Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
Моторика
Автор: Курманова Злата Вячеславовна   
23.01.2015 07:53

Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возрастаКурманова З.В. учитель-логопед МДОУ №172 общеразвивающего вида,г.Ярославль

На современном этапе в дошкольных учреждениях прослеживается тенденция к увеличению числа детей с речевыми нарушениями. Известно, что дефекты чаще всего сочетаются с разнообразной паталогией неречевых функций, в том числе с нарушениями мелкой моторики рук. Поэтому проблема остается актуальной и по сей день.

Учеными выявлена тесная связь речевой функции и функции пальцев рук. На протяжении раннего детства четко выступает зависимость- по мере совершенствования моторики идет развитие речевой функции. Функции руки и речи развиваются параллельно, что должно использоваться в работе с детьми- и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых есть нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.

 Скачать конспект

Следовательно, главной целью занятий является: преодоление речевых нарушений , совершенствование артикуляционной моторики, развитие словаря и лексико-грамматических категорий путем развития и коррекции неречевых функций( кистей пальцев рук).

Предлагаем фрагмент тематического планирования по развитию мелкой моторики рук.

 

ОКТЯБРЬ

неделя

Тема обучающей игровой деятельности, цель

Основные методы и приемы

1 н.

ТЕМА:   «овощи»

  • Закрепить и углубить знания детей об овощах, классифицировать овощи по одному из признаков, обогащать словарный запас детей путем подбора слов – признаков к словам – предметам. Какой овощ? Цвет, форма
  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и рук.
  2. 2.Массаж кистей и пальцев рук с использованием гибкого цветного шнура.
  3. 3.Использование нетрадиционного метода лепки (тестопластика) – изготовление овощей из теста с применением элементов рисования.

 

2 н.

ТЕМА:   «Поздняя осень»

  • Закрепить у детей представления о признаках поздней осени.
  • Учить   делать сравнительный анализ ранней и поздней осени (отличительные особенности)

 

  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики способствующего укреплению пальцев рук.
  2. 2.Массаж     пальцев рук с использованием мелких камешков.
  3. 3.Использование нетрадиционного метода ручного труда (бумагопластика); техника – квиллинг: «Гроздь рябины»

3 н.

ТЕМА:   «Домашние птицы»

  • Уточнять представления детей о домашних птицах и их пользе для человека.
  • Закрепить знания детей о повадках домашних птиц, и характерных признаках их жизни
  1. 1.Использование   элементов пальчиковой гимнастики для укрепления мелких мышц кистей и рук.
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с легким надавливанием и поглаживанием каждого пальца другой рукой
  3. 3.Ручной труд в нетрадиционной технике КОЛЛАЖ «Цыпленок» (использование: крупы, перьев, палочки и прутики)

4 н.

ТЕМА : «Перелетные птицы»

  • Уточнять представления детей о перелетных   птицах их характерных признаках, повадках
  • Обогащать словарный запас детей (названия перелетных птиц)

 

  1. 1.Пальчиковая гимнастика с использованием художественного слова по теме
  2. 2.Массаж кончиков пальцев
  3. 3.Применение ручного труда, метода ИЗОНИТЬ и техники КОЛЛАЖ (птичья стая, гнездо и скворечник) используя в работе: жгутики, сено, солому, прутики, веточки

 

 

НОЯБРЬ

неделя

Тема обучающей игровой деятельности, цель

Основные методы и приемы

1 н.

ТЕМА: «Город игрушек»

  • Закреплять у детей общие понятия по теме «Игрушки»
  • Обогащать речь новыми прилагательными, подбирая слова – признаки и слова предметы
  • Совершенствовать речевые навыки работая над словообразованием
  1. 1.Пальчиковая гимнастика для укрепления кистей и пальцев рук
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков
  3. 3.Техника «папье-маше» - изготовление цветка с использованием элементов бумагопластики
  4. 4.работа с мозаикой   - (по схеме) – «Городок»

2 н.

ТЕМА: «Моя любимая игрушка»

  • развивать монологическую речь детей (рассказывать о своей группе)
  • обогащать словарь детей с помощью образования новых слов с использованием суффикса (уменьшительно-ласкательного)
  1. 1.Пальчиковая гимнастика (по теме)
  2. 2.Массаж кончиков пальцев с использованием массажных мячиков
  3. 3.Ручной труд в нетрадиционном способе с использованием цветных ватных шариков. Техника КОЛЛАЖ на готовых образцах

3 н.

ТЕМА:   «Семья»

  • Уточнить представления детей о том, что такое – семья, семейные ценности и родственных отношениях
  • Работа по обогащению словаря за счет прилагательных (какая семья? – большая, дружная, крепкая); подбор слов – действия (мама – печет, папа – читает)
  1. 1.Пальчиковая разминка, направленная на укрепление мышц рук и пальцев
  2. 2.Массаж с легким надавливанием на каждый палец, пальчиками другой руки и загибание пальцев в кулак
  3. 3.Ручной труд – работа с палочками (выложить из счетных палочек «очки для бабушки».
  4. 4.Рисунок на песке – метод «пескотерапия»
  5. 5.Метод бумагопластика – самоклеющаяся цветная бумага

4 н.

ТЕМА : «Одежда и обувь»

  • Расширять представления детей об основных понятиях – одежда, обувь
  • Сравнивать тёплую и легкую одежду
  • Обогащать словарь детей, совершенствовать в использовании новых слов признаков, словообразование, обогащение активного словаря
  1. 1.Пальчиковая гимнастика (по теме)
  2. 2.Массаж пальцев с использованием кармашков с пуговицами
  3. 3.Ручной труд (коллаж) – «Укрась шубку и шапку» - с использованием цветных ватных шариков и по средствам бумагопластики используя цветные бумажные салфетки
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год