Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семинар – практикум с использованием презентации: «Риторика для педагогов»
Образование для педагогов
Автор: Вьюниченко Н.Г. Цедрик Е.Е. Хамзина Т.В.   
15.10.2018 22:55

Семинар – практикум с использованием презентации: «Риторика для педагогов»Семинар – практикум с использованием презентации: «Риторика для педагогов»

Подготовили:

  • Вьюниченко Н.Г., музыкальный руководитель;
  • Цедрик Е.Е., Учитель-дефектолог;
  • Хамзина Т.В., воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик» Усть – Илимск 2018

Цель: Повысить профессиональные компетенции педагогов в правилах речевого общения; активизировать умения педагогов выражать своё эмоциональное состояние, развитие навыков невербального общения, умение действовать в команде, выражать поддержку, доверие.

Начало:

Слайд № 1. Высказывание, афоризм.

 

Скачать презентацию

1-я Ведущая: Тот, чья профессия связана с общением с людьми, в частности, педагог, должен помнить: его речь, будь то выступление на педагогическом мероприятии, в общении с коллегами, с детьми, родителями, целиком раскрывает его личность, интеллект и психологическое состояние. Интеллект говорящего, как известно, оценивается логичностью высказываний, богатством лексики и правильной, грамотной речью. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и лёгкость произнесения – индикаторы высокого интеллекта.

Об этом и сказал американский учёный Фрэнк Снелл, известный специалист в области ораторского искусства и делового общения. Об этом на протяжении многих веков говорят философы, изучавшие законы риторики.

2-я Ведущая: Зарождение риторики как науки связано с именем древнегреческого философа Эмпедокла (на слайде №2 слева), который создал школу риторики. Его последователь Платон (на слайде №2 справа) систематизировал работу по теории ораторского искусства. В древнегреческом просвещённом обществе возникла потребность точно и красиво выражать мысли в философских беседах и в выступлениях государственных деятелей.

Слайд № 2 История возникновения

Вопрос к аудитории: Что такое, на ваш взгляд, риторика? (Ответы)

Слайд № 3 Что такое риторика по...

1-я Ведущая: Последователи Платона, философы и учёные, по-разному трактовали понятие риторики (см. слайд №3).

Слайд № 4 Современное определение риторики

2-я Ведущая: В настоящее время риторику определяют как науку... (слайд №4)

Слайд № 5

1-я Ведущая: Если обобщить определение, что такое риторика, можно выделить четыре её составляющих. (На слайде)

Вопрос к аудитории: Какой раздел, на ваш взгляд, наиболее важен для нашей профессии?

Ответы.

2-я Ведущая: Все, без сомнения, но грамотная речь, организация речевого общения являются одним из важнейших требований к профессии педагога.

Перефразируя известное высказывание «Глаза – зеркало души», можно сказать, что речевое поведение ребёнка – отражение речевого общения взрослого.

Слайд № 6 «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»

(Аристотель)

1-я Ведущая: Принимая во внимание ведущий механизм развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо всегда следить за тем, ЧТО он говорит, КАК он говорит, какие слова он «вписывает» в свой лексический словарь.

Фундамент педагогического общения – грамотная речь!

Слайд № 7 «Говорим правильно»

Слайд № 8 «Говорим красиво»

2-я Ведущая: Рассмотрим аспект «Как мы говорим, т.е. то, что Аристотель называл ЯСНОЙ речью». Речь, голос, должен содержать в себе компоненты, средства выразительности, представленные на данном слайде. Все составляющие красивого голоса можно и нужно вырабатывать путём речевых упражнений. Итак, пример упражнения на выразительность речи.

Скороговорка «Товарищи»

1-я Ведущая: Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ.

2-я Ведущая: А тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Игра «Скороговорки»

Ведущие проводят с аудиторией игру «Скороговорки». Описание игры: Каждая группа получает 2-3 скороговорки (в зависимости от количества групп). По истечении минуты представитель группы выразительно читает текст скороговорки.

1-я Ведущая: И ещё одно упражнение на развитие очень важного компонента — интонационного ударения речи. Согласитесь: эффективность нашего общения зависит от того, как мы донесём свою мысль собеседнику; какие слова мы выделим в предложении, такой ответ и получим. И бывает обидным, если мы выделяем совсем не те слова, получаем совсем не тот результат, на который изначально рассчитывали.

2-я Ведущая: Сейчас я задам вопрос, слушайте внимательно, дайте правильный ответ. У АЙБОЛИТА до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры?

Ответ: У АЙБОЛИТА.

Вопрос: У Айболита ДО обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры?

Ответ: У Айболита ДО....

Вопрос: У Айболита до ОБЕДЕННОЙ...

И т.д.

Интонационное упражнение

У Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры

Слайд № 9

1-я Ведущая: Учёные-психологи разных стран доказали, что вербальные средства коммуникации занимают 20-40% всей воспринимаемой нами информации. Остальное общение – невербальное. Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый учёный, когда речь заходит о языке тела, утверждает: важнейшую роль в общении играют три основных фактора, вес которых распределяется следующим образом: Что мы говорим – 7 %; как мы говорим – 38 %; язык нашего тела – 55 %.

2-я Ведущая: Почему такой процент отдают психологи невербальному общению? Учёные объясняют это тем, что проявление невербального общения обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем «обычному» словесному общению. Народная мудрость гласит: «Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать». Тому, что мы видим, мы доверяем больше, чем тому, что слышим.

Ведущая проводит игру-упражнение «Окно»

Описание игры: Представьте себе, что все мы находимся перед широким окном с толстым стеклом, которое не пропускает ни одного звука. А за «окном» стоит человек, который хочет сообщить вам какую-то важную информацию. Он «рассказывает», используя невербальные средства передачи информации.

Текст (примерный):

Скоро Новый год! Мы с вами будем танцевать, сидеть за столом, есть салаты. Будем водить хороводы! Всем будет весело!

Ведущая: От того, насколько выразительны средства невербального общения, зависит передача информации. Вопрос к аудитории: А что можно отнести к невербальным средствам общения? (Ответы)

Слайд № 10 Система невербальных знаков

1-я Ведущая: Типичный пример определения базовых эмоций, которые транслирует этот котик. (Демонстрирует картинки, на которых котик демонстрирует радость, гнев, печаль и т.д.). Очень легко считывать его эмоциональное состояние. Этот прием очень эффективен в развитии эмоционального восприятия у детей. А для уважаемых педагогов задание более сложное.

Игра «Угадай, какой я»

Цель: Совершенствовать умение передавать невербально информацию собеседнику.

Описание игры: Участникам раздают листочки с написанными на них эмоциями. Каждый участник выражает взглядом эмоцию, остальные участники должны ее отгадать.

Задания для групп:

1)

Суровый

Восхищенный

2)

Пронзительный

Скептический

3)

Кокетливый

Ненавидящий

2-я Ведущая: Соединим вербальные и невербальные средства выразительности в одной игре.

Игра «Мы – артисты»

Описание игры:

Группы инсценируют фрагмент басни, стихотворения, используя все средства передачи информации.

Слайд № 11 «Единственно настоящая роскошь – эта роскошь человеческого общения». А. Сент-Экзюпери

Ведущая:

И заключительная игра – «Расскажи о себе».

Описание игры:

Педагоги делятся на пары. Задание: в течение 30 секунд вести беседу. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа.

Выводы: Умение слушать людей — важный компонент общения.

Культура педагогического общения предполагает:

  • искусство говорить и слушать

Хочется напомнить народную мудрость: «Слово – серебро, а молчание – золото»

  • умение объективно воспринимать партнёра и правильно понимать его;
  • умение строить отношения с любым партнёром, добиваться эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Заключение:

1-я Ведущая: Наше выступление сегодня направлено на то, чтобы активизировать, расширить ваши компетенции в области общения.

2-я Ведущая: Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.

Слайд № 12

«Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел»

(Д. Уэбстер, американский политик и бизнесмен)

Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры. А эти качества всегда в моде!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 31 (152) выйдет
16 августа 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 12 (36) за 2012 год
Скачать Номер 1 (37) за 2013 год