Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Моторика
Автор: Исаева Евгения Витальевна   
19.11.2019 18:19

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности»«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».

Программа профессионального саморазвития

педагога: воспитателя МБДОУ «Детский сад № 20» Исаева Евгения Витальевна г. Дзержинск

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 15

Квалификационная категория: нет

Курсы повышения квалификации: 2018

Дата начала работы над темой: 2019 год

Предполагаемая дата окончания работы: 2021 год

Форма и место подведения итогов – выступление на педсовете

Скачать конспект

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Обоготить предметно- развивающую среду.
  3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости

пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраст

4 Создать картотеку пальчиковых игр.

5 Сообщение для педагогов: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

6 Мониторинг.

Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже — с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

Актуальность выбранной темы:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Этапы работы по теме:

I этап (2019 год) – планирование работы: изучение литературы,

формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов

работы;

II этап (2020 год) – Создание информационной базы пальчиковых игр которые были направлены на устранение имеющихся проблем у детей, вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении, опираясь на

перспективное планирование, наметив главную цель:: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности.

Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка

содержания деятельности.

III этап (2021) – анализ результатов работы, формулирование выводов,

внедрение системы развития мелкой моторики руки через разные виды деятельности в основной образовательный процесс.

Литература:

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
  2. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  4. Решетник Т, Анисина Е и др «Энциклопедия развивалок» -М.: ООО «ЭКСМО», 2011
  5. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО «ЭКСМО», 2006.
  6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2019

  • Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.
  • Определение цели и задач работы над темой.
  • Сообщение для педагогов на педсовете.

2019

  • Изучена литература по проблеме, систематизация имеющегося опыта.
  • Формулировка цели и задач работы над темой
  • Выступление на педагогическом совете по  теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраст.»

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

2020

  • Формирование методического комплекса

2020

Папка с разрезными картинками, уголок рисования и лепки, упражнения с бусинами и пугавицами ,упражнения с матрешкой Индивидуальные беседы с родителями: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания».

Информация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

2021

  • Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.
  • Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2021

Наличие результатов работы по теме. Обоготить предметно- развивающую среду. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости

пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраст. Создать картотеку пальчиковых игр.

  • (создание уголка, изготовление пособий, игр, участие в конкурсах …) самообразования.
  • Распространение опыта среди педагогов –публикации
  • Фотовыставка «Наши с мамой руки».Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 1 (122) выйдет
1 января 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год