Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста
Масленица
Автор: Маценко Марина Федоровна   
12.08.2017 09:02

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возрастаПриобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста

Маценко Марина Федоровна, воспитатель МБДОУ д/с27, г.Балашиха, Московской области

«…самым высоким видом искусства, самым талантливым,
самым гениальным является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, что народом сохранено,
что народ пронёс через, столетие … в народе не может
сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

М.И. Калинина

Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общественной жизни. В этом глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая ценность народного творчества и культуры.

 

Сейчас очевидно то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин общественной культуры. И начинать это надо с раннего возраста.

Традиции утрачены не только системой образования, но и институт семьи перестал быть хранителем духовных и нравственных традиций народа. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, необходимо не навязывая помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по приобщению детей к русской народной культуре.

Использование педагогами и родителями метода проекта содействует развитию духовно-нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Приобщение детей к традициям русского народа, сформирует представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Очень хочется, чтобы в нашей «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» знакомство с народной культурой нашло свое достойное место.

Почему?

  • Чтобы с поколением наших детей возродились народные обычаи, праздники.
  • Чтобы наши дети чтили культуру своих дедов и прадедов, помнили ее и передавали своим детям.
  • Чтобы свободно ориентируясь в народных приметах, научились наблюдать, беречь и умножать природу.
  • Чтобы наши сыновья были такими же сильными и мудрыми, как богатыри русские, а дочери – нежными, красивыми, рукодельными берегинями домашнего очага.
  • Чтобы из народной культуры дети черпали такие нравственные понятия, как любовь и уважение к родителям, дружбу, добро и взаимовыручку, чувство настоящего патриотизма.
  • Чтобы расширялся кругозор и пополнялся словарный запас детей красивыми, исконно русскими словами, развивалась образная речь, наблюдательность, память, мышление.

В связи с этим определились задачи работы: встал вопрос о том, как заинтересовать детей. Мы решили свою работу по приобщению дошкольников к русской национальной культуре строить в соответствии с народным календарем. Годовой народный календарь, вобравший в себя все краски народной жизни – праздники, народные ремесла, помогает понять их естественный цикл. Осень – сбор урожая, «Осенины» (народные гулянья), за ней «Святки», «Рождество», «Крещение» (зимние праздники и обряды), «Масленица» — проводы зимы, «Веснянка» — встреча весны, «Троица» — праздник русской березы и, наконец, лето с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.

Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет детям понять, что природа не умирает, а совершает определенный круг, где все сменяет друг друга, а жизнь вечна и прекрасна. Разучивая с детьми заклички, объясняем, что русский народ верил во всемогущие силы природы. Раньше люди поклонялись солнцу, воде, земле, лесу и другим природным стихиям, верили в них, как в живые существа, обращались к ним с просьбой об урожае, благополучии, обещая честно и упорно трудиться. Все это помогает формировать у детей отношение к людям, дому, природе, учит понимать смысл народных поговорок и пословиц.

Метод проектов позволяет погружаться в определенную тему, открывая возможность практического действия и получения жизненного опыта в соответствии с детскими интересами и потребностями. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного проекта.

Результаты нашей работы по приобщению детей к традициям и обычаям своего народа, показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, они с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. И самое главное, у них появился устойчивый интерес к традициям и обычаям своего народа.

Творческо-познавательный проект.

Название проекта: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Вид проекта: среднесрочный (три недели), групповой, познавательный, творческий

Участники проекта:

  • Дети старшей группы
  • Воспитатели: Маценко М.Ф. Новикова Н.П.
  • Родители.
  • Учитель-логопед группы Культяева С.С.
  • Инструктор по физической культуре Копытова О.А.

Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Коммуникация.

Актуальность проблемы:

Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине является пробуждение интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Большое народное гулянье в конце зимы является одним из самых радостных и светлых праздников на Руси – Масленица. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло.

Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

Так важно своевременно познакомить детей с историей возникновения праздника, старинными обрядами и традициями народа. Включаясь в деятельность, дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, заклички, пословицы и поговорки, сказки, пляски, народные игры. В захватывающей игровой деятельности происходит усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными и близкими.

Этапы работы над проектом.

  1. этап. Разработка проекта: Постановка цели, задач.
  2. этап. Подготовительный: Создание условий для реализации проекта, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
  3. этап. Практический: Реализация проекта.
  4. этап. Заключительный: Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
  5. этап. Обобщение материалов проекта: Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
  6. этап. Разработка проекта:

Цель проекта: Формирование у детей интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа на основе старинного обрядового праздника «Масленица».

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей возникновения старинного обрядового праздника «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
  2. Расширять художественно-творческую деятельность детей путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
  3. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
  4. Воспитывать уважение к своему народу, народным традициям, любовь к Родине.
  5. этап. Подготовительный:
  6. Довести до участников проекта важность данной темы.
  7. Создать условия для формирования интереса к старинному обрядовому празднику «Масленица».
  8. Составить план совместных действий, выбрать активную и посильную задачу для каждого участника проекта.
  9. Подобрать методическую, художественную литературу по данной теме; стихи, частушки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар.
  10. Подобрать материал для игровой и познавательной деятельности.
  11. Привлечь родителей к участию в праздничном конкурсе на лучший рецепт блинов.
  12. Составить план мероприятий.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с историей возникновения праздника, узнают, о том, как встречали весну на Руси, разучат стихи, пословицы, заклички, народные игры.
  2. В процессе продуктивной деятельности своими руками выполнят поделки, аппликации, необходимые атрибуты к празднику.
  3. Родители примут активное участие в реализации проекта, что будет способствовать радостной атмосфере от совместной деятельности.
  4. этап. Практический:

Реализация проекта по плану мероприятия.

4. этап. Заключительный:

Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

В ходе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. В непосредственно образовательной деятельности дети узнали, что на Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну встречают несколько раз.

Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица.

Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички — веснянки, ждут прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других птиц. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек – «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба — пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинался сев хлеба. Проводят обряд отпускания птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Ласточка – ключница,
Вылети с Заморья,
Вынеси ключи,
Отомкни летечко.

Отомкни летечко,
Замкни зимушку.
Лето теплое,
Зима холодная.

Кулик из заморья,
Лети, лети до моря,
Неси, неси по воле
Весну в подоле.

В ходе продуктивной деятельности дети с большим интересов делали поделки из ткани «Мини – чучело Масленицы». А также много положительных эмоций у детей и взрослых вызвала коллективная аппликация из ладошек «Солнышко».

Дети разучили и с удовольствием играют в русские народные игры: «Горелки», «Карусель», «Пройди в ворота», «Молчанка», «Салки».

Ребята уверенно рассказывают стихи, пословицы о Масленице, отгадывают загадки о солнце, весне и блинах, поют заклички. Умеют различать и называть традиционные обряды народного гуляния, что свидетельствует о формировании устойчивого интереса к национальной культуре. Буря положительных эмоций

возникла во время участия в музыкальном празднике и во время проведения игр эстафет, «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Штурм горы», участвовали все и дети, и взрослые.

С большим интересом в проекте принимали участие родители воспитанников, благодаря их совместным усилиям состоялся замечательный конкурс: «Самый вкусный рецепт блинов».

Многогранная деятельность во время проекта была захватывающей для всех её участников, и самое главное способствовала развитию интереса у детей к традициям и обычаям своего народа, а также взаимопониманию между детьми, педагогами, родителями.

5 этап. Обобщение материалов проекта: Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Наша задача, как педагогов – показать родителям необходимость привития интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа. Что-то должно быть в жизни особенным, этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. Народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, в них заключается огромный потенциал для физического развития детей. Вслушайтесь в названия игр «Золотые ворота», «Ручеёк, «Коршун», «Городки» и вы сразу поймёте их содержательность, возможность привлечь детское внимание и передать историю и культуру русского народа, возможность двигательной активности.

Завершая проект, можно с уверенностью сказать, что нам удалось создать в детском коллективе атмосферу радости и желания совместного творчества. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других, у них расширились представления о народных традициях, обрядах, значении праздника «Масленица». Словарный запас обогатился пословицами, закличками, загадками. Они познакомились с картинами Б.И. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Разучили стихи, частушки, народные хороводные игры. Участвовали в соревнованиях – эстафетах, проявили свои творческие способности при создании поделок «Мини-чучел Масленицы», и создании коллективной работы «Солнышко».

Логическим завершением нашего проекта стало участие детей в празднике «Масленица», который был организован для всего детского сада.

Работа по данному направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Литература:

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  2. КомароваТ. С., ЗацепинаИ. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
  3. КупринаЛ. С., О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» — изд. «Детство-Пресс» 1999г.
  4. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  5. «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» — Москва «Современник» — 1991г.
  6. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  7. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год