Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик» города Тамбова Радзецкой Светланы Ивановны «Развитие творческого потенциала личности ребенка средствами фольклора».
Занятия по Музыке
Автор: Радзецкая Светлана Ивановна   
05.07.2018 10:02

Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик» города Тамбова Радзецкой Светланы Ивановны «Развитие творческого потенциала личности ребенка средствами фольклора».Из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ «Детский сад №47 «Лучик» города Тамбова Радзецкой Светланы Ивановны «Развитие творческого потенциала личности ребенка средствами фольклора».

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Каждый жанр русского народного творчества – кладезь народной мудрости. Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.

 

Поэтому особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры. Через восприятие фольклора закладываются основы нравственного сознания, происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа, ведь народная музыка создавалась не для слушания, она жила в действии: игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре неотделимо от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Таким образом, приобщение ребенка к музыкальному фольклору соответствует новым стандартам образования, так как происходит через его деятельность

Считаю эту тему актуальной. Ведь живя в 21-ом веке, который предлагает нам ФГОС и ИКТ, меж предметность и интеграцию, и прочее, прочее…не будет должного результата от воспитания, если не вдохнуть в него душу и

самосознание своего народа. Нельзя прерывать связь поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками фольклорных праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народные игры. Надо научить детей с уважением относиться к культуре народа, к которому принадлежит ребенок.

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Таким образом, ребенок становится не только слушателем, но и активным участником процесса познания, где фольклору отводится особая роль как средству развития творческой личности ребенка. Именно поэтому, сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.

«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией.» В. Путин.

Цель настоящего исследования заключается в создании условий для формирования и комплексного развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора.

Задачи:

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, используя средства и опыт народной педагогики;
  2. Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов музыкальной культуры;
  3. Формировать целостное восприятие народной культуры.

Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий:

  • между тенденциями развития современной общества и необходимостью сохранять и передавать богатство традиционной народной культуры
  • между широким спектром задач музыкального воспитания и ограниченностью ресурсов (личностных, методических, материальных)
  • между сложившейся в семье культурой быта и прививаемой детском саду традиционной культурой

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: создание условий для повышения педагогической компетентности в воспитании творческой личности ребенка средствами музыкального фольклора. Это и послужило выбору темы моего исследования.

Новизна педагогического опыта:

Приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные современные праздники для наших детей.

Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления. Освоение фольклорного материала формирует представление ребёнка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

Свою работу строю по следующим педагогическим принципам:

принцип культуросообразности — воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущим традициям.

принцип природосообразности — учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности.

принцип доступности и нарастающей трудности — переход от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника.

принцип интеграции — определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия.

принцип положительной оценки деятельности детей способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

личностно-ориентированный — признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха, защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников

Основной принцип – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию.

В работе над развитием эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе приобщения к музыкальному фольклору использую сбалансированную систему методов:

Словесные — включают в себя инструкцию, рассказ, беседу о музыкальных жанрах произведений русского фольклора, сообщение, описание события.

Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ и объяснение педагога. К наглядным методам можно отнести использование проекционного оборудования – создание и показ дидактико-развивающих фото- и видео- презентаций, которые имеются почти к каждому народному празднику.

Практические — представляют собой разные способы организации детской деятельности (решение практических и познавательных задач, организация дидактических игр, экспериментирование).

Игровой метод – это основной метод обучения, воспитания и развития ребенка. Включение игрового момента, игровой ситуации, сюжетно-ролевой игры или игры с предметами (с музыкальными инструментами, с песнями), а также игры-драматизации в процесс обучения фольклорному исполнительству реализует содержание игрового метода.

Имитационный метод — когда дети в процессе музыкальной деятельности имитируют (копируют) манеру, жесты, мимику, танцевальные движения, способы звукоизвлечения, показанные педагогом. Способ передачи практических навыков от педагога к детям происходит с помощью подражания, как бы «из уст в уста».

Репродуктивный метод — когда дети исполняют произведения народного музыкального творчества в том варианте, в котором эти произведения были предложены педагогом им для разучивания и исполнения. Данный метод наибольшую эффективность имеет на начальных этапах обучения, а в дальнейшем применяется в качестве корректирующего момента.

Метод синкретизма фольклорного творчества — синтез песни, игры, танца, театра, поэзии в традиционной народной культурной среде. В процессе исполнения фольклорных произведений активизируются все каналы восприятия исполнителя: кинестетический – через тактильные ощущения, аудиальный – посредством интонационного воспроизведения в пении и речи этно-слуховых впечатлений, визуальный – в процессе исполнительского общения.

Метод образно-эмоциональных установок — заключается в моделировании яркого образа посредством точной эмоциональной интонации, выраженной слово действием (удивить, позвать, побранить, схитрить, пожурить и т.п.).

Приемы, используемые в работе:

  • слушание вокального и инструментального фольклора в исполнении педагога, в аудиозаписи
  • «живое» исполнение произведений русской народной музыки детьми
  • прохлопывание ритмических рисунков мелодий
  • использование музыкально – дидактических игр
  • интонационно – ритмических и слуховых упражнений на развитие музыкальных способностей детей, исполнительских навыков и музыкальной памяти
  • пение «а капелла» детьми после настройки в определённой тональности

- пение с инсценированнием.

Инновационная направленность заключается в творческом подходе к использованию фольклора в работе с детьми. На протяжении многих лет изучаю и реализую наработки замечательных педагогов — народников Лидии Куприяновой и Дмитрия Рытова по музыкально-игровому фольклору и адаптирую эти методики в работе кружка дополнительного образования «Гармошечка-говорушечка» для детей старшего дошкольного возраста. Работа в этом направлении призвана помочь ребенку открыть в себе свою индивидуальность и реализовать себя в творчестве

Работа, проводимая мною по развитию творческих способностей, развивает и детей, родителей и педагогов. И пусть не все наши воспитанники смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.

Освоение слушателями приемов в разучивании народных игр, хороводов в детском саду посредством фольклора: через общение и движение. Использование освоенного материала в практической деятельности.

В работе с детьми целесообразно использовать разнообразные средства и формы ознакомления детей с фольклором. Знакомясь с устным народным творчеством (прибаутки, небылицы, скороговорки, потешки, загадки), у детей формируются музыкальные, творческие и речевые навыки. Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение детей игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, выполнение движений со сменой характера музыки, умение менять ритм, темп происходит во время знакомства и постановки народных танцев. Данная система работы включает в себя и обучение детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению.

Считаю, что художественно-эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента как народная культура, которую следует рассматривать как специфическое средство для формирования музыкально-творческих способностей личности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год