Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Пальчиковая игра всегда под рукой»
Моторика
Автор: Самойлова Екатерина Михайловна, Беда Евгения Александровна   
09.08.2020 22:26

«Пальчиковая игра всегда под рукой»«Пальчиковая игра всегда под рукой»

  • Самойлова Екатерина Михайловна воспитатель,
  • Беда Евгения Александровна старший воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 35» г.Усолье -Сибирское

«Ум ребёнка находится на кончиках пальцев» В.А. Сухомлинский

Что такое пальчиковая гимнастика?

Пальчиковая гимнастика – это инсценировка стихов или каких-либо исто- рий при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук

является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тре- нировки повышается работоспособность коры головного мозга.

Пальчиковая игра – существует очень давно и сопровождает нас в течении всей жизни.

 

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребёнка:

  • помогает развивать речь
  • повышает работоспособность головного мозга
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение
  • развивает тактильную чувствительность
  • снимает тревожность.

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и других.

Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют мелкую моторику рук. Тем самым вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Подготовка руки к письму должна начинаться с раннего детства, задолго до прихода детей в школу. М. М. Безруких пишет, что «у детей 5–6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. Моторная неловкость в выполнении манипуляторных действий, трудности в овладении ими, неудачи и частое недовольство взрослых вынуждает ребенка исключить такие действия, как платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем не интересный — лучше поиграю с машинами», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется».

Родителей и нас педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте.

Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство учёных, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе. Физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, японские ученые — ЙосироЦуцуми и НамикосиТокудзиро исследовали связи между развитием мозга и руки. Психологические основы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста разработаны такими психологами, как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Графические умения детей анализировали Д. Тейлор и Д. Элстон. А непосредственно развитием мелкой моторики с целью подготовки руки к письму занимались З. И. Богатеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова и др.

Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накоп- ления ребенком практического двигательного опыта и совершенствования навыков ручной умелости.

Пальчиковые игры можно проводить как индивидуально, так и с группой детей. Время проведения гимнастики зависит от вида игры (в среднем 3-5 минут). Если игра занимает малое количество времени и хорошо знакомая детям, то можно выполнять её задание в любые режимные моменты в течении дня. Перед началом выполнения упражнений необходимо ручки разогреть. Для этого мягкими движениями рук погладить или потереть друг о дружку.

Графические навыки включают:

  • умение красиво и ненапряженно (т. е. легко) рисовать вращательными и колебательными, отрывными и плавными, а также ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (изображения предметов, нитевидные, ломаные, спиралевидные, широкие, узкие линии);
  • умение легко удерживать карандаш или ручку, соблюдая необходимый угол наклона;
  • сохранение устойчивой правильной позы при письме или рисовании

Для себя мы выделили следующие направления, по которым следует развивать детей старшего дошкольного возраста при подготовке руки к письму:

  • чувство ритма (умение координировать слово и движения в заданном темпе);
  • ручная умелость (рисование, лепка, конструирование); ‒ прост- ранственная ориентация (глазомер, ориентировка в тетради и на листе бумаги);
  • графические навыки (раскрашивание, штриховка, копирование по образцу, по точкам и т. д.).

В своей работе с детьми дошкольного возраста стараемся уделять наибольшее внимание данной проблеме.

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму, применяем не только пальчиковые игры но и игры: с мячиками, с бигуди, с перчатками, с катушками от ниток, с носочками, с зубными щётками, с резинками (для волос или для денежных купюр), с пуговицами, бусинами, со шнурками, со счет- ными палочками; массаж кистей рук, рисование, лепка из различного материала, аппликации, игры с песком и водой, специальные упражнения.

В группе в доступном для детей месте расположен сенсомоторный уголок, где можно самостоятельно пользоваться различным материалом.

В аппликации дети используют разнообразные материалы для создания выразительного образа: бумага разного качества и свойств, ткани, природных материалов и веществ (засушенные цветы, листья, соломка, кора деревьев, пух, семена, песок), бросовых материалов (опилки, толченая скорлупа, фантики). Создаются ситуации для самостоятельного применения детьми техник симметричного, силуэтного, многослойного, ажурного вырезания, разнообразных способов прикрепления деталей на фон, техник объемной и отрывной аппликации. В лепке используются основные материалы (пластилин, тесто, снег, песок, глина, воск) и дополнительные материалы для декорирования (семена, фольга, бисер и т.д). Дети лепят смешанным и пластическим способами (путем вытягивания, отпечатки, рисунок стекой, сглаживание и др.). В конструировании из бумаги используются методы сгибание, резание, прокалывание, склеивание, нанизывание, плетение, закручивание полос, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. С детьми идет работа по конструированию по типу оригами, из природного и бросового материала, работа с тканью. Наибольший интерес у детей вызывает обведение по трафарету фигур, нанизывание бусин и шнуровка. Пальчиковые игры подбираются с учетом возраста детей.

Вся работа строится на основе реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад №35», Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, так же в работе используются методические рекомендации А.Е. Белой, В.И. Мирясовой «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»; Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»; Е.Синицыной «Умные пальчики».

Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторики рук, навыки детей стали более совершенными. Мы увидели качественный скачок в развитии детей. Разные формы взаимодействия с детьми, при целенаправленном применении определили успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствовали развитию мелкой моторики, координированных движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Деятельность педагога может стать по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются активными помощниками и единомышленниками, а для этого надо заинтересовать родителей решением данной проблемы через консультации, рекомендации, индивидуальные беседы и сделать их союзниками в своей работе.

Литература:

  1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. — С. — 280.
  2. Матвеева Л. Н., Галкина Е. М. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. — 604-607
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньса школа, 2014. — С. 557.
  4. Тонкова Ю. М. Развитие мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста как средство подготовки руки к письму [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 137 — 139.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год