Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Моторика
Автор: Ковтун Виктория Александровна   
21.06.2022 10:09

БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАБУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Виктория Александровна Ковтун Студентка ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

Кошелева Лидия Юрьевна Кандидат пед. наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования

Цель статьи: расширение знаний об особенностях использования бумажной пластики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Чрезвычайно важную роль в общем развитии всех детей играет развитие мелкой моторики, которая «является одной из сторон двигательной сферы, непосредственно связанной с овладением предметными действиями, развитием продуктивной деятельности, письма и речи детей» [4, с. 88].

«Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой активности, развитию творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, а главное, сохранению психического и физического здоровья детей» [7, с. 12].

 

Скачать конспект

Проблемой развития мелкой моторики занимались такие ученые, как В.П. Бехтерев, В.П. Павлов, А.А. Сеченов, А.А. Ухтомский и другие. Эти исследователи указали на исключительную роль моторно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления у детей и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная [1].

Не менее актуальной сегодня является проблема использования бумажной пластики в развитии и образовании детей. Бумажная пластика «как система средств художественного выражения предоставляет широкие возможности для развития творческих способностей детей, является интеллектуальным достоянием художественного вкуса, универсальным средством обучения, эмоциональным, увлекательным и весьма полезным занятием для их общего развития» [2, с. 117].

В качестве средства развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста многие педагоги рекомендуют использовать бумажную пластику. Существуют различные виды бумажной пластики – модульное оригами, облицовка, квиллинг, работа с гофрированной бумагой, плетение, мозаика, разрывание, тыкание, аппликация, скручивание бумаги и т.д. [5, с. 108].

Развивая зрительные способности в процессе использования бумажной пластики, дети активно вовлекаются в производительную деятельность, приобретают знания, навыки и умения, которые станут их достоянием на всю жизнь. Данная работа удовлетворяет познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, способствует развитию их технического мышления [6, с. 210].

С целью исследования использования бумажной пластики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов:

  1. Констатирующий этап – выявление первоначального уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Формирующий этап – разработка и проведение работы по использованию бумажной пластики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Контрольный этап – выявление эффективности организации работы по использованию бумажной пластики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения села Моторское «Детский сад «Теремок»» (Каратузский район Красноярского края). В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 5-х до 7-х лет: 10 детей контрольной группы «Светлячок» и 10 детей экспериментальной группы «Гномики».

С целью выявления развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста была использована методика Н.И. Гуревич и Н.О. Озерецкого «Выявление уровней развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» [3]. Данная методика включает упражнения на координацию движений, повторение фигур из пальцев, работу с бумагой и графические упражнения. В ходе проведения данной методики было выявлено, что большая часть обследованных детей группы «Светлячок» и группы «Гномики» находились на среднем уровне развития мелкой моторики.

Проанализировав результаты исследования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, был проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы. На данном этапе была разработана и проведена работа по использованию бумажной пластики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе «Гномики». В ходе данной работы применялись такие виды бумажной пластики как модульное оригами, скатывание бумаги, аппликация, плетение, обрывание, бумажная мозаика, торцевание, квиллинг.

С целью создания предметно-развивающей среды нами был оборудован в группе уголок для детей с материалами для использования бумажной пластики «Волшебная бумага». Предметное наполнение данного уголка: восковые и акварельные мелки, цветной мел, фломастеры, гуашевые и акварельные краски, пальчиковые краски, кисти, баночки для воды, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, глина, тесто, салфетки, палочки, стеки, клише, салфетки, поролон, печатки, трафареты, обводки, цветная и белая бумага, картон, самоклеющаяся пленка, наклейки, ткани, нитки, ножницы с тупым концом, маленькие доски для рисования мелом, мольберт, уборочный инвентарь и др.

Проведение данных занятий в экспериментальной группе позволило научить детей приемам работы в технике «Бумажная пластика», научить их разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Дети освоили навыки работы с клеем, и самое главное развили умелость рук, мелкую моторику. Движения обеих рук стали более согласованными, а движения пальцев дифференцировались. Работая в технике «Бумагопластика» и создавая красивые аппликации своими руками, дети получали возможность проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно сказалось на их развитии и укреплении мелкой моторики рук.

С целью выявления эффективности организации работы по использованию бумажной пластики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы. На данном этапе использовалась та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе.

Анализ результатов контрольного этапа показал, что формирующий этап с использованием бумажной пластики в экспериментальной группе оказал положительное влияние на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, о чём свидетельствует сопоставление данных констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы. В контрольной группе результаты практически не изменились.

Таким образом, выдвинутая нами в начале исследования гипотеза содержит репрезентативный материал в том, что использование бумажной пластики в развитии мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если педагог создает предметно-развивающую среду, направленную на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста; различные виды бумажной пластики используются в работе с детьми как в организованной образовательной деятельности, так и вне ее. Это делает возможным рекомендовать педагогам дошкольных образовательных учреждений использовать бумажную пластику в развитии мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список

  1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательных функций у детей. М., 2018. 225 с.
  2. Гришина Н.Н, Анистратова А.А. Поделки из кусочков бумаги. М., 2017. 264 с.
  3. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 2017. 385 с.
  4. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у детей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2016. 120 с.
  5. Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми. Волгоград, 2020. 157 с.
  6. Малков В.И. Бумажные фантазии. М., 2017. 345 с.
  7. Орехов Е.Ф. Формирование двигательной функции у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие. М., 2015. 27 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год