Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Моторика
Автор: Зданович Оксана Валерьевна   
15.04.2020 18:01

«Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»«Песочное рисование как самостоятельное занятие по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Современные родители, занимающиеся развитием речи своего ребенка, всегда находятся в поисках новых и эффективных методов, технологий, игр и упражнений, задействующих пальчики крохи. Можно лепить, клеить аппликации, можно собирать конструктор. Как говориться, что душе угодно. Главным условием здесь выступает интерес ребенка к занятию! Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. А познавательный интерес, связанный с положительными эмоциями, с созданием успеха у ребенка активизируется в условиях игры. Еще педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Всем нам с детства хорошо знакома игра в песок. Это то, что интересно, то с чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Но с песком можно не только играть, а еще использовать его как новый и одновременной простой вид изобразительной деятельности, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Кто сказал, что рисовать нужно только кисточкой, карандашом или фломастером?

 

Рисование песком или метод «Sand-Art» трудно переоценить – это и уникальная по своим возможностям предметно-игровая среда, и замечательный сенсорный опыт, и широкие возможности применения. Создание рисунков песком помогает детям концентрировать внимание и память, развивать мышление, воображение и фантазию, исследовательский интерес, познавательную активность. Кроме того, использование именно такого материала как песок развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, что очень важно для становления и развития речи ребенка.

Таким образом, можно использовать песок в процессе занятий с нашими детьми как естественной стимулирующей среды, в которой ребенок будет чувствовать себя комфортно и защищено.

Конечно, в идеале, для песочного рисования необходим минимальный набор оборудования и материалов: специальный стол со световой подсветкой; кварцевый песок различной фракции, в том числе цветной; различные вспомогательные средства и аксессуары, например наборы трафаретов и шаблонов, камни, ракушки и любой другой природный материал, для того чтобы показать ребенку все возможности чудесных песочных превращений. Однако, можно и проще, вместо стола использовать обычный неглубокий поднос или достаточно плотный лист бумаги формата А5 (интереснее будет, если лист бумаги подобрать определенного цвета — синего, красного, желтого и т.д.), а вместо наборов — любые мелкие игрушки и фигурки животных, которые найдутся в семье каждого ребенка.

Дети – существа, любящие организацию своего досуга. Даже если ребенок заинтересуется той или иной игрушкой, ему необходимо показать, как ей правильно пользоваться, перед тем как он начнет играть. Так же и с песочным рисованием. При первом знакомстве с песком на плоскости, ребенку можно показать простейшие приемы рисования – насыпание песка тонким слоем и работу пальцами, научить снимать ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем – как работать двумя руками симметрично, как можно засыпать фигуры песком из кулачка, рисовать линии одним или четырьмя пальцами одновременно, завитки, узоры и точки. Хорошим помощником для родителей здесь будет книга немецкого педагога-практика Мариеллы Зейц «Пишем и рисуем на песке».

А дальше, научить и закрепить на практике как, регулируя силу движения, скорость и ритмичность, высыпая песок кулачком, создается «планета и летательные аппараты», щепоткой песка – «звезды», движением мизинца или ногтем по тонко насыпанному слою песка – «космические орбиты» … И здесь на помощь приходят фантазия и воображение ребенка и взрослого. Так, появляются герои песочных мини-сказок, имитационных игр ( «превращение» любого предмета на песке), невероятных сюжетов. В отдельных случаях можно обыграть созданные рисунки, например, «зажечь» свечи на «песочном» тортике, рассадить приглашенных друзей (мелких игрушек животных и/или людей). И, конечно, процесс рисования на песке, в обязательном порядке, идет с «озвучкой» сказки или истории. Ребенку можно вместе с семьей вслух четко и лаконично озвучивать все свои действия и действия героев, применяя при этом не только существительные и глаголы, но и прилагательные. Для развития речи ребенка дошкольного возраста это очень важно.

Интерес детей к занятиям можно поддерживать за счет регулярной организации выставок фотографий песочных рисунков в социальных сетях или создания арт-альбомов с выполненными детскими работами.

Применение традиционных подходов в развитии мелкой моторики у детей (графические и зрительные диктанты, штриховки, «обводки» и т.д.) не всегда вызывают у ребенка стойкий интерес и желание. Несомненно, наиболее привлекательной для детей технологий, позволяющих уйти от традиционных занятий, основанных на тренировочных упражнениях, является песочное рисование. Занятия с песком побуждают ребенка к творческим экспериментам, более того, объединение такого сенсорного материала как песок с объемными игрушками, фигурками, различным природным материалом способствует закреплению положительных эмоциональных впечатлений от занятий. Что бы мы ни выбрали для обучения и развития ребенка, главное, чтобы это принесло ему удовольствие! Процесс не менее важен, чем результат!

С помощью такого благодатного материала как песок, состоящий из мельчайших частиц, активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на общем развитии ребенка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год