Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль сенсомоторного развития в дошкольном возрасте
Моторика
Автор: Ким Дарья Николаевна Токарева Людмила Ивановна Штурнева Татьяна Павловна   
09.10.2021 21:33

Роль сенсомоторного развития в дошкольном возрастеРоль сенсомоторного развития в дошкольном возрасте

Мир входит в сознание человека лишь Через дверь органов внешних чувств. Если Она закрыта, то он не может войти в Него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер

С чего начинается познание окружающего мира? Ответ на этот вопрос очень простой: с предметов и явлений. Все остальные формы познания строятся лишь на восприятии и являются результатом их переработки. По этой причине полноценное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. А что же в свою очередь такое восприятие? Это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность различать, воспринимать и усваивать явление внешнего мира.

Глаза, уши, чувствительные рецепторы кожи, слизистой рта и носа принимают непосредственное участие в восприятии. Но для полноценного сенсорного развития необходима тренировка всех органов чувств с самого рождения, только лишь в этом случае у ребенка будут развиваться сенсорные раздражители разного характера.

 

Следующий вопрос в том, что такое сенсорное развитие ребенка? Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

«Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда». [2]

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

«Факторы, влияющие на развитие восприятия.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у разных людей существенно различается. Это зависит от следующих факторов:

  • наследственности. Например, абсолютный слух, особая чувствительность к запахам или вкусовым ощущениям являются врожденными;
  • состояния органов чувств. Если орган чувств поврежден в результате заболевания, травмы или врожденной аномалии, то чувствительность будет снижена или полностью отсутствовать;
  • развития органов чувств и восприятия. Врожденные способности человека воспринимать различные внешние раздражители посредством органов чувств развиваются как в процессе спонтанного изучения мира, так и в ходе специального обучения. И то, и другое подразумевает предоставление для восприятия разнообразных сенсорных раздражителей. Например, тонкий вкус лучше разовьется у того человека, который с детства употреблял в пишу разнообразные продукты и изысканные блюда.» [6]

В своих трудах Вегнер Л.А. пишет, о том, что большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах—общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, величины — метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии. [2]

Ограничить усвоение сенсорных эталонов невозможно, это очень сложный процесс. Мало усвоить сенсорный эталон, необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, научиться пользоваться свойствами различных предметов в разных ситуациях.

Следует разобрать следующий вопрос, что такое сенсомоторное развитие?

Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Вопросами сенсомоторного воспитания и развития дошкольника занимались: В.Н. Аванесова, В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, В.А. Пилюгина, Н.Н. Поддъяков и др.

«Сенсомоторное развитие осуществляется на основе обеспечения взаимодействия чувственного отражения и моторных (двигательных) компонентов психической деятельности (Т. Л. Лещинская). Приоритетные направления работы по развитию сенсомоторной сферы у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития определяются с учетом следующих факторов: зрительное восприятие имеет тесную взаимосвязь с восприятием равновесия и положения тела в пространстве (ребенок учится фиксировать взглядом определенный предмет, для этого ему надо хотя бы повернуть голову); слуховое восприятие развивается на базе восприятия колебаний (вибраций); тактильное восприятие создает предпосылку для развития вкусового восприятия и обоняния. Выделяются следующие направления работы по стимуляции сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и функции кисти; развитие тактильного и тактильно-двигательного восприятия; развитие вестибулярного восприятия; развитие зрительного восприятия; развитие вибрационного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие кинестетического восприятия; развитие вкусового восприятия; развитие обоняния». [5]

«Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического восприятия детей. Упущения на этой ступени обучения проявляются, как правило, несформированностью общеучебных умений и навыков у дошкольников.

Этапы знакомства ребёнка со свойствами предметов:

  • накопление сенсомоторного опыта
  • формирование представлений о различных свойствах предметов
  • ознакомление с общепринятыми сенсомоторными эталонами и способами их использования
  • развитие аналитического восприятия.

Для обучения детей существуют красочные пособия, обучающие игры. Большую помощь могут оказывать самые разнообразные кубики, мозаики, конструкторы, а также обычные предметы домашнего обихода». [3]

«Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности». [1]

Большакова С.Е. отмечает, что для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Особенно явно это проявляется на спортивных занятиях, а также на специальных занятиях с воспитателем, например, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции. [1]

Для общего сенсомоторного развития дошкольника существует множество разнообразных игр и упражнений. Тренировку пальцев рук стоит начинать проводить с 6-7 месяцев, делать массаж пальчиков и ручек. Пальчиковые игры очень эмоциональные, хорошо развивают работу пальцев. В процессе игры, повторяя за взрослым, у ребенка развивается мелкая моторика рук. Еще одним занятием для развития мелкой моторики рук является теневая игра. Больший эффект в теневой игре достигается благодаря изменению расстояния от руки до источника света. Это дает возможность увеличивать или уменьшать размеры теневых фигур.

Список литературы:

  1. Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. / С. Е. Большакова. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 c. — Текст: непосредственный.
  2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пи-люгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с
  3. Гафурова, Р. Ф. / Р. Ф. Гафурова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https: //infourok. ru/metodicheskaya-razrabotkarazvitie-poznavatelnoy-sferi-detey-let-cherez-sensomotornuyu-deyatelnost-981643. html (дата обращения: 07. 10. 2021).
  4. Якубовская Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / Якубовская, А. Е. — Минск:, 2007. — c.
  5. Янушко, Я. А. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 1-3 года / Я. А. Янушко. — Москва: «Мозайка-Синтез», 2009. — c. — Текст: непосредственный.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год