Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развивающие игры-потешки для развития мелкой моторики у малышей
Моторика
Автор: Перепечаева Светлана Николаевна   
08.12.2015 20:20

Развивающие игры-потешки для развития мелкой моторики у малышей

Потешка-заигрыш

(вступление к каждой игре)

— Здравствуй, здравствуй, Топ мой милый!

— Здравствуй, здравствуй, Шлёп любимый!

— В какую из Волшебных игр сегодня поиграем мы?

 

Скачать конспект

Этой потешкой-заигрышем хорошо начинать каждое занятие, так как она обладает тремя «секретными» функциями:

  • вносит в занятие интригующий момент, вызывает любопытство ребенка;
  • развивает тонус мышц рук — произнося слово «Здравствуй», ребенок совершает физические движения: изо всех сил сжимает руку взрослого или свою;
  • задает положительный эмоциональный настрой, так необходимый при занятии с детьми, ведь каждый раз можно здороваться по-разному: то правой рукой за правую; то крест-накрест — правой за правую и левой за левую; то ребенок одновременно обеими руками сжимает одну руку взрослого; то ребенок и взрослый, повернувшись друг к другу спинами, подают друг другу руки через плечи или под коленями; то каждый здоровается сам с собой, пожимая одной рукой свою другую руку; можно здороваться со своей ногой, а можно — с ушком или носиком другого, можно здороваться мизинчиками, согнув их крючочками...

1. Добрые ладошки

В эту полезную игру можно начинать играть как с правой, так и с левой руки. Под 1-ю часть стихотворения покажите обе ладошки и покружите ими. Под 2-ю — возьмите руку ребенка в свои руки и загибайте его пальцы, пока он не научится делать это самостоятельно.

1. Топ и Шлёп так хороши,

Их похвалим от души —

Что за чудо-мальчики,

Расскажите, пальчики:

2. «Раз — конечно, ты хороший,

Два — конечно, ты пригожий,

Три — конечно, ты красивый,

А четыре — ты счастливый,

Пять — конечно, ты любим!»

С другой ручкой повторим.

2. Ах и Ох

Эту игру-разминку полезно повторить по кругу несколько раз, выполняя задание сначала одной рукой, потом — двумя руками одновременно, постепенно увеличивая темп. На 1-ю и 2-ю строчки стихотворения ладошки вертикально поднимаем, на 3-ю и 4-ю строчки — растопыриваем пальцы врозь, на 5-ю и 6-ю — собираем пальцы вместе.

(1) Утром смотрит Топ в оконце —

(2) Поднялось на небе солнце:

(3) Лучики на небесах

(4) Рассыпает солнце — ах!

(5) Тучка ловко этих крох

(6) Собирает вместе — ох!

3. Плих и Плюх

Во время этой веселой игры имитируем действия, о которых говорится в стихотворении: под 1-, 2-, 3-ю строчки ритмично потираем ладошки, имитируя мытье рук, и изображаем умывание; под 4-ю строчку грозим пальчиком. 3-ю строчку ( «Плих и плюх, плих и плюх») проговариваем вместе с ребенком, ее же можно использовать в качестве «хвостика», повторяя самостоятельно.

(1) Утром Топ водичкой

(2) Моет руки, личико:

(3) Плих и плюх, плих и плюх —

(4) Убегай, грязь, от чистюх!

4. Топ и Шлёп

Возьмите руки ребенка в свои и легонько хлопайте ладошками по столу или по коленям. Во время проговаривания первых четырех строчек стихотворения совершайте размашистые медленные движения попеременно каждой ладошкой. Во время чтения 5-й и 6-й строчек и после, приговаривая «топ-топ-топ» и «шлёп-шлёп-шлёп», надо часто и быстро похлопывать поочередно каждой ладошкой.

(1) Топ и Шлёп повсюду вместе,

(2) По отдельности ни с места.

(3) Топ идёт: то-о-оп, то-о-оп,

(4) И Шлёп вперёд: шлё-ё-ёп, шлё-ё-ёп.

(5) Топ бежит: топ-топ-топ,

(6) И Шлёп спешит: шлёп-шлёп-шлёп.

5. Бух и Плюх

Во время этой забавной игры указательным и средним пальцами обеих рук имитируем бег по поверхности стола или по коленям, приговаривая «топ-топ» и «шлёп-шлёп», под «бух» — стучим кулачками по столу (коленям), а под «плюх» — стучим ладошками по столу (коленям). Проделать это надо несколько раз в разном темпе.

Топ и Шлёп вдвоем гуляли: Топ-топ-топ,

Всех ворон пересчитали: Шлёп-шлёп-шлёп.

Топ споткнулся — слы-ы-ышим: «Бух!»,

Падал Шлёп под гро-о-омкий «Плюх!».

6. Кап-кап-кап

В этой игре, развивающей, помимо всего прочего, ловкость рук, во время чтения 1-й и 2-й строчек стихотворения стучим поочередно всеми пальчиками обеих рук по столу; во время чтения 3-й — соединяем кончики пальцев правой и левой рук (мизинец с мизинцем и т.д., не соединяя при этом сами ладошки); во время чтения 4-й строчки поднимаем получившийся из ладошек «зонтик» над головой.

(1) Кап-кап-кап — закапал дождик.

(2) Быстро Топ раскрыл свой зонтик:

(3) Раз, два, три, четыре, пять —

(4) Дождику нас не достать.

7. Хлип и Хлюп

Эту увлекательную для малыша игру проводим так: под первые две строчки стихотворения шлепаем ладошками по столу или коленям. Под 3-ю строчку складываем ладоши вместе и изображаем ныряние в воду. Под 4-ю, приговаривая «хлип» и «хлюп», изображаем движения пловца. Эти же слова, как «хвостики», повторяем и потом — после стишка.

(1) Вот идут купаться братцы,

(2) Чтоб поплавать, поплескаться.

(3) Прыгнут в пруд — то там, то тут

(4) Раздается хлип и хлюп.

8. Хряп и Тяп

В этой сюжетной игре под первые четыре строчки стихотворения изображаем движения дровосека. Читая 5-ю строчку, складываем ладошки лодочкой, под 6-ю поднимаем большие пальцы вверх (это паруса). При чтении 7-й — дуем на парус, и ладошки-лодочки движутся вперед со словами «поплыли, поплыли». 2-ю и 4-ю строчки повторяем в качестве «хвостиков»: приговаривая «хряп-тяп».

(1) Громко топоры стучат:

(2) Хряп-тяп, хряп-тяп —

(3) Братцы лодку мастерят:

(4) Хряп-тяп, хряп-тяп.

(5) Лодку на воду спустили,

(6) Парусами снарядили

(7) И поплыли.

9. Чик-чик и жмых-жмых

В этой энергичной игре под первые четыре строчки стихотворения совершаем быстрые движения прямыми ладонями вверх-вниз и вперед-назад. Под 5-ю и 6-ю строчки сначала энергично сжимаем пальцы в кулаки (то сразу на двух руках, то поочередно) и приговариваем «жмых-жмых»; читая 7-ю строчку, пальцы собираем щепотью — «солим салат», под 8-ю — слегка округленные ладошки соединяем (это тарелочка) и протягиваем их вперед.

Словечки «чик-чик» и «жмых-жмых»«хвостики». Повторяем их, совершая соответствующие движения.

(1) Если резать все подряд —

(2) Будет кукольный салат.

(3) Братцы овощи мельчили:

(4) Чик-чик, чик-чик,

(5) Братцы овощи мешали:

(6) Жмых-жмых, жмых-жмых,

(7) А потом все посолили,

(8) Куклу Машу угостили.

10. Шик и Пшик

Эту игру на координацию движений начинаем, положив на стол или колени левую руку вниз ладонью, а правую руку — тыльной стороной. Во время всего стихотворения и потом, приговаривая «шик и пшик», переворачиваем руки: правую руку кладем ладонью вниз, а левую — тыльной стороной вниз. Постепенно увеличиваем темп.

Любят братья печь блины,

Только «шик» и «пшик» слышны —

Стал наш блинчик золотой —

Повернем на бок другой.

11. Хруп и хряп

В этой игре во время прочтения первой половины стихотворения имитируем указательным и средним пальцами работу ножниц. Во время чтения второй половины изображаем шитье иголкой. «Хруп-хряп, хруп-хряп», «вот так, вот так!» — слова-хвостики.

Игра также развивает концентрацию внимания и умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

1. Топ и Шлёп рубашку шили —

Ножницами ткань кроили:

Хруп-хряп, хруп-хряп.

2. Всё разрезали и только

Лоскутки сошьют иголкой:

Вот так, вот так!

12. Жик и вжик

Во время этой игры, читая стихотворение и потом, приговаривая «жик» и «вжик», производим быстрые движения прямой ладонью «вперед-назад» по другой раскрытой ладони.

Братцев попросил скворец

Смастерить ему дворец —

Распилили доски вмиг,

Только слышно: «жик» и «вжик».

13. Тук и стук

Во время этой интересной игры стучим попеременно то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами. Можно продолжить игру, просто приговаривая «тук-тук» и «стук-стук».

Строят братцы птичий дом:

Каждый гвоздик молотком

Забивают «тук-тук-тук»

Раздается «стук-стук-стук».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 6 (127) выйдет
23 февраля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год
Скачать Номер 9 (118) за 2019 год
Скачать Номер 8 (117) за 2019 год
Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 7 (30) за 2012 год