Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ
Моторика
Автор: Бондарева Юлия Геннадьевна   
05.01.2023 21:08

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ

1. 1 Сущность понятия «графомоторные навыки» в педагогических исследованиях

Письменная речь представляет собой особую форму речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге при помощи начертания графических символов, которые соответствуют элементам, применяющимся в устной речи. При обучении письменной речи в качестве основной ключевой единицы обучения выступает процесс по формированию графомоторного навыка языка.

 

Графомоторные навыки, как считает Н.А. Бернштейн, представляют собой двигательные навыки, которые являются завершенными сложно координированными действиями, направленными на выполнение простых двигательных актов, которые доведены до автоматизма и выполняются в определенной последовательности.

Согласно М.М. Безруких, под графомоторным навыком понимают определенное привычное положение пишущей руки и движения, которые позволяют ребенку изображать письменные знаки и элементы их соединения друг с другом.

В том случае, когда у ребенка отмечается правильное формирование графомоторного навыка, ребенок становится способен к написанию правильных разборчивых букв, при этом он выполняет письменные действия красиво, быстро и четко. В том случае, когда в формировании графомоторного навыка отмечается наличие отклонений, то в дальнейшем у ребенка происходит возникновение определенных трудностей при выполнении письменной деятельности: почерк становится неразборчивым, небрежным, а темп написания слов остается медленным. При этом при неправильно сформированном графомоторном навыке в дальнейшем его исправить очень затруднительно, а в некоторых случаях и вовсе невозможно.

Графомоторные навыки состоят из четырех основных составляющих: мелкая мускулатура пальцев, зрительный анализ и синтез, рисование и графическая символика.

Уровень сформированности графомоторных навыков зависит от того, на каком уровне находится развитие общемоторных и мелкомоторных функций, а также от того, насколько достигает зрелости развитие психофизических функций, таких, как: пространственная ориентировка, фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение, развитие памяти и внимания.

Становление графомоторных навыков зависит от таких компонентов, как хорошее развитие общей и мелкой моторики, серийной организации движений, зрительно-пространственных представлений и зрительной памяти, поэтому важной психолого-педагогической и коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук, развития памяти и зрительных представлений.

Около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена в непосредственной близости от речевой моторной зоны, что объясняет, каким образом тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи.

М.М. Безруких, С.Е. Гаврина, Е.В. Гурьянов, С.П. Ефимова, Е.В. Новикова, Н.В. Новоторцева изучали процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, и доказали, что они зависят от сформированности:

  • зрительного и двигательного контроля (зрительно-моторной координации)
  • координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения)
  • пространственного восприятия (поля зрения — целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера)
  • пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения)
  • чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда)
  • «ручной умелости» (развитой мелкой моторики)
  • необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций)
  • зрительного внимания.

Ключевым структурным элементом графомоторного навыка является развитие мелкой моторики. В рамках старшего дошкольного возраста уровень, на котором находится развитие мелкой моторики ребенка, выступает в качестве показателя готовности ребенка к дальнейшему обучению в школе (В. М. Бехтерев, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, А.В. Мельникова, Т.В. Фадеева, С.В. Черных).

Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Мелкая моторика является составной частью двигательного развития, и уровень ее развития определяет то, как будет происходить развитие навыка письма. На основании развития мелкой моторики происходит становление трудовых навыков ребенка, а также осуществляется дальнейшая социализация ребенка. В работе с детьми развитие мелкой моторики приобретает очень большое значение из-за ее огромной роли в познании окружающего мира.

Согласно мнению М.И. Кольцовой, под мелкой моторикой следует понимать совокупность движений, осуществляемых координацией нервной, костной и мышечной систем в совокупности со зрительной, заключающихся в осуществлении точных и мелких движений кистей и пальцев рук.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания (вниманием, мышлением, речью, координацией, зрительной и двигательной памятью, воображением, наблюдательностью).

На основе многочисленных наблюдений и исследований выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

Таким образом, в рамках проведенного нами теоретического анализа литературы по проблеме исследования под графомоторным навыком понимают определенное привычное положение пишущей руки и движения, которые позволяют ребенку изображать письменные знаки и элементы их соединения друг с другом.

1. 2 Специфика развития графомоторных навыков у старших дошкольников

На современном этапе развития общества у детей дошкольного и младшего школьного возраста отмечается наличие положительной динамики к формированию отклонений в сформированности сложных движений пальцев ведущей руки, наличие сниженной скоростью выполнения заданий. Данные затруднения обусловлены тем, что у многих детей на этапе старшего дошкольного возраста отмечается неразвитость мелкой моторики пальцев руки и недостаточно высоким уровнем сформированности графомоторного навыка. Отклонения в формировании и развитии графоторных навыков приводит к формированию затруднений при обучении ребенка в школе, а также на общей тенденции его психического развития.

В рамках развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста ключевыми являются действия, направленные на развитие психомоторики ребенка, повышения уровня развития его зрительной памяти, формирование у детей зрительно-пространственных представлений и серийной организации движений ведущей руки.

Возраст 6-7 лет является сензитивным для развития кисти руки. В этом возрасте, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, можно достичь хороших результатов в развитии пальцевой моторики рук.

Имея общие черты с двигательными навыками, графомоторные навыки не является только двигательными. Своеобразие этих навыков в том, что с самого начала их формирования с определенным двигательным образом ассоциирует определенное смысловое значение буквы и совокупности букв, изображаемых рукой пишущего. Таким образом, процесс формирования графических навыков подчиняется, с одной стороны, закономерностям выработки двигательных, а с другой – речевых интеллектуальных действий.

Формирование графомоторных навыков в онтогенезе проходит значительную эволюцию одновременно с развитием изобразительной деятельности. Зрительно-моторная координация- важнейшая функция, от которой зависит этот процесс. На протяжении значительной части дошкольного детства регуляция изобразительных движений осуществляется преимущественно на основе двигательного анализатора. Период от 1 года до 4-5 лет уходит на овладение произвольной регуляции движений руки. Контроль выполнения, обратная связь происходит с помощью кинестезии. Рисуя, дети в этом возрасте опираются на «память руки». Зрительный контроль за движениями почти отсутствует. Постепенно происходит межсенсорная интеграция кинестетических ощущений во время рисования и зрительных образов, воспринимаемых при этом. Наибольшего развития межанализаторная интеграция достигает в возрасте 6-8 лет. С этого момента зрительно-моторная координация начинает занимать ведущее положение в регуляции графомоторных движений и развитии соответствующих навыков.

В период раннего и дошкольного детства ребёнок при благоприятных внешних условиях оказывается в состоянии овладеть целым рядом умений, весьма важных для успешного усвоения навыков письма в школе. Он овладевает движениями, необходимыми для лёгкого прикосновения и скольжения карандаша по бумаге, учится замечать различия между графическими элементами по их форме, положению и соотношению друг с другом. Также ребёнок учится ограничивать свои движения в соответствии с графическими задачами, которые он перед собой ставит. Позже ребёнок узнаёт смысл письма как средства общения между людьми и как способа фиксации мыслей; знакомится с фонетическим принципом письма, учится выделять звуки в словах и обозначать их печатными и рукописными знаками на письме. Физиологической основой этих достижений являются дифференцирование относящихся к письму слуховых, зрительных и кинестетических раздражителей; концентрация возбуждения и торможения в соответствующих границах двигательной зоны коры, уравновешивание возбуждения и торможения при изображении простейших графических форм и их соединений и образование большого числа временных связей.

Характеризуя эти достижения с психологической точки зрения, можно сказать, что ребёнок овладевает в дошкольный период умением ставить перед собой элементарные графические задачи, учится контролировать процесс их решения и, добиваясь успешного их выполнения, овладевает умением управлять не только своими движениями, но и своим вниманием. Иначе говоря, от рефлекторных движений на основе подражания ребёнок переходит к сознательным целенаправленным действиям.

Профессор М.М. Безруких выделяет следующую последовательность развития ручной моторики и графических навыков:

  • до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;
  • в 2-3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;
  • к 3-4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);
  • к 4-5 годам ребенок способен копировать фигуры с соблюдением основных пропорций, но уже может ограничивать протяженность линий, а также срисовывать предметы, рисовать по представлению;

¾ в 5 лет дети начинают хорошо выполнять вертикальные, горизонтальные, наклонные штрихи, ограничивая их длину и соблюдая относительную параллельность, способны делать циклические движения.

При оценке графических умений следует помнить, что до пяти лет ребенку все еще трудно ограничивать длину линий, а учитывая то, что кинестетический контроль формируется только после 6 лет, то основной контроль, при выполнении дошкольником графических заданий принадлежит зрению.

Таким образом, в результате проведения анализа литературы по проблеме исследования нами выяснено, что на этапе старшего дошкольного возраста очень важным является процесс развития графомоторных навыков ребенка, т.к. отклонения в формировании и развитии графоторных навыков приводит к формированию затруднений при дальнейшем обучении ребенка в школе, а также на общей тенденции его психического развития. При этом выяснено, что при развитии графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать методы психолого-педагогического сопровождения, направленные на развитие психомоторики ребенка, повышения уровня развития его зрительной памяти, формирование у детей зрительно-пространственных представлений и серийной организации движений ведущей руки.

1. 3 Потенциал игровых приемов в развитии графомоторных навыков у старших дошкольников

В качестве основных трудностей, возникающих при обучении детей письменным навыкам, выступает несформированность функций, отмечающих за техническую сторону письма. У большинства детей, готовящихся к поступлению в первый класс, отмечается недостаточное развитие мышц кистей рук, координации движений пальцев. На этапе старшего дошкольного возраста необходимо использовать ряд упражнений, направленных на развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста, в частности:

  • формирование умений рисовать линии (умение рисовать широкие и узкие линии, нитевидные, спиралевидные и ломанные линии, используя разный нажим карандаша, разную скорость и темп начертания, с соблюдением правильной формы, величины и особенностей рисунка);
  • формирование навыков удержания карандаша и ручки с соблюдением требуемого угла наклона;
  • формирование представлений о правильной позе для рисования или письменной деятельности;
  • формирование интереса к выполнению графических движений.

В качестве одного из важнейших компонентов развития графомоторных навыков выступает развитие мелкой моторики пальцев рук ребенка. Развитие мелкой моторики выступает в качестве ключевого показателя, который определяет готовность ребенка к школе. Для хорошей тренировки пальцев используют следующие игровые приемы: использование пальчиковых игр, игр с применением мелких предметов.

Использование занятий с играми-упражнениями, направленными на формирование и развитие графомоторных навыков, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, находящихся на данном этапе возрастного развития, что позволяет снизить трудности формирования графомоторных навыков, а также проводить психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы они меньше уставали. Использование игровых приемов и игр-упражнений позволяет развивать мелкие и точные движения рук, потому что руки постоянно задействованы в деятельности, что приводит к беспрерывному поступлению импульсов в мозг, что позволяет стимулировать центральную нервную систему ребенка и способствует ее развитию.

Использование игр-упражнений при формировании и развитии графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста необходимо доводить до автоматизма, что позволяет более успешно детям решать двигательные задачи, а также выработать двигательный навык, под которым понимают индивидуальный стиль движений.

В рамках формирования и развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста организуются занятия, на которых используются следующие приемы и методы работы: игра, наглядный, практический, словесный методы; наблюдение, собеседование, тестирование, анализ результатов деятельности; учет реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребенка, эмоционально-положительный настрой.

Наиболее популярными являются следующие игровые приемы, используемые для формирования и развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста:

  • работа с наборным полотном. На наборном полотне изображен цветок или бабочка. Дети, продевая цветную тесьму в дырки наборного полотна, могут сделать контур предмета разноцветным;
  • нанизывание пуговиц на шнурок;
  • штриховка. При штриховке первоначально внимание ребенка обращается только на то, чтобы линии не пересекали линии контура. Далее воспитатель следит за плотностью штриховки, указывая на «рыхлость» штриховки и незаштрихованные места. На третьем этапе отрабатывается навык выдерживания направления штриховки: горизонтальный, вертикальный и наклонный.
  • «Раскручивание» спирали. Выполняется на чистом нелинованном листе бумаги. Спираль «раскручивается» от точки в центре листа.

Таким образом, в результате теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами было выяснено, что игровые приемы обладают большим потенциалом в процессе формирования и развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста, поскольку они очень эффективны в процессе совершенствования пространственных и временных представлений, позволяют осуществлять формирование у детей умений ориентироваться на листе бумаги, а также позволяют развивать непосредственно мелкую моторику и графические навыки, поддерживая интерес к проводимой работе, что повышает эффективность всего процесса психолого-педагогического сопровождения при подготовке старшего дошкольника к дальнейшему обучению в школе.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год