Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Система образования в России (специального образования)
Образование для педагогов
Автор: Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна   
06.05.2021 16:42

Система образования в России (специального образования)Система образования в России (специального образования)

В настоящее время 1,6 млн детей, проживающих в Российской Федерации (4, 5 % от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Критика ранее созданной ССО:

закрытость системы (возможность обучения детей с отклонениями в развитии только в специальных учебных заведениях)

недостаточный охват нуждающихся

пренебрежение к роли родителей в процессе специального обучения

 

Скачать презентацию

ориентация специального образования на ЗУНы в ущерб личностному социально-эмоциональному развитию детей.

  • максимально раннее (с первых месяцев жизни) выявление нарушений в развитии ребенка и оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи ребенку и семье, его воспитывающей;
  • максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленного обучения и моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка;
  • специализированный стандарт образования, сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе;
  • выдвижение всего комплекса специальных задач обучения (которые не включаются в содержание образования нормально развивающегося ребенка того же возраста);
  • использование специфических методов, приемов, средств обучения;
  • более дифференцированное, "пошаговое" обучение, которое в большинстве случаев не требуются в образовании нормально развивающегося ребенка;

ССО нового типа предполагает

В Институте Коррекционной Педагогики РАО с 1992 г. ведется системная научная разработка моделей раннего выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии;

дифференциальной диагностики и ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи детям с различными нарушениями в развитии;

вариативных моделей интегрированного обучения, моделей образовательных учреждений комбинированного типа и моделей реконструкции традиционных специальных учебных заведений;

разрабатывается специализированный стандарт образования, сочетающий общеобразовательные стандарты и стандарты формирования жизненной компетенции детей с отклонениями в развитии на каждом возрастном этапе;

проектируется соответствующее ему новое содержание обучения;

разрабатываются новые технологии специального обучения.

Границы между массовыми и специальными учебными заведениями должны стать "прозрачными", нам необходимо преодолеть барьеры изолированности. Каждый ребенок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Образовательные учреждения нового типа — комбинированные

  • Обычные дошкольные группы и школьные классы, где абсолютное большинство составляют нормально развивающиеся дети; в таких группах или классах могут обучаться 1-2 ребенка с отклонением в развитии.
  • Специальные группы и классы, где обучаются только дети с отклонением в развитии (наполняемость группы от 6 до 10 детей в зависимости от возраста, характера нарушения, степени его выраженности, наличия детей со сложной структурой дефекта).
  • Смешанные дошкольные группы, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети (две трети) и дети с определенным отклонением в развитии (не более одной трети). При этом общая наполняемость группы сокращается до 12-15 человек, а педагогом смешанной группы обязательно является дефектолог.

Группы кратковременного пребывания для детей

Задачи:

проведение коррекционной работы с детьми

обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи

оказание им психотерапевтической помощи

Основная форма коррекционной помощи — индивидуальные занятия или занятия в малой группе (по 2-3 ребенка) при обязательном присутствии родителей.

Комплектование таких групп осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией.

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход называется инклюзивное образование.

Инклюзивное образование

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс в школах общего типа – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход называется инклюзивное образование.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива

Замена понятия «интеграция» на «инклюзия» отражает достижение определенного уровня, при котором дети не только объединены в единое целое, но и включены в социум и являются полноправной его частью

Правила инклюзивной школы

Все ученики равны в школьном сообществе

Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня

У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей

Планируется и проводится эффективное обучение

Работники, вовлеченные в процесс обучения, обучены стратегиям и процедурам облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников,

Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика

Семьи активно участвуют в жизни школы

Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Результаты инклюзии:

У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов

Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны

Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика

Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков

Существуют процедуры оценки эффективности

Неверные представления об инклюзии:

Представление что присутствие в школе само по себе достаточно

Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать

Фокусирование не на целях, а на действиях

Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка

Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:

Архитектурная недоступность школ

Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми

Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах

Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Инклюзия, являясь ведущей тенденцией развития специального образования, не должна подменять собой систему обучения детей с ОВЗ в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать наряду с другими – традиционными и инновационными. Ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательной организации и получить при этом необходимую ему специализированную помощь

Таким образом, в соответствии с отечественным и международным опытом в России сегодня «отстаиваются» положения, наиболее полно обеспечивающие возможность включения детей с проблемами в развитии и инвалидов в образовательный процесс, при котором система специального обучения является:

индивидуализированной, т. е. основанной на потребностях и возможностях ребенка и направленной на их максимальную реализацию;

всеобъемлющей, т. е. обеспечивающей полноценное адекватное образование вне зависимости от возраста и тяжести нарушения в развитии ребенка;

доступной, т. е. максимально близко расположенной к месту жительства ребенка (чему способствует интеграция в массовую школу);

оказывающей дополнительные услуги и помощь для удовлетворения особых нужд ребенка и их родителей;

направленной на выявление, комплексную психолого-медико-педагогическую диагностику и проведение коррекционных мероприятий в раннем возрасте и отслеживании результативности в динамике развития ребенка.

Все сказанное, а также объективный, научно обоснованный подход к интегрированному обучению позволит создать для детей с проблемами в развитии равные возможности с их нормально развивающимися сверстниками и наиболее адекватные условия социализации.

Спасибо за внимание!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год