Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
Логопедия
Автор: Кухарева Ольга Анатольевна   
16.09.2019 11:36

Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)

Данная статья главным образом предназначена для специалистов и педагогов, применяющих в работе приёмы мнемотехники. Речь пойдёт о детях с ОНР (общим недоразвитием речи), число которых увеличивается из года в год.

Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при сохранных слухе и интеллекте.

В связи с этим специалисты постоянно находятся в поиске новых приёмов и технологий, которые сделают коррекционный процесс более результативным и интересным. Цель специалиста дошкольного учреждения – не только максимально приблизить ребёнка с ОНР к норме, но и минимизировать проблемы обучения в школе.

Чтение — один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Проблема обучения детей дошкольного возраста с ОНР чтению имеет огромную общественную значимость и сопряжена с рядом психолого-педагогических сложностей. Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению.

 

Скачать конспект

Ребенок с ОНР, в отличие от сверстника с развитием в норме, в первом классе ещё не готов к серьезной и осмысленной читательской деятельности. Хотя в это время неосознанное восприятие художественного текста у младших школьников заменяется художественно-аналитическим. В семь лет ребенок с развитием в норме начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Учащиеся с ОНР испытывают некоторые затруднения. Необходимо пробудить у них интерес к чтению, научить вчитываться в художественный текст, сформировать читательские умения. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое или слитное чтение. Позднее к ним присоединяются трудности использования вопросительных и восклицательных интонаций, а в некоторых случаях, при отсутствии пауз на точки — интонации конца повествовательного предложения. Неправильное логическое ударение или его отсутствие. Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. Помимо этого дети с ОНР имеют отличительные особенности в порождении речевого высказывания, которые проявляются в нарушении программирования высказывания, снижении речевой активности, нарушении связности и последовательности изложения предложения, а также в выраженной ситуативности и фрагментарности речи. Мотивация (желание), то есть потребность выразить, передать определенную информацию – это первый шаг к ключевому этапу порождения речевого высказывания – его программированию. У детей с ОНР отмечаются трудности мотивации. Поэтому очень важно, чтобы работа с детьми дошкольного возраста была направлена на формирование мотивации к чтению. Это создаст базу для продуктивной работы над всеми речевыми компонентами.

Мнемотехника – универсальный приём, который используется в коррекционной работе для решения многих задач и способствует активному взаимодействию специалистов и воспитателей дошкольного учреждения. В переводе с греческого мнемотехника означает «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемосхемы используются:

  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • при заучивании стихов.

Овладение приемами мнемотехники помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Когда ребёнок овладел основами мнемотехники, научился составлять описательные рассказы и может графически изобразить то или иное действие или предмет, мы переходим к использованию мнемотехники в работе над художественными произведениями.

В качестве примера рассмотрим примерный алгоритм работы над рассказом Н.Носова «Живая шляпа».

На начальном этапе дети знакомятся с произведением. В процессе чтения проводится словарная работа. В работу берутся слова «комод», «шляпа», «клюшка», «бродяга», «треснуть».

Далее рассказ делится на смысловые части, к каждой из которых предлагается готовый символ (изображение). Проводится работа, направленная на понимание текста в форме «вопрос – ответ».

Затем дети пересказывают часть текста, соответствующую какому-либо изображению.

На следующем занятии детям предлагается самостоятельно нарисовать схему рассказа с возможностью использования своих символов.

В процессе работы над произведением целенаправленно ведётся работа над такими понятиями как «диалог» и «монолог», проводятся инсценировки диалогов по предварительно составленным схемам.

Используя приёмы мнемотехники в работе над художественным произведением, были отмечены следующие результаты:

  • значительно возрастала речевая активность детей
  • у детей совершенствовался лексико-грамматический строй речи
  • совершенствовалась связная речь
  • активно формировалась мотивация к чтению произведений и работе над ними
  • формировалось умение программировать своё высказывание; дети обучаются логически правильно и последовательно пересказывать текст
  • совершенствовались графомоторные навыки, дети с удовольствием работали карандашами, создавая схемы к рассказам; активно развивались творческие умения
  • развивалась эмоциональная сфера детей, артистизм и навыки театрализованной деятельности
  • значительно улучшилось интонационное оформление текста и выразительность речи детей.

Дети стали ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Они рисуют в воображении любые сюжеты, смеются и переживают прочитанное так ярко, что чувствуют себя участниками событий. И, конечно, нужно помнить о том, что книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Используемая литература:

  • Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  • Пятибратова Н.В. Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2011.
  • Романова Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Чернышева М. Н. Роль книги и чтения в жизни детей // Педагогическое мастерство: материалы V *Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. – С. 187-190.
  • Челтыгмашева С. П. Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 745-748.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год