Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей с нарушениями речи
Логопедия
Автор: Васильева Наталья Николаевна   
02.10.2011 12:09

Традиционными направлениями в системе работы по ус­транению речевых нарушений и у дошкольников, и де­тей школьного возраста является формирование простран­ственного восприятий и пространственных представлений, а также временных ориентировок.

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и пере­мещения предметов относительно друг друга и собствен­ного тела. Они играют значительную роль во взаимодей­ствии человека с окружающей средой и служат необхо­димым условием ориентировки в ней.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.

Как отмечал П.Ф. Лесгафт, каждая сознательная ра­бота требует серьезного понимания соотношений простран­ства и времени и умения справляться с ними. Недоста­точная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет ска­зываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников — на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научить­ся взаимно трансформировать пространственную после­довательность — графических знаков и временную — звуковых комплексов. Таким образом, временной и про­странственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены

Дети, у которых не сформиро­ваны пространственные представ­ления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, лю­дей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и млад­шие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к— у», «в—на» («к дому — у дома», «в столе — на столе»). Нередко они смешивают предлоги «пе­ред— после — за». Например: «Шкаф стоит после стула» вме­сто «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».

 

Дошкольники испытывают трудности при использовании при­лагательных «широкий — узкий», «толстый — тонкий». Они заме­няются обозначениями «боль­шой» или «маленький» («широкая река — большая река», «тонкий стебелек — маленький стебелек»). Часто у них наблюдается запаз­дывание формирования «схемы тела». В дальнейшем могут по­явиться сложности при ориенти­ровке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматиз­ма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количе­ства строчек или клеточек, вы­деление красной строки, соблю­дение полей письма в два-три столбика, равномерное заполне­ние тетрадного листа текстом).

Закономерные на ранних эта­пах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв), в норме исчезающие по мере фор­мирования навыка письма, ока­зываются у таких детей достаточ­но стойкими.

Дети с проблемами в усвоении временных представлений испы­тывают сложности при обозначе­нии основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различа­ющиеся по внешним признакам («зима — лето», «день — ночь»), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выраже­ны («весна — осень», «вечер — утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы появля­ются при различении сходных в понимании детей описаний («пти­цы прилетают — птицы улета­ют», «листья опадают — листья прорастают», «день прибывает — день убывает», «солнце всходит — солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в струк­туре слова и дифференциации приставок, имеющих простран­ственное значение. Детям стано­вится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.

Даже ученики средней школы испытывают трудности при назы­вании месяцев и соотнесении их с соответствующим временем года. Так, пятиклассник Кирилл С., убежденный, что зимних ме­сяцев в календаре четыре, при­числяет к ним и ноябрь.

Не меньше сложностей вызы­вает формирование навыка опре­деления времени по механическим часам. Причем даже серьез­ное внимание к проблеме зача­стую долго не позволяет автома­тизировать приобретенный навык. Достаточно распространены и у дошкольников, и у школьников ошибки при определении и соот­несении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает образование отчества от имени отца или дедуш­ки. Так, типичным ошибочным ответом на просьбу представить­ся полным именем будет вариант «Саша Димович» или «Витя Лешевич». И, безусловно, нас не мог оставить равнодушными ответ тре­тьеклассницы Сони Д. На просьбу назвать полное имя мамы, девоч­ка, надолго задумавшись, наконец сказала: «Клава... А может, и не Клава...»

Недостаточно развитая ориен­тировка во времени, в дошколь­ном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического офор­мления устной речи, в школе вы­льется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошед­шего и будущего времени глаго­ла («Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра»), и употребление глагола совершенного и несовер­шенного вида («Я делал домаш­нюю работу — Я сделал домаш­нюю работу»).

 

Методические рекомендации

 

Развитие и уточнение пространственных представлений

 

1. Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши). Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепля­ются в словаре («голень», «бедро» «щиколотка», «запястье», «сто­па», «кисть», «плечо» и т.д.).

 

Задания и упражнения

•   Поднять правую руку, левую руку.

•   Показать, где у педагога пра­вая, левая рука.

•   Назвать предметы, которые расположены справа, слева.

•   Пробы Хеда.

 

Наглядный вариант

Ребенку предлагается воспроиз­вести движения, выполняемые ло­гопедом, сидящим напротив: кос­нуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Зада­ние требует мысленной простран­ственной переориентировки для преодоления тенденции к зеркаль­ному воспроизведению. Ошибки возникают не только при наруше­нии пространственного праксиса, но и при снижении психической активности детей.

Речевой вариант

В этом случае работают над простой ориентировкой: поднять левую руку, показать правый глаз, левую ногу. Если задание выполнено, то переходят к сле­дующему, если нет — прекраща­ют занятие.

 

2. Ориентировка в окружаю­щем пространстве. При этом учи­тывается, что ориентировка в го­ризонтальных направлениях («сзади — спереди», «вперед — назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху — внизу», «сверху — снизу», «над — под»). Наиболее яркой отличительной особенностью детей с ОНР явля­ется неспособность овладеть по­нятиями «слева — справа», «ле­вый — правый», «лево — право».

А.Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обо­значений направлений простран­ства весьма отвлеченные понятия «левое» и «правое» имеют наи­меньшее чувственное подкрепле­ние. В отличие от них, понятия «впереди — позади» подкрепля­ются ощущением различий вент­ральной (брюшной) и дорзальной (спинной) частей тела, а «верх — низ» — отноше­ниями к вертикальной оси «голо­ва — ноги». Подобная абстракт­ность значительно затрудняет усво­ение данных словесных категорий в онтогенезе.

 

Задания и упражнения

  • · Положить ручку справа от тет­ради; положить карандаш сле­ва от книги; сказать, где нахо­дится ручка по отношению к книге и карандаш по отноше­нию к тетради — слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов: положить книгу перед собой, слева от нее поместить каран­даш, справа — ручку.
  • · Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.
  • · На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от за­данного предмета.
  • · Сидя за столом, определить его правый и левый края.
  • · Определить место соседа по от­ношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей ру­кой; определить свое место по отношению к соседу, ориенти­руясь на его руку.
  • · Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из партнеров определяет сначала у себя, затем у това­рища правую руку, левую ногу и т.д., затем они меняются ро­лями.
  • · Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз. Определить левый и пра­вый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).
  • · Определить, след какой ноги (правой или левой) отпечатан на песке.
  • · Назвать последовательность расположения цветов радуги. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).
  • · Последовательность числового ряда на примере первого десят­ка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):

— назвать первое число спра­ва, слева. Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;

— прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Опреде­лить, как изменяется величина чисел в этом направлении (умень­шается);

— показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;

— показать соседа слева;

— показать соседа справа;

— вернуть число на место (1 3 2 и т.д.).

 

3. Определение пространствен­ных соотношений элементов гра­фических изображений и букв. На данном этапе развивается зри­тельное восприятие простран­ственного расположения предме­тов и их компонентов.

 

Задания и упражнения

  • · Написать называемые геомет­рические фигуры (впослед­ствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
  • · Определить пространственное расположение рисунков на кар­тинке относительно друг друга.

Кто находится в центре рисунка? (Бабочка.)

Что находится в правом верхнем углу? (Туча.)

Что находится слева от бабочки? (Ромашка, птица.)

Где находится дом по отношению к бабочке? (Внизу слева.)

Где находится туча по отношению к бабочке, собаке, птице? (Наверху справа, над собакой, справа.)

Кто находится в правом нижнем углу? (Собака.)

  • · Дорисовать правое ухо. Дори­совать левое ухо.

 

  • ·
  • Дорисовать левую бровь и пра­вый глаз. Дорисовать правое ухо и левый глаз.

  •  

 

Развитие и уточнение временных представлений

 

При работе над развитием вре­менных представлений рассматри­ваются следующие вопросы: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье.

1. Уточнение понятий об ос­новных единицах времени (час­ти суток, времена года, месяцы, год); наблюдение и определение последовательности и закономер­ности каких-либо действий и со­бытий («после», «перед», «сей­час», «потом» и т.д.).

 

Задания и упражнения

НЕДЕЛЯ

Логопед объясняет, что дни недели называются сейчас так же, как и в старину на Руси. Только «воскресенье» называлось тогда «неделя», «день недель­ный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени. А «суббота» пришла к нам из стран Древнего Востока.

  • · Назвать пять дней недели без дат.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

  • · Запомнить по порядку назва­ния дней недели. Записать их и сосчитать, сколько получи­лось. Ответить, о чем говорят названия: «вторник», «чет­верг», «пятница»; «среда», «понедельник»; «суббота», «воскресенье».
  • · Вставить пропущенные циф­ры.

1 — понедельник, ___ — втор­ник, ____ — среда, 4 — четверг, ___ — пятница, __ — суббота, 7 — воскресенье.

  • · Закончить предложения.

Если сегодня понедельник, то зав­тра будет... Если сегодня четверг, то завтра будет... Если сегодня суббота, то завтра будет ... Если сегодня пят­ница, то вчера была... Если сегодня вторник, то вчера был... Если сегодня воскресенье, то вчера была...

  • · Вставить в предложения про­пущенные слова.

Золушка шила платье с понедель­ника по среду. Значит, она работала... дня.

Буратино и Пьеро выступали в те­атре с четверга по воскресенье. Зна­чит, они выступали... дня.

Незнайка пошел в поход и шел че­тыре дня. Вышел он во вторник, а за­кончил свой поход в...

Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в...

Наф-Наф строил дом. С понедель­ника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу.

Сколько дней Наф-Наф возво­дил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

  • · Прослушать стихотворения и ответить на вопросы.

Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколько нужно ждать недель, чтобы лен посеял семя? А месяцев?

Рожь две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

Лен четыре недели растет,

Две недели цветет,

Четыре спеет,

А уж потом семя посеет.

  • · Прочитать стихотворение и от­ветить на вопросы.

В какой день Муха купалась в клубничном варенье? Как на­зывается день, который следует за воскресеньем? Что сделала Муха в этот день? Что она дела­ла на следующий день? Как он называется? После того как Муха искупалась в томатной под­ливке, где она купалась на сле­дующий день? Почему этот день называется «среда»? Как назы­ваются четвертый и пятый дни недели? Назвать все дни недели по порядку начиная с понедель­ника; с воскресенья. Какие дни мы называем выходными? Поче­му?

Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник — в вишневой наливке.

Во вторник — в томатной подливке.

В среду — в лимонном желе.

В четверг — в киселе и смоле.

В пятницу — в простокваше,

В компоте и в манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!

Ужжасно - жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала».

Я. Бжехва

  • · Вычислить день недели.

Если к вчерашнему дню прибавить еще четыре, то наступили бы выход­ные, а если от завтрашнего отнять два дня, то выходные еще бы не кончились.

  • · Задание «Шифровальщик».

Логопед предлагает детям представить, что они разведчики и им необходимо передавать и принимать сообщения центра так, чтобы враги не догадались об их содержании. Нужно зашифровать и расшифровать информацию с учетом того, что буква соответ­ствует цифре в строке-шифре.

А О П Н Е С  Р Д  В Л  Я  И   Т   Ь   Ц   К

1  2  3  4 5  6  7  8  9 10 11 12 13  14  15 16

Понедельник — _______

Неделя — _______

Воскресенье — _______

91327412—_______

67581 —

3 11 134 12 15 1

 

МЕСЯЦЫ

  • · Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах, дик­туемых логопедом с намеренной перестановкой или пропуском.
  • · Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.

Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета.

Кончается лето. Трава стала пыль­ной. Деревья еще зеленые, но нет-нет и проглянет желтый или красный куст.

  • · Прочитать текст о названиях каждого месяца. Ответить, как образовались все эти названия. Разделить их на группы (обра­зованные от имени; от числа). Записать их в таблицу и опре­делить, какой месяц туда не вошел.

Январь. В старину на Руси январь называли «сечень»: он как бы рассе­кает, или делит, зиму на две полови­ны. Январем этот месяц стал у древ­них римлян по имени Януса — бога всякого начала. Они изображали Яну­са как человека с двумя лицами. Одно — старое — было обращено в прошлое, а другое — молодое — в бу­дущее. В новогодний праздник никто не должен был ссориться, драться, кричать, чтобы не вызвать гнева Яну­са, который, рассердившись, мог по­слать людям плохой год.

Февраль. Слово «февраль» латин­ское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэто­му в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на кото­ром проводился обряд очищения и жертвоприношения богу Фебрусу. От его имени и произошло название месяца. Древнерусское название февраля — «лютый», поскольку тогда выпадает много снега, стоят крепкие морозы.

Март. В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и по­свящался Марсу, покровителю полей и стад. В честь этого бога его так и назвали.

Апрель. Родина слова «апрель» — Древний Рим. Оно означает «теплый, солнечный». Наши предки в древние времена называли этот месяц «цве­тень».

Почему второй месяц весны в старину называли «цветнем»?

Май. Пятый месяц года и последний весны называется «маем» от собствен­ного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия.

Июнь. Первый летний месяц, месяц наиболее продолжительного дня и самой короткой ночи называется «июнем». В народе говорят: «В июне солнце пово­рачивает на зиму а лето— на жару». В июне созревают первые ягоды, на по­лях и лугах начинают цвести травы. Назвали июнь по имени древнерим­ской богини Юноны. Римляне верили, что Юнона дарует людям дождь и уро­жай, успех и победу. Ее считали боги­ней плодородия.

Июль. Назван июль в честь выда­ющегося римского полководца, поли­тического деятеля и писателя Гая Юлия Цезаря.

Август. Название «август» проис­ходит от древнеримского слова «аугу-стус», что означает «величествен­ный». Это было имя одного из импе­раторов Древнего Рима. А наши предки называли август «серпнем».

Почему восьмой месяц года называли на Руси «серпнем»?

Сентябрь. Название первого меся­ца осени — «сентябрь» произошло от латинского слова «сэптэмбэр», которое означает «седьмой». Новый год у древ­них римлян начинался 1 марта, поэто­му сентябрь был седьмым месяцем.

А какой сентябрь по счету у нас?

Октябрь. Десятый месяц в году — октябрь. Слово «октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октет». Все они образованы от латинского «окто», что значит «восемь». Почему же десятый месяц назвали «октяб­рем»? Ошибки здесь нет. Как вы уже знаете, в Древнем Риме год начинал­ся 1 марта и октябрь был тогда дей­ствительно восьмым.

Ноябрь. Последний месяц осени ноябрь получил свое название от ла­тинского слова «новем», что значит «девять».

Почему одиннадцатый месяц года назван девятым?

Декабрь. Слово «декабрь» род­ственно слову «дециметр». Оба они образованы от латинского «децем», что значит «десять». Дециметр — де­сятая часть метра, а декабрь был у древних римлян десятым месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году. В старину на Руси декабрь называли «студень»: в этом месяце начиналась зима, приходила стужа, становилось студено. «Стужа», «стынуть», «засты­вать» и «студень» — однокоренные слова.

  • · Распределить старославянские названия месяцев между современными их названиями. И ответить, что помогло сде­лать выбор.

Зимобор, густоед, сечень, полузим­ник, зоревник, зажги снега, стужайло, разносол, ревун, хлеборост, страдник, протальник, бездорожник, ворота зимы, лютый, сухий, листопад, грудень, студень, заиграй-овражки, серпень, вьюговей, грязник, свадебник, травник, студный, вересень, просинец,

перелом зимы, позимник, березозол, липец, листогной, снегогон, травень, листопадник, скопидом, сенозарник, цветень, золотое лето, макушка лета, жнивень, хмурень, перезимье, снежень, бокогрей.

Январь — _____________

Февраль — ____________

Март — _______________

Апрель — ______________

Май —_________________

Июнь —________________

Июль —________________

Август — ______________

Сентябрь — ____________

Октябрь — _____________

Ноябрь — ______________

Декабрь — _____________

 

 

Васильева Наталья

Учитель-логопед МДОУ "Детский сад №247" комбинированного вида.
Педагогический стаж - 18 лет.
Высшая квалификационная категория.

 

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф будет выходить 1 раз в неделю.

Ближайший номер 12 (133) выйдет
5 апреля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год
Скачать Номер 7(128) за 2020 год
Скачать Номер 6(127) за 2020 год
Скачать Номер 5(126) за 2020 год
Скачать Номер 4(125) за 2020 год
Скачать Номер 3(124) за 2020 год
Скачать Номер 2(123) за 2020 год
Скачать Номер 1(122) за 2020 год
Скачать Номер 12(121) за 2019 год
Скачать Номер 11(120) за 2019 год
Скачать Номер 10(119) за 2019 год