Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мониторинг результативности обучения дополнительной общеразвивающей программы по хоровому пению
Занятия по Музыке
Автор: Губарева Яна Нуваховна   
04.06.2021 23:53

Мониторинг результативности обучения дополнительной общеразвивающей программы по хоровому пениюМониторинг результативности обучения дополнительной общеразвивающей программы по хоровому пению

Исполнитель: Губарева Яна Нуваховна, педагог дополнительного образования МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово

Пояснительная записка:

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.

Для того чтобы отследить, проанализировать и оценить результативность работы детского объединения, необходимо применять педагогический мониторинг. Это поможет в дальнейшем скорректировать содержание деятельности в соответствии с условиями микросреды, запросами детей.

 Скачать конспект

Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.

Целью данной работы является представление рекомендаций по мониторингу образовательных результатов учащихся на примере творческого объединения «Гармония».

Задачами работы является раскрыть алгоритм изучения эффективности процесса обучения, подбора критериев и показателей для определения результативности процесса обучения учащихся, выбора методик изучения.

Система дополнительного образования сильно отличается от системы основного образования. Главное отличие состоит в том, что посещение занятий в объединениях учреждения дополнительного образования для школьников не обязательно. Занятия проходят по расписанию, однако новый воспитанник записывается в объединение зачастую после того, как группа уже начала заниматься по программе дополнительного образования. Выписаться из группы ему тоже ничто не мешает в течение учебного года. Причем причины могут быть различными.

Несмотря на все особенности организации, содержания и методики, дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, содержание, определяемое педагогом в программах дополнительного образования, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка.

Вопрос диагностики образовательных результатов воспитанников объединений дополнительного образования актуален, поскольку он является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием умений и навыков, позволяет выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогает наметить пути дальнейшей работы педагога.

Анализ процесса воспитания дает возможность конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств.

1. Диагностика образовательных результатов

Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка.

При подведении общих итогов диагностики результатов обращаю внимание, прежде всего на степень усвоения образовательной программы (сколько детей усвоило полностью, сколько – частично и так далее). Если объективно оценивать результативность образовательной деятельности, то стопроцентной обученности детей добиться очень сложно, ведь в группе занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. И конечно необходимо проанализировать качественный уровень, степень проявления результатов. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы.

Качественное образование обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способ эффективного действия в любых обстоятельствах, в том числе и свободу в выборе профессии, трудоустройстве, непрерывном самообразовании и карьерном росте. Поэтому знание современных и традиционных педагогических технологий, отслеживание результатов деятельности, умение ориентироваться в их спектре – одно из условий нашей успешной работы.

Разрабатывая диагностику образовательных результатов воспитанников объединения, я учитываю следующие ее функции:

  • управление процессом усвоения знаний: анализ типичных ошибок, выявленных в результате контроля, позволяет внести изменения в содержание и методы учебного процесса и осуществить на этой основе коррекцию знаний, умений и навыков воспитанников;
  • воспитание мотивации и формирование познавательного интереса: правильно организованная система контроля позволяет пробудить у учащихся чувство ответственности за результаты обучения, стремление к целенаправленной работе по достижению более высоких результатов;
  • обучение и развитие: как правило, контролирующие мероприятия носят обучающий и развивающий характер за счет того, что педагог не только фиксирует ошибку, но и помогает воспитаннику найти правильное решение; происходит личностное развитие качеств воспитанника – воли, здорового честолюбия, стремления к успеху.

Реализация перечисленных функций в процессе диагностики возможна при соблюдении требований объективности, открытости и системности.

  • объективность контроля заключается в том, что вопросы, задачи и задания должны соответствовать содержанию учебного материала; критерии оценки должны быть адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям воспитанников; должно быть одинаково дружественное отношение ко всем детям.
  • открытость контроля состоит в том, что оценивание всех учащихся осуществляется по единым критериям, заранее известным и понятным каждому ребенку.
  • системность контроля предполагает его непрерывность, органичную встроенность в учебный процесс, преемственность и целесообразность.

В зависимости от этапа обучения использую прогностическую, текущую, тематическую и итоговую диагностику.

  • Прогностическая позволяет определить исходный уровень подготовки учащихся и возможности внутренней дифференциации учебного процесса. Самыми простыми средствами предварительной диагностики являются беседа, прослушивание.
  • Текущая диагностика включает в себя:
  1. промежуточную, осуществляемую «внутри» каждого занятия. Она стимулирует активность воспитанников, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении учащимся только что предложенной его вниманию порции материала.
  2. проверочную, осуществляемую в конце каждого занятия. Она позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном занятии, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе занятия.

Текущая диагностика направлена на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения, т.е. это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения. Она также служит средством прогнозирования того, какой материал целесообразно выдавать детям и в каком объеме, показывает уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

  • Тематическая диагностика осуществляется по завершении крупного блока (темы). Она позволяет оценить знания и умения воспитанников, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Основная цель – систематизация знаний учащихся. После изучения крупной темы либо блока тем воспитанники выполняют практическое задание. Но для получения достоверной информации о знаниях воспитанников эти задания они получают не сразу после завершения темы, а через определенное, постоянно изменяющееся время, по прохождении нескольких занятий уже новой темы. Данная мера делает контроль ЗУН более объективным, поскольку проверка выявляет наиболее прочно усвоенные воспитанниками знания.
  • Итоговая диагностика осуществляется по завершении всего курса, в ходе нее окончательно определяется степень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников, полученных ими по завершении курса. Формы проведения: итоговые концерты.

2. Оценка и самооценка

Оценка успехов воспитанника – основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической и практической подготовки ребенка, очень важно продумать форму оценки результата: она должна быть понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. В своей практике я использую «систему баллов», а также градацию уровней «высокий», «средний», «низкий».

Без оценки, самооценки, сравнения результатов в образовательном процессе не обойтись. Сравнивая результаты, все участники имеют стимул «поднять планку» — определить свой уровень. Чем чаще складывается ситуация сравнения результатов, тем эффективнее объективная оценка, выработка у участников самоконтроля и самооценки.

Уровень знаний, обученность, воспитанность могут и должны быть измерены, чтобы составить представление о качестве работы педагога. Для учреждений дополнительного образования детей является актуальным создание системы контроля и оценки деятельности участников образовательного процесса, которая должна приносить реальную пользу воспитанникам, поскольку важен душевный комфорт ребенка, знающего, что его работа будет оценена объективно, а успех не останется незамеченным.

Образовательный процесс в творческом объединении «Гармония» осуществляется по дополнительной общеразвивающей программе по хоровому пению, рассчитанная на учащихся 7 — 18 лет. Целью программы является приобщение ребенка к искусству хорового пения, развитие мотивации к творчеству, формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами хорового искусства.

Диагностике подлежат: теоретическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки, сфера творческой активности и деятельности воспитанников, эмоционально-волевая сфера [9]. О диагностике сферы творческой активности стоит сказать особо. Сложность ее заключается в том, что креативные качества с трудом поддаются количественному учету, но сегодня существуют очень внятные подходы и приемы диагностики творчества.

Все результаты диагностики фиксирую в индивидуальной карте развития воспитанника (приложение 1), которая позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребенка не только с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.

Регулярное отслеживание результатов становится основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку необходимо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддерживает его стремление к новым успехам.

Суммарный итог, определяемый путем подсчета баллов, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного учащегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.

Широко использую в педагогической деятельности самооценку учащихся, что очень ценно. Они анализируют свою работу, ищут ошибки.

Учащимся предлагается самим вести учет своих учебных достижений. Для этого им рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Так же учащиеся составляют портфолио. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей. Самооценивание позволяет детям поэтапно фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства.

Таблица 1. Схема самооценки

Тема, раздел Что мною усвоено Мои успехи и достижения в различных мероприятиях Над чем мне надо работать?

Главное, чтобы у воспитанников формировалась адекватная самооценка собственных достижений: уверенность в себе и самокритичность, чтобы ребенок стремился к еще более высоким результатам. Также стараюсь развивать в воспитанниках умение оценить работу своего товарища. Например, мы часто устраиваем прослушивания музыкальных композиций и упражнений. Для этого дети делятся на группы (по 3-4 человека). Одна группа исполняет музыкальное произведение (песню), другая внимательно слушает и анализирует, выявляет ошибки, ставят друг другу оценки.

Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу необходимо продумать систему работы с родителями. В нашем объединении родители приглашаются на открытые занятия, на итоговые концерты, родительские собрания.

Формы демонстрации результатов по образовательной программе разнообразны. Это и самостоятельные творческие работы, выполненные на итоговых занятиях по темам образовательной программы, творческие выступления, конкурсы мастерства, фестивали, открытые занятия.

Это далеко не исчерпывающий список: можно использовать любую форму работы, позволяющую выявить соответствие программным требованиям реального уровня подготовки детей. Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь определенного успеха. Все перечисленные формы, технологии становятся инструментом мониторинга образовательных результатов в том случае, когда педагог применяет их многократно, ведет запись и анализ результатов. Данные на воспитанников заносятся мною в «Индивидуальную карту развития воспитанника» (приложение 1). Полученная информация помогает не только оценить степень удовлетворенности ожиданий ребенка, динамику его личностного развития, уровень взаимоотношений в коллективе, но и становится основным источником знаний для корректировки собственной педагогической деятельности.

-----------------------------------------

Конкретный выбор средства диагностики зависит, от целей и направленности курса, а также от его содержания и уровня подготовленности и интеллектуального развития обучающихся.

Заключение

Сочетание традиционных видов контроля знаний и умений учащихся с новыми видами контроля, основанными на применении информационных технологий, способствует оперативному и эффективному управлению процессом обучения, выявлению тенденции на повышение или понижение уровня усвоения знаний, принятию оперативных мер по повышению качества подготовки воспитанников, повышению их мотивации к овладению области изучения.

Методы диагностики представленные в данное работе могут быть полезны педагогам дополнительного образования в дальнейшей профессиональной деятельности так как правильная организация системы контроля ЗУН воспитанников на каждом уровне обучения в отдельности и за все время обучения в целом приводит к повышению качества образования.

Список литературы:

  1. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе проблемы и решения [Текст] / В.С. Безрукова // Директор школы. 2004. — №3. — С. 128-145.
  2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. — М.: Просвещение. 1991. — 124 с.
  3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] /Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика. 1997. — 324 с.
  4. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе проблемы и решения [Текст] / В.С. Безрукова // Директор школы. 2004. — №3. — С. 128-145.
  5. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. — М.: Просвещение. 1991. — 124 с.
  6. Кленова, Н.В., Буйлова, Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей» [Текст]/ Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова// Дополнительное образование. – 2004. — №12. — с.17-25.
  7. Науменко, Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформулирующего образования [Текст] / Ю.В. Науменко // Стандарт и мониторинг в образовании. 2006. — №2. — С. 23-30.
  8. Пахомова, И.В. «Итоговый контроль в форме проектной деятельности» [Текст] / И.В. Пахомова // Информатика и образование. — 2007. — №8. — с.30-38.
  9. Симакова, Т.А. «Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе» [Текст]/ Т.А. Симакова// Дополнительное образование и воспитание. – 2009. — №12. – с.11-16.
  10. Шинкарев, А.А. «Практика мониторинга в объединениях, работающих в системе дополнительного образования детей» [Текст]/ А.А. Шинкарев// Внешкольник. – 2009. — №4. – с.9-17.
  11. Щербаков, А.В., Осипов, П.В., Патрушина, Л.И. «Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей» [Текст]/ А.В. Щербаков, П.В. Осипов, Л.И. Патрушина// Методист. — 2010. — №8. — с.46-49.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год