Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи.
Занятия по Музыке
Автор: Наумова Ирина Анатольевна   
24.01.2021 17:49

Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи.Коррекционно-развивающее воздействие музыки на здоровье детей с нарушением речи.

Муз. Руководитель 1 отделения Наумова И.А. Томск 2021 ОГАУЗ ТКПБ Томская клиническая психиатрическая больница

У детей с патологией речи наблюдается неуверенность, двигательная скованность, некоординированность, аритмичность движений, гиподинамия. Они испытывают трудности в общении, эмоциональной выразительности, зрительно-пространственной ориентировке.

Специфика заболевания сказывается и на психофизическом статусе ребенка. Нередко за лечением обращаются дети с низким уровнем коммуникабельности и эмоциональности, испытывающие страх перед публичными выступлениями, с чрезмерной утомляемостью, неуверенностью в себе. Часть ребят, наоборот, расторможены, гиперактивны.

 

Желание и необходимость помочь таким детям определило приоритетное направление педагогической деятельности музыкального руководителя: «Коррекционно-развивающее воздействие музыки на психофизическое здоровье детей с нарушением речи» как на музыкальных занятиях, так и на празднично-развлекательных мероприятиях, опираясь на результаты диагностики узких специалистов, а также на рекомендации врачей психиатров.

Для успешной работы в этом направлении была изучена педагогическая и методическая литература по данной теме: В. Петрушин – «Музыкальная психология», Е. Чистяков – «Психогимнастика», Н. Ефименко – «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», программу развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, «Путешествие в мир искусства» С. Кожохина, программу детского сада (специального коррекционного образовательного учреждения) «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной.

Для работы в направлении «Коррекционно-развивающее воздействие музыки на психофизическое здоровье детей с нарушением речи» был подобран музыкальный репертуар, включающий в себя музыкально- ритмические упражнения, игры, танцы, песни, способствующие решению поставленной задачи, оснастила педагогический процесс необходимыми атрибутами (лёгкие шарфы, платочки, султанчики разных видов, самодельные шумовые инструменты, пособия к подвижным и дидактическим играм).

В связи со спецификой отделения, с целью правильной дозировки нагрузки у детей, были подобраны пальчиковые упражнения и специальные игры, учитывающие особенности детей нашего отделения: «Чей хвостик?», «Светофор», атрибуты для каждого ребенка – «снежинки», «ёлочки» и т.п. Для успешного обучения были изготовлены яркие атрибуты: куклы матрёшки конусные, флажки, колпачки напольные и т.п. Этот материал используется на музыкальных занятиях, при проведении праздников.

Залог успеха деятельности музыкального руководителя в отделении лежит в тесном сотрудничестве с узкими специалистами. Поэтому прежде всего нужно сделать их своими единомышленниками.

С целью коррекции эмоциональной сферы амимичных детей, был подобран музыкально- песенный репертуар с ярко выраженными характерами, образами, интересный и понятный детям. Для более эффективной работы в этом направлении при разучивании песен, танцев, используются пантомимические картинки. С их помощью дети постепенно осваивают способ, ту или иную эмоцию и выразительно поют песни, такие как: «Козлик» (Поплавской), «Два утенка» (Поплавской), «Виноватая тучка» (Парухладзе), «Плачет котик» (Парухладзе) и др.

Очень нравится детям оживлять клоуна Васю (плоская кукла с отверстием для лица), наделяя его разными выражениями лица согласно характеру прозвучавшей песни. Игра «Спой песню» в том настроении, как на картинке, так же помогает детям в расширении границ эмоциональной сферы, превращать двух весёлых лягушек то в сердитых, то в печальных.

Для более глубокого восприятия музыки применяется метод арт-терапии, как способ выражения ребёнком своих чувств, вызванных звучащей мелодией и одновременно для снятия мышечных и психологических зажимов.

Дети рисовали на листе бумаги «Турецкий марш» Моцарта. На детских рисунках параллельные отрывистые линии сменялись волнистыми змейками, отражая изменения в характере музыки. Прослушав «Болезнь куклы», «Новую куклу» Чайковского, дети с помощью цветовых пятен, точек, спиралей и других графических изображений передали те чувства и волнения, которые возникали у них во время прослушивания музыки Чайковского.

Кроме того в работе с детьми используется медитативный способ рисования музыки пальцами на палитрах из оргстекла. Увлечённо дети рисовали музыку:

  • поющих птиц (здесь важно цветовое решение), слушая «Песнь жаворонка» Чайковского
  • снежную вьюгу (графическое изображение), слушая «Сарказмы» Прокофьева
  • танец дождя (цвет, графика), слушая «Дождик» Лобачёва и т.п.

Огромное значение для формирования чувства эмпатии имеет коллективная работа детей. Слушая отрывок из «Шехерезады» Римского – Корсакова, дети рисовали всей группой на одном большом листе мокрого ватмана морские волны, ручейки, а затем превратившись в рыбок с султанчиками, плавниками в руках, танцевали на балу у Золотой рыбки, импровизируя движения.

Под музыку «Фея драже» Чайковского на ватмане появлялись цветные горошинки – драже – следы от туфелек Феи, а под звуки «Вальса цветов» «распускались» разноцветные цветы на поляне (дети закрашивали силуэты). Эти цветы «оживали» и кружились в танце – импровизации. Подобные занятия очень нравятся детям. От занятия к занятию они становятся всё более раскрепощёнными, эмоциональными, уверенными в себе, готовыми оказать друг другу помощь.

Рисунки детей оценивает педагог – психолог отделения и дает рекомендации для нашей дальнейшей совместной коррекционно -развивающей работы с проблемными детьми.

Есть малообщительные, неуверенные в себе малыши, которые не хотят даже браться за руки с другими детьми во время танцев, игр, отказываются от участия в совместных видах музыкальной деятельности. Неоценимую помощь в развитии у таких детей чувства содружества и одновременно развития позитивного самоощущения оказывают специальные упражнения, коммуникативные игры и танцы.

Понимая важность умения общаться, необходимо большинство общих танцев (польки, вальсы, кадриль) сопровождать постоянной сменой партнера. А такие танцы как «Капризка», «Давай попрыгаем», «Хэй, привет», «Поссорились, помирились» дети завершают нежным объятием. Так танцы, предусматривающие тактильный контакт, помогают замкнутым детям преодолеть свою нерешительность, скованность. «7 фигур», «Хэй, привет» — любимые детские танцы, по ходу которых дети касаются друг друга руками, ногами, спинками или дотрагиваются до щёчки, ушек своего партнера.

Весело общается дети друг с другом в коммуникативных танцах со свободным выбором партнера. Например:

Танец «Мэри и овечка».

1ч. – дети свободно по одному двигаются;

2ч. – танцуют в паре с тем, кого встретили с окончанием 1ч.

С окончанием 2ч. Пара распадается в поисках нового партнера.

Танец «Марко скачет».

1ч. – все дети стоят врассыпную, хлопают, «Марко» поскоками движется между детьми.

2ч. – здоровается с тем, около кого его остановила музыка.

3ч. –дети кружатся в паре, пара распадается в поиске нового партнера при окончании музыки.

Игра продолжается, пока все дети не будут вовлечены в танец.

Танец «Хэй, хей привет».

Дети стоят в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу.

1ч. – внутренний круг – стоит, протянув вперед руки ладонями вверх, внешний круг – переходит от одного к другому вправо на слова «привет», хлопая по ладоням.

2ч. – танцуют с вновь найденным партнером в паре.

Танец – игра продолжается.

Практика показала, что подобная музыкальная деятельность благотворно влияет на преодоление ребёнком психологического и мышечного зажима.

Кроме замкнутых детей почти есть неуравновешенные, гиперактивные, конфликтные малыши, не умеющие уступать друг другу. Для развития чувства эмпатии, доброжелательности, личностно – волевых качеств у таких детей я используются следующие упражнения:

«Передай цветок».

Ведущий передает цветок соседу по кругу, называя ласково его имя.

«Подари улыбку».

Все стоят лицом в круг, не отрывая ног ведущий и его сосед поворачиваются друг к другу с полуприсядом, улыбаясь, и т.д. по кругу.

«Поделись своим теплом».

Нежно положить ладонь на бедро соседа (руку не убирать), выполняя движения по очереди по кругу. Упражнения выполняются ритмично, сидя или стоя в кругу на фоне красивой, спокойной музыки.

«Волны».

В центре стоит ребёнок, остальные дети вокруг него ласково касаются руками со словами «ты хороший».

«Растопи лёд».

Выручают из беды «заледеневшего» друга, ритмично вытягивая ладони вверх от плеча.

«Похвали себя».

В ритм с музыкой, прикладывая ладонь к груди, хвалят себя словами: «Я хороший», «Я молодец», «Я просто умница» и т.п.

Почти каждое занятие традиционно начинается с песенки – приветствия: «Чудесный день», «Good morning», «День добрый» (Т. Боровик). Они настраивают коллектив ребят на добрый лад, создают атмосферу эмоционального благополучия на занятиях с первых же минут.

Среди огромного разнообразия музыкальных игр, танцев, музыкально – ритмических упражнений особую ценность представляют так называемые музыкально – двигательные минутки – забавы, не требующие от ребенка предварительного разучивания, выполняемые по показу взрослого. Такие музыкальные игры, танцы, упражнения доставляют ребенку огромное удовольствие, радость. Как известно лишь то, что делается с радостью приносит быстрый, великолепный результат как в обучении, так и в воспитании.

Чем так привлекательны музыкально – ритмические движения, выполняемые по показу взрослого?

Они помогают:

  1. Снять психофизическое напряжение, накопленную эмоциональную усталость, агрессию.
  2. Быстро переключить внимание ребенка с одного вида деятельности на другой. Педагогу не нужно прибегать к каким-либо дисциплинарным действиям. Достаточно включить задорную музыку и начать двигаться – дети с удовольствием присоединятся к вам.

При этом музыкально – двигательные минутки – забавы позволяют решать серьезные задачи по развитию и коррекции музыкально – двигательных навыков у ребенка (ритмичность и пластика), мелкой и общей координации движений, его зрительно – пространственной ориентации, музыкального слуха. Зрительного и слухового внимания, памяти, творческих способностей и т.п.

Очень важным является то, что при выполнении таких игр, танцев не бывает плохо танцующих детей. Ребёнок чувствует себя равным среди равных. Он весел и счастлив. Именно в такие минуты у малыша повышается самооценка, формируется положительный эмоционально – волевой настрой, мотивация на успешность. Положительным является и то, что решается проблема гиподинамии и гипердинамии, что особенно важно для детей с какой – либо патологией.

А теперь познакомимся с некоторыми музыкально – двигательными играми, упражнениями, танцами:

«Гули – гули».

Игра с ускорением темпа, в которой присутствует дух соревнования. Цель игры – развитие координации движений, внимания, памяти, формирование положительного эмоционально – волевого настроя.

«Путешествие с Красной Шапочкой» ( «Песня Красной Шапочки» муз. Рыбникова).

Цель — развитие координации движений, зрительно – пространственной ориентировки, внимания, памяти.

«Буги – вуги» ( «Кричалка»).

Это танцевально – игровое упражнение, которое помогает ребенку избавиться от накопившейся агрессии, отрицательных эмоций через крик. Ведь, выполняя это упражнение можно кричать во весь голос. Цель – формирование музыкально – двигательных навыков, развитие координации движений, слухового и зрительного внимания, ориентировки в пространстве, снятие психофизического напряжения.

«Керси – Керсо».

Танцевальная импровизация. Цель – развитие музыкально – ритмических движений, освоение новых видов танцевальных движений, формирование чувства ритма, коммуникативных навыков, положительного эмоционально – волевого настроя.

«Клоун Ки-Ки».

Музыкально – двигательная импровизация с элементами пантомимы. Цель – развитие чувства ритма, слухвого и зрительного восприятия, пантомимических способностей, совершенствование музыкально – двигательных навыков, пространственной ориентировки, коррекция эмоционально – волевого настроя, снятие психофизического напряжения.

В нашем отделении дети живут напряженной, интенсивной жизнью. Групповые занятия сменяются лечением, затем индивидуальные занятия со специалистами. Поэтому так актуальна необходимость снятия усталости, эмоционально – физического напряжения, возникающего у детей. С этой задачей успешно помогает справиться расслабляющая музыка и специальные упражнения.

Заботясь о здоровье детей, каждое занятие целесообразно заканчивать релаксацией. На фоне нежной негромкой приятной музыки дети с удовольствием ложатся на плоскостное матерчатое солнышко, изображая его лучи, или садятся тесным кругом, вытягивая ножки и закрывшись руками. Затем медленно раскрываются и ложатся на спину – цветок расцвел и греется на солнышке. Дети расслабляются в позе звезды небесной или морской, в образе снежинки, листочка, упавшего с дерева, а прикосновение шарфа как лёгкий ветерок снимает с детей усталость. Педагогом – психологом был рекомендован ряд упражнений на расслабление, которые так же используются на занятиях и развлечениях: «Гаснущие свечи на торте», «Тающие сосульки», «Тающий снеговик» с последующим превращением в лужу, «Штангист» и др.

Избавится от усталости помогают свободные плавающие танцы, очень любят дети импровизировать, танцуя с воздушными шарфами, нитями дождя, красочными султанчиками, маракасами и т.п.

Палочкой – выручалочкой в работе с детьми являются пальчиковые игры и речедвигательные упражнения. С их помощью можно легко переключить внимание детей, а также снять эмоциональное напряжение.

Эти приемы используются не только на занятиях, но и на праздничных утренниках, так на осеннем утреннике малыши играли пальчиками, приговаривая «Мы капусту режем, мы капусту мнём, мы капусту солим, мы капусту жмем».

Несомненно, сочетание музыки, слова, ритма и движения действуют в качестве специфической терапии, устанавливая равновесие в деятельности нервной системы ребёнка: уравновешивает слишком возбуждённых и расслабляет нерешительных, боязливых.

Таким образом, использование в работе специально подобранного музыкального репертуара, упражнений, танцев, игр, прежде всего развивает у детей музыкальные способности, но в то же время помогает детям, нуждающимся в коррекции речи, психофизического статуса, становиться здоровыми.

Музыкальный руководитель И.А. Наумова

Список литературы:

  1. Музыкальные занятия с детьми. Н. В. Бабинов. Детство-пресс 2015г.
  2. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.Ю. Картушина. Москва 2008г.
  3. Веселая дыхательная гимнастика. Н. В. Нищева. Детство-пресс 2016г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 9 (180) выйдет
28 февраля 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (179) за 2021 год
Скачать Номер 7 (178) за 2021 год
Скачать Номер 6 (177) за 2021 год
Скачать Номер 5 (176) за 2021 год
Скачать Номер 4 (175) за 2021 год
Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год