Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Моторика
Автор: Исаева Евгения Витальевна   
19.11.2019 18:19

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Программа профессионального саморазвития

педагога: воспитателя МБДОУ «Детский сад № 20» Исаева Евгения Витальевна г. Дзержинск

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 15

Квалификационная категория: нет

Курсы повышения квалификации: 2018

Дата начала работы над темой: 2019 год

Предполагаемая дата окончания работы: 2021 год

Форма и место подведения итогов – выступление на педсовете

Скачать конспект

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Обоготить предметно- развивающую среду.
  3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости

пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраст

4 Создать картотеку пальчиковых игр.

5 Сообщение для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

6 Мониторинг.

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Этапы работы по теме:

I этап (2019 год) – планирование работы: изучение литературы,

формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов

работы;

II этап (2020 год) – Создание информационной базы пальчиковых игр которые были направлены на устранение имеющихся проблем у детей, вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении, опираясь на

перспективное планирование, наметив главную цель:: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка

содержания деятельности.

III этап (2021) – анализ результатов работы, формулирование выводов,

внедрение системы развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности в основной образовательный процесс.

Литература:

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  4. Решетник Т, Анисина Е и др «Энциклопедия развивалок» -М.: ООО «ЭКСМО», 2011
  5. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2019

  • Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
  • Определение цели и задач работы над темой.
  • Сообщение для педагогов на педсовете.

2019

  • Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.
  • Формулировка цели и задач работы над темой
  • Выступление на педагогическом совете по  теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраст.»

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

2020

  • Формирование методического комплекса

2020

Папка с разрезными картинками, уголок рисования и лепки, упражнения с бусинами и пугавицами ,упражнения с матрешкой Индивидуальные беседы с родителями: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

Информация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

2021

  • Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2021

Наличие результатов работы по теме. Обоготить предметно- развивающую среду. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости

пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраст. Создать картотеку пальчиковых игр.

  • (создание уголка, изготовление пособий, игр, участие в конкурсах …) самообразования.
  • Распространение опыта среди педагогов –публикации
  • Фотовыставка «Наши с мамой руки».Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год