Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста
Масленица
Автор: Маценко Марина Федоровна   
12.08.2017 09:02

Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возрастаПриобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста

Маценко Марина Федоровна, воспитатель МБДОУ д/с27, г.Балашиха, Московской области

«…самым высоким видом искусства, самым талантливым,
самым гениальным является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, что народом сохранено,
что народ пронёс через, столетие … в народе не может
сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

М.И. Калинина

Сейчас, в наше кризисное, смутное время, понятно каждому, как много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционной народной культурой. Она зародилась в глубокой древности и расцвела в повседневной жизни народа – кормильца, пахаря, работника. Она соединяла каждого человека с его родом – племенем и с могучей природой. Она давала точку отсчета для осмысления индивидуальной и общественной жизни. В этом глубокий смысл и непреходящая нравственная, эстетическая, практическая ценность народного творчества и культуры.

 

Сейчас очевидно то, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин общественной культуры. И начинать это надо с раннего возраста.

Традиции утрачены не только системой образования, но и институт семьи перестал быть хранителем духовных и нравственных традиций народа. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, необходимо не навязывая помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные, духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по приобщению детей к русской народной культуре.

Использование педагогами и родителями метода проекта содействует развитию духовно-нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Приобщение детей к традициям русского народа, сформирует представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Очень хочется, чтобы в нашей «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» знакомство с народной культурой нашло свое достойное место.

Почему?

  • Чтобы с поколением наших детей возродились народные обычаи, праздники.
  • Чтобы наши дети чтили культуру своих дедов и прадедов, помнили ее и передавали своим детям.
  • Чтобы свободно ориентируясь в народных приметах, научились наблюдать, беречь и умножать природу.
  • Чтобы наши сыновья были такими же сильными и мудрыми, как богатыри русские, а дочери – нежными, красивыми, рукодельными берегинями домашнего очага.
  • Чтобы из народной культуры дети черпали такие нравственные понятия, как любовь и уважение к родителям, дружбу, добро и взаимовыручку, чувство настоящего патриотизма.
  • Чтобы расширялся кругозор и пополнялся словарный запас детей красивыми, исконно русскими словами, развивалась образная речь, наблюдательность, память, мышление.

В связи с этим определились задачи работы: встал вопрос о том, как заинтересовать детей. Мы решили свою работу по приобщению дошкольников к русской национальной культуре строить в соответствии с народным календарем. Годовой народный календарь, вобравший в себя все краски народной жизни – праздники, народные ремесла, помогает понять их естественный цикл. Осень – сбор урожая, «Осенины» (народные гулянья), за ней «Святки», «Рождество», «Крещение» (зимние праздники и обряды), «Масленица» — проводы зимы, «Веснянка» — встреча весны, «Троица» — праздник русской березы и, наконец, лето с хороводами и песнями вокруг зеленой березки.

Смена четырех времен года, отраженная в праздниках, позволяет детям понять, что природа не умирает, а совершает определенный круг, где все сменяет друг друга, а жизнь вечна и прекрасна. Разучивая с детьми заклички, объясняем, что русский народ верил во всемогущие силы природы. Раньше люди поклонялись солнцу, воде, земле, лесу и другим природным стихиям, верили в них, как в живые существа, обращались к ним с просьбой об урожае, благополучии, обещая честно и упорно трудиться. Все это помогает формировать у детей отношение к людям, дому, природе, учит понимать смысл народных поговорок и пословиц.

Метод проектов позволяет погружаться в определенную тему, открывая возможность практического действия и получения жизненного опыта в соответствии с детскими интересами и потребностями. Для реализации проекта в дошкольном образовании воспитатели тесно взаимодействуют с родителями и специалистами, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного проекта.

Результаты нашей работы по приобщению детей к традициям и обычаям своего народа, показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность, они с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. И самое главное, у них появился устойчивый интерес к традициям и обычаям своего народа.

Творческо-познавательный проект.

Название проекта: «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

Вид проекта: среднесрочный (три недели), групповой, познавательный, творческий

Участники проекта:

  • Дети старшей группы
  • Воспитатели: Маценко М.Ф. Новикова Н.П.
  • Родители.
  • Учитель-логопед группы Культяева С.С.
  • Инструктор по физической культуре Копытова О.А.

Направление: Познавательно-речевое развитие. Социально-личностное развитие. Художественно-эстетическое развитие. Коммуникация.

Актуальность проблемы:

Особенностью воспитания любви к своей многонациональной Родине является пробуждение интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками.

Большое народное гулянье в конце зимы является одним из самых радостных и светлых праздников на Руси – Масленица. Это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло.

Люди испокон века воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились приготовлять кислое тесто, стали печь блины. Наши предки верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества. А еще Масленица – это чучело из соломы, наряженное в женскую одежду. В течение недели вокруг чучела происходит праздничное веселье, а в последний день Масленицы чучело сжигается, символизируя приход весны.

Так важно своевременно познакомить детей с историей возникновения праздника, старинными обрядами и традициями народа. Включаясь в деятельность, дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, заклички, пословицы и поговорки, сказки, пляски, народные игры. В захватывающей игровой деятельности происходит усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными и близкими.

Этапы работы над проектом.

  1. этап. Разработка проекта: Постановка цели, задач.
  2. этап. Подготовительный: Создание условий для реализации проекта, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
  3. этап. Практический: Реализация проекта.
  4. этап. Заключительный: Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
  5. этап. Обобщение материалов проекта: Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
  6. этап. Разработка проекта:

Цель проекта: Формирование у детей интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа на основе старинного обрядового праздника «Масленица».

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с историей возникновения старинного обрядового праздника «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества.
  2. Расширять художественно-творческую деятельность детей путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
  3. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
  4. Воспитывать уважение к своему народу, народным традициям, любовь к Родине.
  5. этап. Подготовительный:
  6. Довести до участников проекта важность данной темы.
  7. Создать условия для формирования интереса к старинному обрядовому празднику «Масленица».
  8. Составить план совместных действий, выбрать активную и посильную задачу для каждого участника проекта.
  9. Подобрать методическую, художественную литературу по данной теме; стихи, частушки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар.
  10. Подобрать материал для игровой и познавательной деятельности.
  11. Привлечь родителей к участию в праздничном конкурсе на лучший рецепт блинов.
  12. Составить план мероприятий.

Предполагаемые результаты:

  1. Дети познакомятся с историей возникновения праздника, узнают, о том, как встречали весну на Руси, разучат стихи, пословицы, заклички, народные игры.
  2. В процессе продуктивной деятельности своими руками выполнят поделки, аппликации, необходимые атрибуты к празднику.
  3. Родители примут активное участие в реализации проекта, что будет способствовать радостной атмосфере от совместной деятельности.
  4. этап. Практический:

Реализация проекта по плану мероприятия.

4. этап. Заключительный:

Сбор и обработка материалов, обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

В ходе реализации проекта ребята были вовлечены в различные виды деятельности. В непосредственно образовательной деятельности дети узнали, что на Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Весну встречают несколько раз.

Первый раз в конце февраля или в начале марта, начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Устраивали гулянья, игры, ходили в гости. Это праздник Масленица.

Второй раз встречают весну в конце марта. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. Поют заклички — веснянки, ждут прилета первых весенних птиц — грачей, скворцов, ласточек и других птиц. Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек – «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Третий раз встречают весну в апреле, когда расцветает верба — пушистыми желтыми, без зеленых листьев. В это время радуются цветению весенних цветов, траве, теплу, солнцу. Просят у весны милости, радости и урожая, так как начинался сев хлеба. Проводят обряд отпускания птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Ласточка – ключница,
Вылети с Заморья,
Вынеси ключи,
Отомкни летечко.

Отомкни летечко,
Замкни зимушку.
Лето теплое,
Зима холодная.

Кулик из заморья,
Лети, лети до моря,
Неси, неси по воле
Весну в подоле.

В ходе продуктивной деятельности дети с большим интересов делали поделки из ткани «Мини – чучело Масленицы». А также много положительных эмоций у детей и взрослых вызвала коллективная аппликация из ладошек «Солнышко».

Дети разучили и с удовольствием играют в русские народные игры: «Горелки», «Карусель», «Пройди в ворота», «Молчанка», «Салки».

Ребята уверенно рассказывают стихи, пословицы о Масленице, отгадывают загадки о солнце, весне и блинах, поют заклички. Умеют различать и называть традиционные обряды народного гуляния, что свидетельствует о формировании устойчивого интереса к национальной культуре. Буря положительных эмоций

возникла во время участия в музыкальном празднике и во время проведения игр эстафет, «Санный поезд», «Попади в цель», «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле», «Штурм горы», участвовали все и дети, и взрослые.

С большим интересом в проекте принимали участие родители воспитанников, благодаря их совместным усилиям состоялся замечательный конкурс: «Самый вкусный рецепт блинов».

Многогранная деятельность во время проекта была захватывающей для всех её участников, и самое главное способствовала развитию интереса у детей к традициям и обычаям своего народа, а также взаимопониманию между детьми, педагогами, родителями.

5 этап. Обобщение материалов проекта: Формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Наша задача, как педагогов – показать родителям необходимость привития интереса к культуре, традициям и обычаям своего народа. Что-то должно быть в жизни особенным, этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура. Народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, в них заключается огромный потенциал для физического развития детей. Вслушайтесь в названия игр «Золотые ворота», «Ручеёк, «Коршун», «Городки» и вы сразу поймёте их содержательность, возможность привлечь детское внимание и передать историю и культуру русского народа, возможность двигательной активности.

Завершая проект, можно с уверенностью сказать, что нам удалось создать в детском коллективе атмосферу радости и желания совместного творчества. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляли чувство ответственности за себя и других, у них расширились представления о народных традициях, обрядах, значении праздника «Масленица». Словарный запас обогатился пословицами, закличками, загадками. Они познакомились с картинами Б.И. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Разучили стихи, частушки, народные хороводные игры. Участвовали в соревнованиях – эстафетах, проявили свои творческие способности при создании поделок «Мини-чучел Масленицы», и создании коллективной работы «Солнышко».

Логическим завершением нашего проекта стало участие детей в празднике «Масленица», который был организован для всего детского сада.

Работа по данному направлению является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

Литература:

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  2. КомароваТ. С., ЗацепинаИ. Б. Программа эстетического воспитания дошкольников. – М., 2005.
  3. КупринаЛ. С., О.А. Маркеева «Знакомство детей с русским народным творчеством» — изд. «Детство-Пресс» 1999г.
  4. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  5. «Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы» — Москва «Современник» — 1991г.
  6. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика – Синтез, 2011.
  7. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год
Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год