Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Мониторинг результативности обучения дополнительной общеразвивающей программы по хоровому пению
Занятия по Музыке
Автор: Губарева Яна Нуваховна   
04.06.2021 23:53

Мониторинг результативности обучения дополнительной общеразвивающей программы по хоровому пениюМониторинг результативности обучения дополнительной общеразвивающей программы по хоровому пению

Исполнитель: Губарева Яна Нуваховна, педагог дополнительного образования МБОУДО «ЦТ Заводского района» г. Кемерово

Пояснительная записка:

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Мониторинг в образовательном учреждении можно определить как систему организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное отслеживание за ее состоянием и прогнозированием развития.

Для того чтобы отследить, проанализировать и оценить результативность работы детского объединения, необходимо применять педагогический мониторинг. Это поможет в дальнейшем скорректировать содержание деятельности в соответствии с условиями микросреды, запросами детей.

 Скачать конспект

Педагогический мониторинг в детском объединении – это определение эффективности работы данного объединения, соотнесённость полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в деятельности организации.

Целью данной работы является представление рекомендаций по мониторингу образовательных результатов учащихся на примере творческого объединения «Гармония».

Задачами работы является раскрыть алгоритм изучения эффективности процесса обучения, подбора критериев и показателей для определения результативности процесса обучения учащихся, выбора методик изучения.

Система дополнительного образования сильно отличается от системы основного образования. Главное отличие состоит в том, что посещение занятий в объединениях учреждения дополнительного образования для школьников не обязательно. Занятия проходят по расписанию, однако новый воспитанник записывается в объединение зачастую после того, как группа уже начала заниматься по программе дополнительного образования. Выписаться из группы ему тоже ничто не мешает в течение учебного года. Причем причины могут быть различными.

Несмотря на все особенности организации, содержания и методики, дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, содержание, определяемое педагогом в программах дополнительного образования, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка.

Вопрос диагностики образовательных результатов воспитанников объединений дополнительного образования актуален, поскольку он является составной частью, компонентом процесса обучения, органически связанным с изучением программного материала, его осмыслением, закреплением и применением, формированием умений и навыков, позволяет выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогает наметить пути дальнейшей работы педагога.

Анализ процесса воспитания дает возможность конкретизировать план воспитательной работы и осуществлять индивидуальный подход – подбирать такие виды деятельности, которые бы способствовали проявлению и развитию еще недостаточно сформированных качеств.

1. Диагностика образовательных результатов

Педагогическая диагностика играет огромную роль в образовательном процессе. В целом она направлена на правильный выбор и выстраивание образовательного маршрута ребенка.

При подведении общих итогов диагностики результатов обращаю внимание, прежде всего на степень усвоения образовательной программы (сколько детей усвоило полностью, сколько – частично и так далее). Если объективно оценивать результативность образовательной деятельности, то стопроцентной обученности детей добиться очень сложно, ведь в группе занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. И конечно необходимо проанализировать качественный уровень, степень проявления результатов. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы.

Качественное образование обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способ эффективного действия в любых обстоятельствах, в том числе и свободу в выборе профессии, трудоустройстве, непрерывном самообразовании и карьерном росте. Поэтому знание современных и традиционных педагогических технологий, отслеживание результатов деятельности, умение ориентироваться в их спектре – одно из условий нашей успешной работы.

Разрабатывая диагностику образовательных результатов воспитанников объединения, я учитываю следующие ее функции:

  • управление процессом усвоения знаний: анализ типичных ошибок, выявленных в результате контроля, позволяет внести изменения в содержание и методы учебного процесса и осуществить на этой основе коррекцию знаний, умений и навыков воспитанников;
  • воспитание мотивации и формирование познавательного интереса: правильно организованная система контроля позволяет пробудить у учащихся чувство ответственности за результаты обучения, стремление к целенаправленной работе по достижению более высоких результатов;
  • обучение и развитие: как правило, контролирующие мероприятия носят обучающий и развивающий характер за счет того, что педагог не только фиксирует ошибку, но и помогает воспитаннику найти правильное решение; происходит личностное развитие качеств воспитанника – воли, здорового честолюбия, стремления к успеху.

Реализация перечисленных функций в процессе диагностики возможна при соблюдении требований объективности, открытости и системности.

  • объективность контроля заключается в том, что вопросы, задачи и задания должны соответствовать содержанию учебного материала; критерии оценки должны быть адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям воспитанников; должно быть одинаково дружественное отношение ко всем детям.
  • открытость контроля состоит в том, что оценивание всех учащихся осуществляется по единым критериям, заранее известным и понятным каждому ребенку.
  • системность контроля предполагает его непрерывность, органичную встроенность в учебный процесс, преемственность и целесообразность.

В зависимости от этапа обучения использую прогностическую, текущую, тематическую и итоговую диагностику.

  • Прогностическая позволяет определить исходный уровень подготовки учащихся и возможности внутренней дифференциации учебного процесса. Самыми простыми средствами предварительной диагностики являются беседа, прослушивание.
  • Текущая диагностика включает в себя:
  1. промежуточную, осуществляемую «внутри» каждого занятия. Она стимулирует активность воспитанников, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении учащимся только что предложенной его вниманию порции материала.
  2. проверочную, осуществляемую в конце каждого занятия. Она позволяет убедиться, что цели обучения, поставленные на данном занятии, достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе занятия.

Текущая диагностика направлена на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения, т.е. это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения. Она также служит средством прогнозирования того, какой материал целесообразно выдавать детям и в каком объеме, показывает уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся.

  • Тематическая диагностика осуществляется по завершении крупного блока (темы). Она позволяет оценить знания и умения воспитанников, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Основная цель – систематизация знаний учащихся. После изучения крупной темы либо блока тем воспитанники выполняют практическое задание. Но для получения достоверной информации о знаниях воспитанников эти задания они получают не сразу после завершения темы, а через определенное, постоянно изменяющееся время, по прохождении нескольких занятий уже новой темы. Данная мера делает контроль ЗУН более объективным, поскольку проверка выявляет наиболее прочно усвоенные воспитанниками знания.
  • Итоговая диагностика осуществляется по завершении всего курса, в ходе нее окончательно определяется степень сформированности знаний, умений и навыков воспитанников, полученных ими по завершении курса. Формы проведения: итоговые концерты.

2. Оценка и самооценка

Оценка успехов воспитанника – основная составляющая образовательного процесса. Проверяя уровень теоретической и практической подготовки ребенка, очень важно продумать форму оценки результата: она должна быть понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки. В своей практике я использую «систему баллов», а также градацию уровней «высокий», «средний», «низкий».

Без оценки, самооценки, сравнения результатов в образовательном процессе не обойтись. Сравнивая результаты, все участники имеют стимул «поднять планку» — определить свой уровень. Чем чаще складывается ситуация сравнения результатов, тем эффективнее объективная оценка, выработка у участников самоконтроля и самооценки.

Уровень знаний, обученность, воспитанность могут и должны быть измерены, чтобы составить представление о качестве работы педагога. Для учреждений дополнительного образования детей является актуальным создание системы контроля и оценки деятельности участников образовательного процесса, которая должна приносить реальную пользу воспитанникам, поскольку важен душевный комфорт ребенка, знающего, что его работа будет оценена объективно, а успех не останется незамеченным.

Образовательный процесс в творческом объединении «Гармония» осуществляется по дополнительной общеразвивающей программе по хоровому пению, рассчитанная на учащихся 7 — 18 лет. Целью программы является приобщение ребенка к искусству хорового пения, развитие мотивации к творчеству, формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами хорового искусства.

Диагностике подлежат: теоретическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки, сфера творческой активности и деятельности воспитанников, эмоционально-волевая сфера [9]. О диагностике сферы творческой активности стоит сказать особо. Сложность ее заключается в том, что креативные качества с трудом поддаются количественному учету, но сегодня существуют очень внятные подходы и приемы диагностики творчества.

Все результаты диагностики фиксирую в индивидуальной карте развития воспитанника (приложение 1), которая позволяет ввести поэтапную систему контроля за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка по отношению к нему самому, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Этот способ оценивания – сравнение ребенка не только с другими детьми, сколько с самим собой, выявление его собственных успехов по сравнению с исходным уровнем – важнейший отличительный принцип дополнительного образования, стимулирующий и развивающий мотивацию обучения каждого ребенка.

Регулярное отслеживание результатов становится основой стимулирования, поощрения ребенка за его труд, старание. Каждую оценку необходимо прокомментировать, показать, в чем прирост знаний и мастерства ребенка – это поддерживает его стремление к новым успехам.

Суммарный итог, определяемый путем подсчета баллов, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного учащегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, заданным требованиям, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.

Широко использую в педагогической деятельности самооценку учащихся, что очень ценно. Они анализируют свою работу, ищут ошибки.

Учащимся предлагается самим вести учет своих учебных достижений. Для этого им рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Так же учащиеся составляют портфолио. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей. Самооценивание позволяет детям поэтапно фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства.

Таблица 1. Схема самооценки

Тема, раздел Что мною усвоено Мои успехи и достижения в различных мероприятиях Над чем мне надо работать?

Главное, чтобы у воспитанников формировалась адекватная самооценка собственных достижений: уверенность в себе и самокритичность, чтобы ребенок стремился к еще более высоким результатам. Также стараюсь развивать в воспитанниках умение оценить работу своего товарища. Например, мы часто устраиваем прослушивания музыкальных композиций и упражнений. Для этого дети делятся на группы (по 3-4 человека). Одна группа исполняет музыкальное произведение (песню), другая внимательно слушает и анализирует, выявляет ошибки, ставят друг другу оценки.

Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу необходимо продумать систему работы с родителями. В нашем объединении родители приглашаются на открытые занятия, на итоговые концерты, родительские собрания.

Формы демонстрации результатов по образовательной программе разнообразны. Это и самостоятельные творческие работы, выполненные на итоговых занятиях по темам образовательной программы, творческие выступления, конкурсы мастерства, фестивали, открытые занятия.

Это далеко не исчерпывающий список: можно использовать любую форму работы, позволяющую выявить соответствие программным требованиям реального уровня подготовки детей. Главные требования при выборе формы – она должна быть понятна детям; отражать реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не формировать у ребенка позицию неудачника, неспособного достичь определенного успеха. Все перечисленные формы, технологии становятся инструментом мониторинга образовательных результатов в том случае, когда педагог применяет их многократно, ведет запись и анализ результатов. Данные на воспитанников заносятся мною в «Индивидуальную карту развития воспитанника» (приложение 1). Полученная информация помогает не только оценить степень удовлетворенности ожиданий ребенка, динамику его личностного развития, уровень взаимоотношений в коллективе, но и становится основным источником знаний для корректировки собственной педагогической деятельности.

-----------------------------------------

Конкретный выбор средства диагностики зависит, от целей и направленности курса, а также от его содержания и уровня подготовленности и интеллектуального развития обучающихся.

Заключение

Сочетание традиционных видов контроля знаний и умений учащихся с новыми видами контроля, основанными на применении информационных технологий, способствует оперативному и эффективному управлению процессом обучения, выявлению тенденции на повышение или понижение уровня усвоения знаний, принятию оперативных мер по повышению качества подготовки воспитанников, повышению их мотивации к овладению области изучения.

Методы диагностики представленные в данное работе могут быть полезны педагогам дополнительного образования в дальнейшей профессиональной деятельности так как правильная организация системы контроля ЗУН воспитанников на каждом уровне обучения в отдельности и за все время обучения в целом приводит к повышению качества образования.

Список литературы:

  1. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе проблемы и решения [Текст] / В.С. Безрукова // Директор школы. 2004. — №3. — С. 128-145.
  2. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. — М.: Просвещение. 1991. — 124 с.
  3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст] /Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика. 1997. — 324 с.
  4. Безрукова, В.С. Все о современном уроке в школе проблемы и решения [Текст] / В.С. Безрукова // Директор школы. 2004. — №3. — С. 128-145.
  5. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А.С. Белкин. — М.: Просвещение. 1991. — 124 с.
  6. Кленова, Н.В., Буйлова, Л.Н. Методика определения результатов образовательной деятельности детей» [Текст]/ Н.В. Кленова, Л.Н. Буйлова// Дополнительное образование. – 2004. — №12. — с.17-25.
  7. Науменко, Ю.В. Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформулирующего образования [Текст] / Ю.В. Науменко // Стандарт и мониторинг в образовании. 2006. — №2. — С. 23-30.
  8. Пахомова, И.В. «Итоговый контроль в форме проектной деятельности» [Текст] / И.В. Пахомова // Информатика и образование. — 2007. — №8. — с.30-38.
  9. Симакова, Т.А. «Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе» [Текст]/ Т.А. Симакова// Дополнительное образование и воспитание. – 2009. — №12. – с.11-16.
  10. Шинкарев, А.А. «Практика мониторинга в объединениях, работающих в системе дополнительного образования детей» [Текст]/ А.А. Шинкарев// Внешкольник. – 2009. — №4. – с.9-17.
  11. Щербаков, А.В., Осипов, П.В., Патрушина, Л.И. «Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей» [Текст]/ А.В. Щербаков, П.В. Осипов, Л.И. Патрушина// Методист. — 2010. — №8. — с.46-49.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год