Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Моторика
Автор: Семенова Регина Равилевна   
28.09.2023 20:13

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК НА ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Семенова Р.Р

Аннотация. Статья посвящена влиянию развития мелкой моторики рук на формирование речи детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: мелкая моторика, формирование речи, дети дошкольного возраста.

Проблема развития детской речи – одна из важнейших в общей и специальной психологии и педагогике. Речь служит еще и основным средством общения людей, которое создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности.

Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И, наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношение ребенка с людьми.

 

Мелкая моторика– умение управлять мелкими предметами, передвигать объекты от руки к руке и выполнять задачи, требующие координации глаз и рук, является тесно связанным с развитием мелкой моторики и речи. Одно из главных направлений воспитания здоровой речи у детей — развитие и улучшение мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь обшей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия [6, 7]. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, активное осуществление упражнений, направленных на тренировку ног, туловища, рук и головы, способствует улучшению подвижности артикуляционных органов, таких как губы, язык, нижняя челюсть и другие.

В соответствии с высказыванием В. М. Бехтерева, связь между движениями руки и речью всегда была очень тесной и способствовала развитию последней. Развитие функций руки и речи у людей происходило одновременно. Сначала происходило развитие мелких движений пальцев рук, а затем появлялась возможность произносить слова; дальнейшее усовершенствование речевых навыков напрямую зависело от уровня тренировки движений пальцев [1].

Связь между функциями речи и общей физической активностью человека, в частности между речевым центром головного мозга и мелкой мускулатурой руки, была доказана Гвоздевым, Исениной и другими исследователями. Их исследования показали, что развитие речи совершенствуется благодаря нервным импульсам, исходящим от пальцев.

Мария Ивановна Кольцова утверждает, что способность детей к говорению напрямую зависит от уровня развития мелких движений пальцев рук. Регулярные упражнения, направленные на тренировку этих движений, оказывают положительное воздействие на развитие речи [5].

М. Монтессори отметила связь между прогрессом тонких движений рук и развитием речи. Она обнаружила, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речевое развитие происходит в норме. Однако, если развитие движений пальцев отстает, то и развитие речи задерживается.

Развитие моторики рассматривается в тесной связи с развитием речевой функции у ребенка, включая письменную и устную составляющие. Согласно исследованиям С. П. Дувановой и Е. Ю. Тебелевой, активное использование упражнений, игр и заданий на развитие мелкой моторики позволяет достигнуть двух целей: влиять косвенно на общее интеллектуальное развитие ребенка и подготавливать его к овладению навыком письма [3].

Самомассаж, занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом — все это благотворно влияет на развитие движений кистей и пальцев руки. Например, занятия лепкой, рисованием, аппликацией, а также изготовление поделок из различных материалов, таких как бумага, картон, дерево, ткань, нитки, каштаны, желуди, солома и другие. Кроме того, чтение стихов, потешек и приговорок во время пальчиковых упражнений и игр помогает ребенку улучшить контроль над своими движениями, а также делает его речь более четкой и выразительной.

Специально организованная педагогическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста путем использования пальчиковой гимнастики, включающая разработанное специальное содержание, формы и методы, направленные на стимулирование развития мелкой моторики, будет способствовать следующему: уменьшению связи между недостатками в речевом и моторном развитии; развитию тактильной чувствительности рук детей; полноценному развитию речи при сочетании игр и упражнений для тренировки пальцев с речью детей.

Таким образом, регулярное и систематическое использование различных методов работы, которые направлены на развитие как общих движений кистей рук, так и тонких движений пальцев, помогает детям в дошкольном возрасте более быстро овладеть правильной речью. Необходимо обращать особое внимание на развитие тактильной чувствительности с самого раннего детства, так как она определяет формирование артикуляционного аппарата и развитие когнитивной сферы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бехтерев, В. М. Избранные труды по психологии личности / В. М. Бехтерев. – Санкт-Петербург: Алетейя, 1999. – 281 с.
  2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
  3. Дуванова, С. П. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи детей старшего дошкольного возраста / С. П. Дуванова, Е. Ю. Тебелева

// Школьный логопед. – 2006. – № 6. –С. 4-14.

4. Исенина, Е. И. Теория и методика развития речи у детей. Дословесный период / Е. И. Исенина. – Москва: Юрайт, 2023. – 149 с.

5. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 214 с.

6. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – Москва: Ленанд, 2014. – 211 с.

7. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – Москва: Академия, 2013. – 380 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год