Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ в психоневрологическом интернате
Моторика
Автор: Злобина Екатерина Александровна   
08.04.2016 13:36

Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ в психоневрологическом интернатеРазвитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ в психоневрологическом интернате

В статье представлена программа «Мир в твоих руках», направленная на сенсомоторное развитие ребенка дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости по методу М.Монтессори.

Злобина Екатерина Александровна – старший воспитатель КГБУ СО «Психоневрологический интернат для детей «Подсолнух», магистр кафедры социальной педагогики и социальной работы КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, Россия.

Развитие сенсомоторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ в психоневрологическом интернате

 

Дошкольный возраст — важнейший начальный период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни детей, имеющих отклонения в умственном развитии. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

У многих детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений отмечается недостаточность двигательных навыков: 1)скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; 2)недоразвитие (грубое нарушение) мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребёнка.

Поэтому, одним из наиболее значимых направлений в работе с умственно отсталыми детьми, особенно дошкольного возраста является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей, и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он говорит.

Большое количество ученых занимались изучением проблемы развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, в том числе Э.Сеген, С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф и др. Они отмечали, что дефектное развитие ощущения и восприятия у умственно отсталых детей оказываются ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов. Также исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Л.В. Антоновой — Фоминой была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. В мировой педагогической культуре можно насчитать множество ярких, необычных подходов к изучению развития сенсомоторики.

Среди наиболее самобытных – система итальянского педагога и психолога Марии Монтессори. Она начинала с наблюдения за детьми и свою теорию построила на идее детского впитывающего сознания. Монтессори считала, что с первого дня появления на свет ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Сенсомоторика – зрение, слух, осязание, обоняние – является своеобразным впитывающим устройством, посредством которого и происходит становление человеческого разума. Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство и профессионально поддержать его, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы.

В связи с этим, мы поставили перед собой цель: разработать и внедрить общеразвивающую программу «Мир в твоих руках», основанную на концепции Марии Монтессори. Целевая группа программы – дети в возрасте 5 – 7 лет с умеренной степенью умственной отсталости. Занятия проводятся как в подгрупповой форме, так и в индивидуальной два раза в неделю. Длительность одного занятия 25 — 30 минут. Программа рассчитана на два учебных года, всего 144 занятия. Занятия проходят в кабинете Монтессори.

Цель занятий – развитие и коррекция сенсомоторных навыков, применимых в практической жизни и ведущих к развитию самостоятельности в пределах, соответствующих психофизическим силам ребенка дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости.

Основные задачи занятий:

  1. систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
  2. развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;
  3. формирование общей моторной координации ребёнка;
  4. обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;
  5. развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа;
  6. воспитание у детей терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и начальные навыки самоконтроля, доводить начатое дело до завершения.
  7. формирование интересов к работе с различными материалами.

Исходя из опыта работы по программе «Мир в твоих руках», специалисты нашего учреждения заметили, что хорошее занятие, преподанное в нужное время, дает ребенку новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире. Занятие дает ребенку ключ к миру, которым тот открывает для себя новые грани и измерения. Знания, приобретенные с помощью материала, будут применены и испытаны ребенком в его окружении.

Обучение детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости по данной программе носит наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: воспитатель постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач.

В данной программе выделен пропедевтический период. В начале занятий обязательно воспитателем вводятся основные правила работы в группе, которые должны соблюдать все дети (вместе с воспитателем):

  1. Каждой вещи – своё место. «Всё на место уберём, а потом играть пойдём». Ребёнок не может уйти, бросив материал, или взять следующий. Нужно напомнить, ему убрать за собой или помочь ему в этом.
  2. Не отнимать вещи у других. «Все мы очень твёрдо знаем: мы друзей не обижаем». Нельзя отнимать материал, отталкивать и прогонять от него других детей. В случае желания ребёнка заняться материалом, который в данный момент не свободен, ему предлагается выбор действий: попросить у ребёнка разрешения заняться совместно или подождать, когда материал освободится. Детей учат терпеть, ждать своей очереди, а главное – уважать друг друга.
  3. Не мешать другому человеку в его занятии. «Не мешаем, не шумим, тишина нужна самим». Все в группе общаются вполголоса, воспитатель старается находиться на уровне детей: присаживаться на корточки, садиться на коврик или на стул.

Существуют основные принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Особенности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью, в частности быстрая утомляемость, отвлекаемость, затруднения при необходимости прилагать умственные усилия, требуют внесение в занятия игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

С учетом вышесказанного каждое занятие состоит из 5 частей.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка состоит из упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия.

Основная часть занятия (третья) состоит из презентации Монтессори – материала. Презентация – это показ воспитателем способа работы с тем или иным материалом, взятым из «специально подготовленной среды».

Очень многие Монтессори- материалы можно и нужно применять при работе с детьми, имеющими умеренную степень умственной отсталости, живущими в детском доме. Система Монтессори включает в себя целый комплекс развивающих материалов для занятий.

Четвертая часть. Здесь проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов.

Пятая часть занятия – упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение. Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

По итогам обучения в рамках программы «Мир в твоих руках», был проведен мониторинг уровня усвоения программы по основным направлениям. Анализ полученных результатов показал, что воспитанники, дополнительно обучающиеся по данной программе быстрее и качественнее усвоили предложенный материал по разделам «Изодеятельность», «Ознакомление с окружающим миром», «Формирование культурно – гигиенических навыков». Положительная динамика по данным направлениям составила от 7% до 12%, что на 3-5% выше, чем до реализации дополнительной программы.

Мы считаем необходимым использование данной программы в воспитательной практике в отделении, где живут дети от 4 до 8 лет. В игровых комнатах мы оборудовали «Уголки Монтессори», которые обогащают среду элементами, специальными материалами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Это сделано для того, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься с материалами Монтессори-педагогики. Обязательными являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, этапа образовательной программы. Важно, что «Уголок Монтессори» имеет характер открытой, незамкнутой системы.

Программа позволяет ненасильственными способами продвигать ребенка в развитии, корректировать и частично компенсировать ограничения в развитии его личности.

Данная программа на протяжении трех лет реализуется в нашем учреждении. На программу «Мир в твоих руках» получена рецензия кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии НОУ СИБУП Арышевой А.П.. Программа рекомендована к использованию в образовательном процессе в условиях психоневрологического интерната.

Успешность сенсомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ зависит от четкого определения основных направлений работы, содержания, условий реализации задач, а также систематического мониторинга результатов.

Литература

  1. Реабилитация и интеграция людей с инвалидностью в общество: учебное пособие для магистрантов/ Т.В. Фуряева, Ю.Ю. Бочарова. — Красноярск: КГПУ, 2014. -300с
  2. Соловьева Т. И. Творческий подход к подбору материала для занятий по системе М. Монтессори //Грани познания. – 2013. – Т. 1. – №. 1. – С. 45-47.
  3. Гребенникова Е. В., Ильина А. А. РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ //I Всероссийский фестиваль науки. – 2011. – С. 205.
  4. Кривошеина О., Вотинова Е. Г. Школа для малышей: метод Марии Монтессори в дошкольном образовании.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (119) выйдет
1 октября 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (33) за 2012 год
Скачать Номер 8 (32) за 2012 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год