерами сидели за прялкой казачки -и молодые и постарше и пряли пряжу. Горела лучина перед ними и пели они песни, чтобы дело быстрее спорилось. Ну а как закончат казачки свою работу, ставят они на стол самовар, да пьют чай ароматный с мёдом, да баранками.

(показ 7 слайда).

Воспитатель: Ребята, если печь в казацкой хате была, как матушка, то самовар-батюшка.

Он поил горячим чаем, согревая всех своим теплом. А уж веселились казаки как: просто загляденье!

(показ 8 слайда).

Воспитатель: С весёлой пляской, да звонкой песней в кругу родных и друзей

проводили они свои праздники: отдыхали да радовались.

Воспитатель: Но не только работали казаки в поле, саду, строили хаты и растили детей, но и защищали свой дом от врагов.

(показ 9 слайда).

Воспитатель: Садились они на лихих коней, брали в руки шашки и геройски сражались с врагами, и бежали враги далеко-далеко от казачьих станиц и никогда более не пытались назад вернуться. А после боя возвращались казаки с победой домой и встречали их казачки: матери, жёны, сёстры и поили чистой водой из родной реки Кубани.

3 часть. Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель: Ребята, вам понравился рассказ об истории нашей малой Родины? Что понравилось больше всего? Что вы узнали нового? А что еще хотите узнать? (дети отвечают на вопросы, воспитатель дополняет ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а скажите, у кого-нибудь из вас есть родственники, живущие на Кубани в других городах и станицах? Расскажите об их жизни: чем они занимаются, где работают, чем увлекаются)

(воспитатель выслушивает ответы детей).

Воспитатель: Ребята, ну вот и подошло к концу путешествие в историю нашей малой Родины Кубани. Что же нового вы узнали сегодня?

(дети отвечают, воспитатель дополняет ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо всё поняли. И я надеюсь, что когда вы подрастёте, вы так же будете любить свою родину Кубань, приумножать её богатства и защищать, как это делали ваши далёкие предки кубанские казаки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год