Конспект досуга в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица» |
Масленица | |
Автор: Васькова Л.В., Каримова Г.З. | |
02.02.2025 05:45 | |
Составили: Васькова Л.В., Каримова Г.З., воспитатели МАДОУ д/с №101 г.Тюмени Цель: Продолжать знакомить детей с обрядовым праздником «Масленица». Задачи:
Оборудование: Кукла Масленица с блинами в руках, 2 набора частей Масленицы, 2 сковородки, блины (разрезанные на 6 частей), 2 лошадки, платок, бубен. Ход НОД:
Воспитатель входит в группу (дети стоит полукругом), в сарафане и платке, в руках Масленичное чучело с блинами в руках. В.: Как хозяева наши постарались, В доме к празднику все прибрались, Вы готовы? (да) Ну, тогда Ворота отворяйте, да гостей привечайте! Логоритмическое упражнение «Дом и ворота» На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают крышу Ну, а к дому путь закрыт! Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие –вверх (ворота) Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются Всех вас в гости приглашаем, Кланяются гостям - Собрались мы сегодня вспомнить праздник Масленица. В.: — Масленица — один из самых любимых в народе праздников, празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название — проводы зимы. Праздник наступает тогда, когда мы прощаемся с зимой и встречаем весну. Масленица идет неделю и у каждого дня есть свое название. (Обращает внимание на блины у куклы в руках). В.: — Первый день (понедельник) – встреча масленицы. Он начинался с того, что молодежь делала самый главный символ праздника. А какой отгадайте: На шесте стою, с высока гляжу, Тело, руки, голова, Все из соломы у меня, Обрядили, принесли, А затем меня сожгли (Чучело Масленицы). Игра «Наряди Масленицу» (2 набора: лицо масленицы, платочек, сарафан; 2 команды: прикрепить части магнитами) Делали куклу – Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку, устанавливали чучело Масленицы. В этот день дети, взрослые – ряженые, выходили на улицу гулять, петь песни, играть, встречать Масленицу. «Тин-тинька, подай блинка, Оладышка-прибавышка, Масляный кусок. Тетушка не скупись, Масляным блиночком поделись. (Проговаривают вместе.) А почему именно блины главное угощение на Масленицу? Блин-символ солнца, такой же круглый и горячий, С пылу с жару подаются они на стол. Читают дети: Как на масляной недели, Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! Масленица угощай, всем блиночков подавай! С пылу, с жару разбирайте, Похвалить не забывайте! Словесная дидактическая игра: «Какие бывают блины?» Обыкновенный блин, можно назвать разными словами. Слушайте и продолжайте! На тарелке он один, называем просто... блин, Много испекли их мы- тогда назовем... блины, Испекли для дочек- назовем... блиночек, Будет кушать их сынок- назовем тогда... блинок, Огромный, как домище, назовем... блинище. В.: — Второй день (вторник) — «Заигрыш». В этот день начинались игры и потехи. В старину, во вторник дети дружно катались с гор на санях, салазках, ходили на ходулях. В этот день начинали строительство снежных городков. И сейчас мы с вами поиграем в одну из самых традиционных забав масленичной недели. Игра «Хоровод с платком» В центре круга становится взрослый с Масленицей в руках. И произносит слова: А я Масленица, а я не падчерица, Как с платочком пойду, Так сейчас к вам подойду, На плече платок лежит, кто быстрее прибежит, У меня платок возьмет и весну к нам позовет! Дети произносят закличку (одновременно идут по кругу) Приди весна! приди весна! Будет всем нам не до сна! С радостью скорей приди, всех нас хлебом накорми! Хоровод останавливается, Масленица становится напротив двух детей и указывает на них платком. Дети становятся спиной друг к другу и по сигналу бегут в противоположные стороны друг к другу. Побеждает тот, кто быстрее прибежит и возьмет у Масленицы платок. В.: — Третий день (среда) — «Лакомка». В этот день родственники ходили друг к другу в гости, угощались блинами, пирожками. А сейчас посмотрим, кто знает из чего готовят блины. Тот, кто знает, тот быстро мне «да» или «нет» отвечает. Игра «Да-нет» Воспитатель показывает картинки, дети опрделяют правильные продукты, для приготовления теста. Парное молоко – да Капуста кочанная – нет Куриное яйцо – да Соленый огурец – нет Мясной холодец – нет Сахар да соль – да Белая фасоль – нет Мука да соль – да Рыба соленая – нет Лист лавровый – нет Масло топленое – да Все ребята знать должны, из чего пекут блины. Ты не знаешь что-ли? Молоко, мука, яйцо и щепотка соли. В.: — Молодцы ребята! Знаете, как готовить блинчики. Игра «Сложи блин» (участвуют 5-6 детей. У каждого в руках сковородка. Блины разрезаны на 6 частей и разбросаны по полу. Кто быстрее найдет и сложит свой блин в сковородке.) В.: — Четвертый день (четверг) — «Разгуляй». В этот день устраивались кулачные бои, борьба, было принято, кататься на лошадях. Каждый день на масленичной неделе проходили народные гуляния, игрища, потехи и забавы. Дети катались со снежных гор, на лыжах и санках. (Демонстрация иллюстраций) Чтобы в будущем было все хорошо, пели песенки-заклички: А какие вы знаете заклички? 1. Выходи народ, становись у ворот. Весну закликать, зимушку провожать. Весна-весна красна, Приди весна с радостью. 2. .Красно солнышко, В дорогу выезжай, Весну прогоняй! 3. Солнышко-колколнышко, Ты по раньше взойди, Нас пораньше разбуди, Нам в поля бежать, Нам весну встречать. Еще один символ масленицы, это- медведь. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающего медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить просыпающегося медведя. Потом медведь старался поймать кого-нибудь из хоровода. А еще активно катались на лошадях. Игра «Соревнования на лошадке» Дети делятся на 2 команды. Ребенок скачет на лошадке, обходя препятствия. Побеждает та команда, чья быстрее прибежит к финишу. В.: — Пятый день (пятница) — «Тещины вечерки». Зятья угощали своих тещ блинами, пирогами. Сейчас посмотрим, как вы можете управляться со сковородой. Игра «Веселые блинчики» Дети делятся на 2 команды. Каждая команда встает в круг, берется за руки. Каждый круг – блин. Все блинчики на сковороде и «жарятся». Включается быстрая музыка, каждая команда начинает водить хоровод, танцевать. Через некоторое время музыка останавливается, ведущий говорит: «Пора блинчики переворачивать». Дети разворачиваются спиной друг другу, берутся за руки. Опять звучит музыка, все водят хороводы, музыка останавливается. Ведущий выбирает самый круглый и ровный «блинчик». В.: — Шестой день (суббота) — «Заловкины посиделки». Ходили в гости к молодоженам, угощались блинами. О Масленице существует очень много пословиц. Давайте попробуем их вспомнить. Воспитатель проговаривает начало, а дети продолжаю. Первый блин.. комом. Блинцы, блинчики, блины, как... колеса у весны. Масленица идет, блин.. да мед несет. Масленицу провожаем... света и солнца ожидаем. Не все коту масленица... будет и великий пост. В горах покататься... в блинах поваляться. Ну-ка, в круг скорее становитесь, Крепче за руки беритесь. Хоровод заведем. Весело сыграем в игру «Гори-гори ясно» с бубном Игра «Гори-гори ясно» Дети стоят в кругу и передают бубен друг другу, как только слова закончатся, у того остался бубен в руках, выходи и танцует, а дети повторяют за ним. Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, Колокольчики звенят! В.: — Седьмой день (воскресенье) — «Прощённое воскресенье». В этот день заканчивается гулянье, прощения просят. Давайте, все вместе повернемся друг другу и попросим прощения. В день прощенный воскресенье все обиды вы простите. И с душою легкой, чистой вы с друзьями обнимитесь. В.: — В заключение праздника – сжигали чучело Масленицы. Таким образом, люди прощались с зимой и встречали весну. Но, чтобы нам не так было грустно, мы сейчас для себя и своих близких сделаем мини куколку Масленицы. Дети выполняют аппликацию куклы.
|