Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Бархатное семечко яблоньки садовой, Каплей шоколадной упало в чернозем»
Познание
Автор: Бардак Елена Григорьевна   
08.07.2019 19:03

«Бархатное семечко яблоньки садовой, Каплей шоколадной упало в чернозем»«Бархатное семечко яблоньки садовой, Каплей шоколадной упало в чернозем»

Вид проекта: познавательно – исследовательский.

Участники: дети старшей «А» группы ОНР, педагоги, родители, Срок: 2 месяца

Подготовила: воспитатель Бардак Елена Григорьевна ст. Староминская 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» муниципального образования Староминский район

Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый лёгкий и путь опыта — это путь самый горький.
Конфуций

Пояснительная записка

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Скачать конспект

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Поэтому забота о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждении и исправлении различных нарушений является актуальной.

История нашего проекта началась с того, что во время второго завтрака некоторые дети отказались кушать яблоки. Когда я спросила причину, дети стали рассуждать о вкусовых качествах яблок. Таким образом, из беседы с детьми возникла актуальная проблема: дети не знают, почему у яблок разный вкус, цвет, форма, размер, детям интересно получить больше информации об этом фрукте. Откуда нам почерпнуть информацию? Дети предложили посмотреть в интернете, спросить у родителей, почитать книги.

Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители воспитанников.

Цель: создание условий для речевой, познавательно – исследовательской, трудовой деятельности детей в осенний период.

Задачи:

  1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира;
  2. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Описание проекта

Работа над проектом проходила через все виды деятельности и образовательные области.

Механизмы реализации проекта:

  • просмотр программы «Садовый мир», мультфильма «Мешок яблок»
  • рассматривание картин
  • беседы
  • продуктивная деятельность
  • работа с родителями
  • составление описательных рассказов
  • дидактические игры
  • чтение сказок
  • заучивание наизусть стихотворений
  • экспериментальная деятельность
  • СЭТД
  • двигательная деятельность

Работу над проектом начали с просмотра программы «Садовый мир», по окончании программы, в ходе беседы, дети сделали вывод: что вкус, запах, цвет и вкус яблок зависит от его сорта и что у яблок есть название. Рассмотрели картину «Фруктовый сад», «погуляли» по саду (дыхательная гимнастика «Ароматное яблоко»).

Цель: обогащать и активизировать словарь детей по теме «Фрукты», активизировать в речи детей глаголы, обозначающие действия. А какие яблоки любите вы? – спросила я у детей. Ребята стали с увлечением рассказывать, но называли только цвет, и вкусовые качества. Тогда я предложила нарисовать каждому свое яблоко.

Дети нарисовали абсолютно разные яблоки, и когда я спросила у ребят: «А что вы можете рассказать о своем яблоке?» — у многих детей вопрос вызвал затруднения. Тогда я попросила детей вместе с родителями найти информацию о яблоках, которые любят дети. Так возникла идея совместно с родителями создать альбом «Мое любимое яблоко» с фотографиями, названием, информацией о яблоках, которые дети любят.

Юра с мамой узнал из интернета и рассказал всем детям о том, что родина яблок – Казахстан. Распространяли первые яблоки медведи. Они выбирали самые вкусные и сочные плоды и разносили их семена. Яблоки очень полезны. Они содержат много витаминов С, В1, В2, Е, каротин, калий, кальций, железо. Создание альбома побудило ребят к составлению описательного рассказа с опорой на зрительную схему, выполненную детьми на тему «Яблочко наливное». Сначала я дала образец описания фрукта, используя схему: название яблока, форма, цвет, вкус, сорт, что из него можно приготовить. Например, Это яблоко называется «Джонатан», оно круглой формы, крупное, красного цвета, на вкус сочное и кисло – сладкое, это осенний сорт яблок, его можно добавить в начинку для пирога.

В ходе игровой образовательной ситуации вызвали у детей большой интерес дидактические игры: «Угощенье» (повар из яблок приготовил разные блюда: сок, варенье, джем, компот, кисель, пироги, пирожки).

Цель: формировать умение правильно употреблять прилагательные с существительными в роде и числе, способствовать обогащению словарного запаса.

Игра «Какое»

Цель: развивать умение согласовывать прилагательные с существительными.

Настольно — печатная игра «Что сначала, что потом».

Цель: формировать умение понимать простые причинно-следственные отношения, систематизировать полученные знания, развивать словарный запас детей, логическое мышление.

Варя на выходных смотрела мультфильм «Белоснежка и семь гномов». «А какие еще сказки вы знаете, где встречается яблоко?» -спросила я Варю. Подумав, ребята назвали «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Гуси-лебеди». С ребятами мы решили прочитать и вспомнить их. При слушании художественного слова у детей непроизвольно было задействовано внимание. В процессе деятельности своевременно были использованы физминутка «В саду фруктовом яблоня» и пальчиковая гимнастика «Яблоки душистые». А отрывок:

Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь…

выучили наизусть и рассказали родителям. И задумались ребята: «А какие семечки внутри яблока?» С детьми мы отправились в «лабораторию чудес».

Внимательно рассмотрели яблочные семечки внутри разрезанного яблока. Здесь мы провели опыт «яблочные детки»: мы пробовали отделить верхний слой семечка – это его кожица коричневого цвета, сняв его, внутри мы увидели белое, мягкое ядрышко. «А семена как — будто «спрятались» — сказала Вика. И действительно, а зачем? Ребята затруднились в ответе, поэтому решили посмотреть информацию в энциклопедии и прочитали рассказ «Хитрости семян». Составили алгоритм выращивания яблони «От семечка до яблони». А способны ли эти семена прорасти? Между родителями возник спор: мама Вани категорично заявила, что не прорастет, а дедушка Арсения, садовод – любитель, сказал, что прорастет. Интерес у детей возрос. Мы решили выяснить и провести два опыта.

  1. посадка семечек яблока в горшок с землей в группе.
  2. замочить семена в воде и создать условия для проращивания семян.

Это оказалось непросто. Сначала мы с ребятами промыли семена в воде комнатной температуры и замочили на 3 дня, при этом каждый день меняли воду и промывали семена. Дети увидели изменение цвета воды, она становилась коричневой, семена набухали. На 4 день мы познакомились с новым термином и провели стратификацию — длительное выдерживание семян растений при определённой температуре для ускорения их прорастания. Для этого мы с ребятами подготовили контейнер, на дно положили ватные диски, пропитали их стимулятором роста «Эпин», выложили семена, закрыли крышкой, подписали и поставили в холодильник на 1 месяц. Решили с ребятами через 1 неделю посмотреть на состояние семян, выяснить: надо ли добавить воды или нет. Семена в горшке дети решили иногда поливать стимулятором роста. Что получится, посмотрим. Во время игровой образовательной деятельности играли в подвижные игры «Собери урожай», «Приготовь компот» на свежем воздухе доставляют детям большое удовольствие, повышают их эмоциональный настрой. С удовольствием играли в сюжетно – ролевые игры: «В магазине», «Испеку пирог». Цель: формировать умение у детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры; способствовать развитию детской фантазии, творческого воображения и мышления; развивать умение у детей играть вместе со сверстниками. Рассматривание картин: «Розовый натюрморт», «Яблоки», «Фрукты на синей скатерти» и нетрадиционное рисование на тему: «Цветущий яблоневый сад» методом «тычка» и «выдувания» способствовало формированию у детей чувства прекрасного. Лепка на тему «Заготовим яблоки на зиму», способствовало развитию мелкой моторики, зрительного восприятия расширению словарного запаса относительными прилагательными.

А выставка поделок на тему: «Поспели яблоки в саду» еще больше сплотила детей и родителей, способствовала созданию в группе комфортной, эмоционально – спокойной обстановке.

Итоги проекта

Представление танца «Яблочко» явилось завершением проектной деятельности.

Дети исполнили для мам свой красивый танец, который способствовал пробуждению творческих способностей детей и дал возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных упражнений у детей повысилась самооценка. Каждый ребенок поверил в то, что способен чего – то добиться, и сделать это очень здорово и красиво.

Результаты проектной деятельности:

В результате нашего проекта удалось:

  1. сформировать умение составлять описательные рассказы;
  2. закрепить умение играть в дидактические игры;
  3. побуждать детей к нахождению информации в разнообразных источниках;
  4. научиться делать необычные подарки – танец «Яблочко» к празднику «День матери».

Оценка результатов

В ходе проекта.

Работая над проектом, был обобщен и обогащен опыт детей по речевому развитию путем применения научных методов и приемов, обогатился и пополнился словарный запас. Собран материал о яблоках, который систематизирован и обобщен. Если к началу работы над проектом дети называли только цвет и вкусовые качества яблок, то по окончанию работы называли родину яблок, несколько названий, сорт; составляли описательные рассказы, алгоритм «От семечка к дереву». У детей проявляется интерес к познанию мира природы. Задачи проекта выполнены в полном объеме, цель проекта достигнута. Итак, речевая активность позволяет дошкольникам понять разнообразие окружающего мира, быть активным и полноправным участником в разнообразных видах деятельности.

К.Д. Ушинский сказал: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».

Используемая литература

  1. Воронкевич О. В. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «Детство-пресс»; 2002.
  2. Иванова, Н. Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год