Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по речевому развитию на тему «Масленица» в подготовительной группе
Масленица
Автор: Маринцева Лариса Анатольевна   
26.04.2025 11:31

Конспект НОД по речевому развитию на тему «Масленица» в подготовительной группеКонспект НОД по речевому развитию на тему «Масленица» в подготовительной группе

Цель: формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с устным народным творчеством и их традициями.

Задачи:

Образовательные задачи: Закрепить знания детей о русских народных традициях и обычаях проводов зимы – Масленицы. Как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины.

Развивающие задачи: Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Предварительная работа: Беседа о русском народном празднике Масленица, отгадывание загадок, заучивание пословиц, закличек про Масленицу, просмотр презентации «Здравствуй Масленица» /

 

Оборудование: презентация Масленица, санки, «Карусель» для хоровода, поднос с блинами, музыкальный центр.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (подгруппа 10 человек)

Звучит музыка «Балалайка»

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей, одетых (9 детей) в русские костюмы и приглашает их в группу.

Воспитатель и дети: — Здравствуйте гости дорогие, мы вам очень рады! (кланяются)

Дети садятся на скамейки.

- Дети, какое сейчас время года?

- Какие вы знаете зимние месяцы?

А сейчас Лева расскажет стихотворение о празднике, который отмечают на Руси в конце февраля, в начале марта

В этот праздник все стремятся,

Долго дома не сидеть,

А на ярмарку все мчатся,

Представления смотреть.

Выступают скоморохи,

Пекут вкусные блины,

Раз в году бывает праздник,

В завершении зимы!

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленицу)

- Что это за праздник? (это время, когда зима встречается с весной)

- Сегодня мы расскажем и покажем, как же раньше на Руси праздновали Масленицу.

- Масленица – это один из наиболее ярких народных праздников, который проводится с особенным размахом. Празднуют ее в конце февраля, в начале марта.

- А встречают Масленицу всегда с песнями, плясками, шутками, прибаутками, закличками, озорными играми, хороводами.

Про Масленицу говорили «широкая масленица», как вы думаете почему? (Этот праздник праздновали целую неделю.)

- А сколько дней в неделе? Как они называются? (Ответы детей.)

1 слайд

- Первый день праздника – понедельник, назывался встреча, начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. Вы мне его сейчас назовете, отгадав загадку.

На шесте стою, с высока гляжу.

Тело, руки, голова всё из соломы у меня

Обрядили, принесли,

А затем меня сожгли. (Чучело куклы-масленицы.)

Конечно, делали большую куклу – чучело масленицы из соломы, наряжали в женские одежды, подпоясывали кушаком и насаживали на шест. (Демонстрация куколки – масленицы в миниатюре и показ изображения большой куклы-масленицы).

Была еще традиция в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку с косой, одевать её в девичий наряд и усаживать на почетное место. Это была — домашняя Масленица. (Демонстрация куколки.) Если кто–то обижал женщину, она завязывала узелок на кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы проходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица..

Сделав чучело — куклу, её с пением и шутками возили на санях по деревне. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки дети и ряженые. Затем чучело-Масленицу ставили на снежной горе. А ребятишки, скатившись с горы, бегали по деревни и выкрикивали: «Приехала масленица! Приехала масленица».

Собравшись группками, они обходили дворы, поздравляли хозяев с наступлением Масленицы и выпрашивали самое главное угощение на масленицу — блины:

«Тин-тинка, подай блинка,

оладышка-прибавышка,

масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

масляным кусочком поделися!». (Проговаривают хором.)

- А почему именно блины – главное угощение на Масленицу? (ответы детей)

- Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол.

А солнышко люди всячески призывали к себе на помощь в эти дни.

- А как вы думаете, почему праздник называется «Масленица»? (Всю неделю каждый день пеклись блины, которые обильно поливали маслом.) Родственники, друзья, соседи — все ходили друг к другу в гости, лакомились блинами и другими масленичными угощениями.

Читают дети:

Как на масленой неделе

Из печи блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Масленица, угощай!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару — разбирайте!

Похвалить не забывайте.

- А из чего и как их пекут знаете?

«Печем блины»: Д/упражнение «Расположи картинки в правильной последовательности».

Все ребята знать должны

Из чего пекут блины!

Ты не знаешь что ли?

Молоко, мука, яйцо и щепотка… соли.

Детям необходимо отобразить в картинках процесс приготовления блинов.

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Цель: в игровой форме упражнять детей в словообразовании.

- Обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, подсказывайте старательно:

На тарелке он один — называем просто … /блин/

Много испекли их мы – тогда назовём … /блины/

Испекли для дочек – назовём … /блиночек/

Будет кушать их сынок — назовём тогда … /блинок/

Огромный, как домище назовём — … /блинище/

2 слайд

Со второго дня – вторника — начинались разного рода развлечения и первые масленичные игры. Он так и назывался – «заигрыши».

Вот и нам пришла пора поиграть.

Игра «Блинок»

Цель: вызывать у детей интерес к хороводным играм русского народа.

Все стоят в кругу и говорят слова:

Месим, месим, месим тесто (сужаем круг)

Разливайся блинок, разливайся большой (расширяем)

Оставайся такой, да не подгорай.

Пшшшш… (присели на корточки)

Ой, подгорел. (Играем два раза)

3 слайд

Среда — лакомка. Вэтот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Всюду появлялись шатры, торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники.

Танец-игра «ты, катись горячий блинчик»

Цель: воспитывать любовь к народным играм.

Дети передают по кругу блинчик (вырезан из картона) и говорят:

Ты катись, горячий блинчик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого горячий блинчик, тот

Сейчас станцует нам.

У кого блин с концом слов остался в руках, выходит в центр круга и под бубен танцует

4 слайд

Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом: на этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Круглый золотистый блин своей формой напоминал солнце.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру. «ням-ням-ням» говорите, коль нравится вам. «Фу-фу-фу» — если угощенье не ко двору:

Булочки хрустящие (ням-ням-ням)

Тапки завалящие (фу-фу-фу)

Пирожки слоёные (ням-ням-ням)

Валенки варёные (фу-фу-фу)

Шарики сырные (ням-ням-ням)

Салфетки жирные (фу-фу-фу)

Пряники вкуснящие (ням-ням-ням)

Яблоки хрустящие (ням-ням-ням)

Селёдочка пряная (ням-ням-ням)

Шишки еловые (фу-фу-фу)

Табуретки новые (фу-фу-фу)

Рваные карманы (фу-фу-фу)

Стакана три сметаны (ням-ням-ням)

Молодцы!

5 слайд

Славили крестьяне возрождение солнечных дней. 5 ый день —.Пятницу называют Тещиными вечерками. В этот день мужчина встречает маму своей супруги. Ее полагается официально пригласить. Теща приходит в его дом с подругами. За столом — песни, веселье, добрые советы по поводу семейной жизни.

Правда, угощения на всех собравшихся готовит жена.

Я –теща, и я бы загадала зятю загадки, проверила умен ли он, а вы сможете отгадать мои загадки?

  1. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
  2. Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лёд)
  3. Без рук рисует, без зубов кусается. (Мороз)
  4. Что вверх корнем растёт. (Сосулька)
  5. Что на сковородку наливают, да вчетверо сгибают. (Блины)
  6. Рассыпала Лукерья серебренные перья, закрутила, замела, стала улица бела. (Метель)
  7. По голубому блюду золотое яблочко катится. (Солнце)
  8. Белая, степенная тепла боится. Пока масленицу не сожжешь, никуда не уйдёт. (Зима)
  9. слайд
  10. день — Суббота — золовкины посиделки: молодые невестки принимали у себя родных.

Игра «Карусель»

Традиционно на масленичных гуляньях устраивалась игра «Карусель», можно использовать обруч (к нему привязываются ленты), в центре опять-таки стоит педагог и вращает его. Правила игры могут быть самыми разными

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

7 слайд

Воскресенье — это проводы Масленицы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей.

В воскресенье, в последний день праздника, «сударыню Масленицу» взгромождали на сани и везли по улицам. Её устанавливали в центре площади (а в деревне за околицей) и прощались с ней шутками; песнями, плясками, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы. Водили вокруг куклы — Масленицы хороводы. После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Дети хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Чтобы все невзгоды,

Холод, непогоды,

Зимние морозы,

Неудачи, слезы –

Пусть в огне сгорают

К солнцу улетают!

Воспитатель:

Люди верили, что с сожженным чучелом из их жизни уходили все беды и невзгоды прошлого. Верили, что отправляют в костер все свои неприятности, а впереди их ждут лучшие дни.

Мы с вами, ребята, тоже всю неделю будем водить хороводы, играть в снежки, кататься на санках, брать снежные крепости на прогулке, сжигать чучело и угощаться блинами.

Без чего не обходится праздник- масленица? (без блинов)

- Главным героем праздника – является – …? (чучело)

- Сколько длится праздник масленица? (семь дней)

- Как называется последний день масленицы?

- Вам понравилось наше занятие про масленицу?

-а что вам запомнилось больше всего?

Вот и сегодня я вас ребята угощу блинами.

Леонид Грушко

Наш Илья-то Муромец

Был лихой казак,

Замечательный боец

И большой добряк.

Богатырь всея Руси,

Как гора кулак,

Это звание носил

Он не просто так.

Но у стен Чернигова,

Враг стоял стеной,

И вопил неистово,

И грозил бедой.

Силу он великую

Потоптал конём,

Страшную и дикую

Поколол копьём!

Скачет Муромец – летит

В стольный Киев-град.

Соловей в гнезде сидит,

И Илье не рад!

Соловья-разбойника

Поразил стрелой.

Знают даже школьники:

Муромец – герой!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 15 (377) выйдет
30 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год