Шнуровка как средство развития мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) |
Моторика | |
Автор: Кудряшова Марина Николаевна | |
03.01.2025 21:35 | |
Шнуровка как средство развития мелкой моторики пальцев рук (из опыта работы) В детском саду я работаюучителем-логопедом 16 лет. За это время обратила внимание на то, что дети, пришедшие в детский сад и окружённые чрезмерной заботой близких, с трудом владеют навыками самообслуживания: для них целая проблема самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, правильно обуться и зашнуровать обувь. Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. В итоге — пострадала не только общая моторика, но и снизился уровень развития кистевой моторики рук. Игровые компьютеры, телефоны, гаджеты, которые заменили современным детям занятия рисованием, лепкой, конструированием также негативно сказываются на развитии мелкой моторики и как следствие на становление речи. Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Руки – инструмент тонкий и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому развивать мелкую моторику рук нужно начинать как можно раньше. Ведь это позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность, творческие способности, а, следовательно, подготовить ребёнка к школе. Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Как рукой сняло» и т.д. Пословицы и поговорки о руках стали «крылатыми».
Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский утверждал: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Именно руки учат ребёнка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться». Ребёнок хочет всё взять в руки, всё потрогать. Не мешайте ему, ведь руками он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Таким образом, чем сложнее и тоньше движения рук, тем быстрее развивается мозг ребенка. В своей работе с детьми я использую увлекательные дидактические игры со шнуровкой, которые наиболее эффективно позволяют развивать мелкую моторику, учат ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, дают понятия о величине, форме предмета, развиваютграфомоторные навыки и творческие способности детей. Главное, чтобы эти игры нравились детям. Ведь они не станут развивающими, если не интересны ребенку. Поэтому любое задание я предлагаю в игровой форме, что способствует положительной эмоциональной стимуляции, повышению психического тонуса, а, следовательно, улучшению работоспособности. Педагог-новатор Мария Монтессори, известная по своей одноименной методике развития детей, в свое время предлагала уникальные занятия для становления ребенка как личности, для формирования его собственных достоинств и способностей. Игрушки, которыми она рекомендовала пользоваться, актуальны и в наше время, более того, с каждым годом они становятся все популярнее и востребованнее. Существует множество разнообразных игр со шнурками. Примерно их можно разделить на несколько групп от простых к более сложным: 1. Простые игрушки – шнуровки Чаще всего это крупные объемные детали простой геометрической формы – куб, цилиндр, шар с большим сквозным отверстием, поэтому такая шнуровка идеальна для маленьких детей. Они сделаны из дерева, что свойственно практически каждой игрушке Монтессори или мягкого безопасного материала (яблоко, пуговица), в которых проделаны крупные отверстия для шнурования. 2. Простая плоская шнуровка (с одним предметом) Плоская фигурка в виде какого-то известного предмета с большим количеством отверстий – обувь, фрукты, игрушка, животные. Ребенок просто продевает шнурок разными способами в разные дырочки. 3. Плоская шнуровка (с несколькими предметами) Этот вид шнуровки уже предполагает умение соединить с помощью шнурования одну деталь с другой. Например, поместить на спинку ежику грибочек или яблочко, одеть куклу, поместить в машину груз. Более сложный вариант – на отдельной детали нужно разместить несколько предметов, например, на листочке – жучков или пчелок, на цветочке – бабочек. Все эти фигурки можно использовать, как для шнуровки, так и для ролевых и сюжетных игр. Также все детали можно использовать для счета и описания признаков, для составления рассказа или сказки, для сравнения, для классификации (растения, животные, игрушки и пр.) Можно совмещать несколько игр-шнуровок в одну, это развивает воображение и стимулирует к игре. 4. Плоские сюжетно-ролевые игры-шнуровки Они могут быть изготовлены из ткани (это детали домиков, книжек, паровозиков, которые необходимо соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка) или большой планшет с изображением какой-нибудь сказки. К нему прилагаются детали в виде сказочных героев, предметов и пр. Ребенок «пришнуровывает» мелкие детали к основному планшету в ходе игры. Например, сюжет общеизвестной сказки «Теремок» предполагает поочередную шнуровку всех основных героев, более сложная сказка – «Аленький цветочек» Возможны собственные вариации, когда герои меняются местами и шнуровка происходит в произвольном порядке. О ценности данной игры и говорить не приходится – здесь все – и умение шнуровать, и делать умозаключения, и вспоминать ход действия, и координировать движения. Вариантов игры множество. Используя в своей работе игры-шнуровки, я отметила, что у детей стала более развита сенсомоторная координация (согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений), усидчивость, глазомер, пространственное ориентирование, понимание понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева». Конечно, в своей работе я не ограничиваюсь использованием игрушек-шнуровок. Существует множество, хорошо вам известных приемов развития мелкой моторики, как новых, так и хорошо забытых старых.
|