Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста
Моторика
Автор: Юлия Хрупова   
02.08.2014 17:06

Профилактика речевых нарушений через развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возрастаКак известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8— 1 года до 3—4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому, стимулируя моторику, мы развиваем речь. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. На мой взгляд, эффективным будет использование пальчиковых игр в работе с детьми данной возрастной категории.
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д. Данная работа характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. Очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
Система работы воспитателя может быть представлена по следующим направлениям:
• В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
• Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
• Работа с родителями - консультации и беседы, мастер классы с показом пальчиковых игр.
Цель: Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка, привлечь их к совместной деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.
* Пальчиковая гимнастика.
* Кинезиологические упражнения.
* Игры с различными предметами
Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость.
Для улучшения межполушарных связей и активизации работы головного мозга необходимо использовать кинезиологические упражнения. Упражнения необходимо делать в следующей последовательности: симметрично, поочередно, реципрокно. Например:
Фонарики:
2 Ладони -симметрично
2 Кулачки - симметрично
1 ладонь - 1 кулачок - менять положение поочередно
1 ладонь - 1 кулачок - реципрокно, одновременно менять положение.
Игры с различными предметами и материалами.
Цели и задачи:
• развитие хватания
• развитие согласованных движений обеих рук
• развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук
• формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний
• развитие осязания
• развитие мышления и воображения.
Материалы:
• Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
• показ действий
• действия руками ребенка
• поэтапная словесная инструкция.
Игры:
• "Прячем ручки",
• "Спрячь в ладошке",
• "Что внутри?" (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),
• "Непослушные колечки" (игра в пирамидку),
• "Забавные шнурки",
• "Пришей пуговицу",
• "Идем в магазин" (расстегивание и застегивание различных видов застежек - липучек, пуговиц, кнопок),
• "Одеваем кукол",
• "Поиграй на пианино",
• "Пальчиковый театр".
Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Если проводить в ДОУ работу по профилактике речевых нарушений начиная с младшего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 7 (116) выйдет 1 июля 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год
Скачать Номер 2 (26) за 2012 год