Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Моторика
Автор: Семенова Мария Виталиевна, Попова Марина Сергеевна   
16.06.2017 15:33

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИРАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ЗПР ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

МБУ детский сад № 93 «Мишутка» г.о. Тольятти, Самарская область

  • Семенова Мария Виталиевна Воспитатель
  • Попова Марина Сергеевна воспитатель

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее формируются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда подрастет, ребенку понадобятся точные согласованные движения, чтобы писать, одеваться, а также реализовывать различные бытовые и прочие действия.

 

Дети с плохо развитой ручной моторикой неуклюже держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает нелегко собрать рассыпавшиеся детали конструктора, мастерить с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, вероятности освоения мира этими детьми оказываются обедненными.

Актуальность развития мелкой моторики определена и в целевых ориентирах ФГОС ДО «… на этапе завершения дошкольного образования у ребенка развита крупная и мелкая моторика».

Проведя диагностику детей с ЗПР, мы обнаружили низкий показатель уровня развития мелкой моторики. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Исходя из актуальности выбранной темы, была поставлена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики и речи у дошкольников с ЗПР.

Цель проблемы: Сформировать коммуникативно-речевые навыки посредством развития мелкой моторики рук у детей с ЗПР.

Задачи:

  • развитие общей и мелкой моторики
  • улучшение речевого развития детей, формирование коммуникативного общения
  • развитие мышления
  • развитие волевых усилий
  • снятие излишнего напряжения, развитие способности контролировать движения пальцев рук.

Таким образом, мы можем построить следующую цепочку развития: мелкая моторика — речь — восприятие.

Свою работу мы начали с игр с прищепками. Они прекрасно подходят для детей с ЗПР.

Собственно основой всех этих игр служит круг из картона поделенный на равные сектора. А в сочетании с картонными силуэтами-заготовками можно регулярно проводить работу с детьми по развитию всех сторон речи, вместе с тем развивать память, внимание, воображение, мелкую моторику рук. На сектора приклеиваются выбранные картинки, ламинируются. На прищепки приклеиваются также соответствующие картинки и и всё игра готова.

Прищепки, являются любимым материалом для творческого фантазирования детей. Дошколята создают модели роботов, видоизменяя их при необходимости в положительных и отрицательных героев своих сюжетных игр. Игры с прищепками доставляют ребенку радость, удовлетворение от возможности изменять цветовые решения и форму своей конструкции.

Ребята уже знакомятся со звуками и буквами родного языка, поэтому, изученную информацию переносят в игры, формируя из прищепок буквы, составляют слова.

Располагая прищепками в развивающей среде, можно использовать их для самомассажа. Прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения. После первого двустишия, меняем руки. Необходимо убедиться, чтобы прищепки не были слишком тугими.

Игры с прищепками не вызывают переутомления.

Ещё нам очень понравилась идея: игры из крышек от пластиковых бутылок. Такая игрушка как нельзя лучше подходит для развития мелкой моторики рук ребенка. Стараясь закрутить или раскрутить крышку, применяя усилия, ребенок будет тренировать пальчики рук. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания, ребенок легче выучит цвета.

Игру несложно изготовить самостоятельно, проявив при этом фантазию и творчество.

Также мы используем игры с пуговицами. О пуговицах иногда говорят пренебрежительно: “простой, как пуговица”. Но обнаружилось, что обычные пуговицы могут выполнять значительную функцию – быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим и вспомогательным материалом для развития речи. Пуговицы являются удивительно разносторонним и увлекательным материалом. С пуговицами на самом деле существует огромное множество игр. И все они многообразны. Эти игры помогают развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание.

Также игры с пуговицами развивают у детей усидчивость, воображение, творческие способности, мышление, происходит развитие всех психических функций, снимается тревожность и решаются многие другие педагогические задачи.

Так же пуговицы можно применять на занятиях по формированию математических представлений и в индивидуальной работе, для развития математического мышления (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать), для счёта на ощупь, решения задач и примеров. Игры можно проводить в виде соревнований: “Кто быстрее разложит”, “Кто быстрее сосчитает”, “Красивые бусы” и т.д.

Ещё можно использовать на занятиях по физкультуре и в свободное время для профилактики плоскостопия: ходить босыми ногами по пуговицам и собирать пальчиками обеих ног, поочерёдно.

Литература:

  1. Блинова Л. Н. «Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития»: учебное пособие для вузов. — М.: НЦ ЭНАС, 2004.
  2. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. «Психолого-педагогическое обследование детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада» II Журнал «Коррекционная педагогика», 2003 — №25.
  3. Певзнер, М.С. «Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития» / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
  4. Смирнова Е.А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 144 с.
  5. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. «Игры с прищепками: творим и говорим» – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
  6. Аверина И.Е. «Физкультурные минутки в детском саду. Практическое пособие» — М. Айрис-пресс, 2011.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 9(21) за 2011 год
Скачать Номер 10(22) за 2011 год
Скачать Номер 11(23) за 2011 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год