Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Моторика
Автор: Никитина Ирина Васильевна   
23.12.2018 16:32

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Методическая разработка педагога Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 50 Василеостровского района на 2018-2019 учебный год

Воспитатель Никитина Ирина Васильевна Группа «Почемучка» (дети от 3 до 4 лет) Санкт-Петербург 2018 г

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Одной из причин тому является то, что родители меньше говорят с детьми, из-за своей занятости. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят телевизор. Они реже делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

 

Скачать конспект

Сегодня все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Ведь именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Это определило тему моей дальнейшей работы «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Цель: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Коррекционные:

  1. Развитие общей и мелкой моторики.
  2. Развитие зрительного внимания, логического мышления.

Обучающие:

  1. Учить детей владеть графическими навыками: а) раскрашивание рисунка в разных направлениях по образцу: сверху вниз, слева направо; б) обводить контуры предмета через кальку; в) раскрашивать картинки, соблюдая правила: раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур, не оставлять не закрашенных мест.
  2. Учить работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).
  3. Обучать приемам работы с пластилиновой техникой.
  4. Обогащать тактильный опыт детей: учить узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие:

  1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.
  2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  3. Развивать творческую активность, пространственное мышление,

фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе

предметно-практических действий.

Воспитывающие:

1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Основные направления работы для развития мелкой моторики рук и координации движений.

  • Массаж кистей рук.
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
  • Массаж кистей рук (еловыми и сосновыми шишками, массажными мячами).
  • Рисование, лепка, конструирование из бумаги в технике оригами, аппликация.
  • Рисование через кальку.
  • Раскрашивание рисунка.
  • Игры и действия с мелкими предметами.
  • Узнавать предметы на ощупь.
  • Работа с крупой, фасолью, горохом.
  • Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.
  • Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек, семян.

Ожидаемый результат

К концу года дети должны знать:

  • приемы самомассажа рук;
  • названия 5-6 предметов из изучаемых обобщающих групп;

Уметь:

  • соизмерять, подчинять движения контролю взора;
  • владеть разными приемами сцепления пальцев ( «замок», «мост», «корзиночка» и др.);
  • выполнять различные движения кистями и пальцами рук ( «дождик идет», «пианино» и т.п.).
  • пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
  • изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина, соленого теста, глины;
  • работать с трафаретами;
  • застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
  • завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
  • выполнять аппликации из различных материалов (бумага, природные материалы и т.д.);
  • применять приемы лепки: раскатывание, скатывание, расплющивание, сгибание, присоединение;
  • выполнять шнуровку.
  • увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной
  • возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности
  • родители станут единомышленниками с педагогами по развитию мелкой моторики в работе с детьми
  • родители получат необходимые знания по данной теме
  • предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей
  • формирование навыков самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями
  • кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений.

Практическая часть

Этапы реализации

I этап – подготовительный

  1. Составление перспективного плана мероприятий проекта.
  2. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д.
  3. Консультация для родителей “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”.
  4. Пополнение предметно-развивающей среды группы младшего возраста.

II этап — практический

  1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей второй младшей группы:
  • Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей в домашних условиях»
  • Оформление наглядно- информационного и консультативного материала для родителей
  • Памятка для родителей: «Пальчиками играем – стихи повторяем!»

3. Открытое занятие, с демонстрацией внедрения пальчиковых игр в ход занятия

III этап – заключительный

  1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями.
  2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
  3. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов рисования и аппликации.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год