Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики руки ребенка как основной компонент подготовки к обучению в школе
Моторика
Автор: Пазюра Наталья Александровна Зацарная Ольга Сергеевна Боженкова Ирина Владимировна Гринева Ольга Владимировна Малышева Марина Александровна   
23.07.2022 11:30

Развитие мелкой моторики руки ребенка как основной компонент подготовки к обучению в школеРазвитие мелкой моторики руки ребенка как основной компонент подготовки к обучению в школе

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках его пальцев…» В.А. Сухомлинский.

Проблема повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики руки у детей 5-6 лет не теряет своей актуальности. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Ведь неподготовленность руки ребенка к письму создает с первых же дней обучения комплекс трудностей. Эти трудности могут быть вызваны самыми разными причинами: нарушением элементарных гигиенических требований (положение тетради, руки, ручки в руке и т.д.), перенапряжением руки, отсутствием необходимой пространственной ориентации, несовершенством регуляции движений и т.д. Все это говорит о том, что для плодотворного обучения технической стороне письма необходим определенный уровень психофизиологического развития ребенка, и не только руки, а прежде всего мышления, памяти, внимания, способности к зрительному пространству восприятия объектов.

 

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся в равной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх-низ, ближе — дальше, над -под, около -внутри. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой. Это приводит к усиленной нагрузке на ребенка. Детям, кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики мы ведем работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, специалистами детского сада, начав эту работу задолго до поступления в школу. Для развития мелкой моторики рук используем следующие приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук;
  • Пальчиковую гимнастику и физкультминутки;
  • Пальчиковые игры: со стихами, с скороговорками, со счетными палочками;
  • Пальчиковый театр;
  • Лепку из пластилина;
  • Аппликацию;
  • Работу с бумагой в технике «Оригами»;
  • Рисование красками различными способами: кистью, пальцем и т.д;
  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, завязывание веревочек, вырезание ножницами);
  • Рисование по трафаретам;
  • Дорисовку (по принципу симметрии);
  • Штриховку;
  • Графические диктанты;
  • Лабиринты;
  • Копирование (по точкам, по образцу);
  • Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата у нас возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук регулярной, используя разные формы работы:

  1. Специально организованное обучение в форме – занятий;
  2. В совместной деятельности воспитателя с детьми;
  3. В свободной самостоятельной деятельности самих детей.
  • Специально организованнее обучение проходит в форме коррекционно-развивающих занятий и включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающих логике развития тех или иных способностей (сенсорных, мыслительных, развитию мелкой моторики).
  • В совместную деятельность воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры …). В группах создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Воспитатель выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности – но партнера – инициатора. При этом он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает её и приглашает к ней своим примером и участием. Педагог, как партнер, поощряет детскую инициативу в развертывании деятельности и обеспечивает условия для того, чтобы дети при желании могли продолжить её самостоятельно, пока не исчерпают интерес (начатую игру, конструирование, штриховку по трафаретам, пальчиковые игры).
  • Свободная самостоятельная деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам и способностям. Воспитатель находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя её в соответствии с детскими интересами. Одновременно являясь потенциальным партнером, он готов оказать поддержку и помощь, в реализации их свободных замыслов, а также в конфликтных ситуациях, требующих вмешательства или при необходимости, помогает войти в группу сверстников тому или иному ребенку, обнаруживающему явное стремление к контактам, но не владеющими необходимыми способами поведения.

В группах созданы соответствующие условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

  • В центре «школьника» имеются разнообразные ручки, карандаши, тетради, счетные палочки, образцы игр, с ними всевозможные образцы рисунков по клеточкам, прописи.
  • В центре изобразительной деятельности: пластилин, глина, раскраски, цветные и простые карандаши, краски, мелки, кисточки, трафареты, ножницы, фигурные линейки, альбомы, и др.
  • Для развития и коррекции зрительно-пространственной ориентации: имеются мелкие игрушки, пуговицы разных цветов и размеров, камешки, ракушки, крупа, геометрические фигуры.
  • Для развития мелкой моторики, имеются картотеки игр, которыми можно заниматься в детском саду и дома.

Графические диктанты, помогают подготовить руку ребенка к письму, развить пространственное воображение, научить ребенка ловкости при обращении с ручкой и карандашом и точности в движениях руки, что дает возможность заложить правильную основу для формирования каллиграфически правильного письма.

Можно предложить дополнительно задание заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиком или просто раскрасить.

Таким образом, как показывает практика, проводя систематическую работу по развитию мелкой моторики руки, дети начинают хорошо владеть карандашом и ручкой, у них появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость. Дети учатся действовать по словесным инструкциям, обретают уверенность в своих действиях. У них формируются необходимые каллиграфические умения.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год