Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)
Логопедия
Автор: Кухарева Ольга Анатольевна   
16.09.2019 11:36

Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)Приобщение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к чтению с использованием приемов мнемотехники (из опыта работы учителя-логопеда)

Данная статья главным образом предназначена для специалистов и педагогов, применяющих в работе приёмы мнемотехники. Речь пойдёт о детях с ОНР (общим недоразвитием речи), число которых увеличивается из года в год.

Под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при сохранных слухе и интеллекте.

В связи с этим специалисты постоянно находятся в поиске новых приёмов и технологий, которые сделают коррекционный процесс более результативным и интересным. Цель специалиста дошкольного учреждения – не только максимально приблизить ребёнка с ОНР к норме, но и минимизировать проблемы обучения в школе.

Чтение — один из базисных способов восприятия любой информации, овладение им во многом определяет успешность обучения. Проблема обучения детей дошкольного возраста с ОНР чтению имеет огромную общественную значимость и сопряжена с рядом психолого-педагогических сложностей. Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речи открывает пути к его предупреждению.

 

Скачать конспект

Ребенок с ОНР, в отличие от сверстника с развитием в норме, в первом классе ещё не готов к серьезной и осмысленной читательской деятельности. Хотя в это время неосознанное восприятие художественного текста у младших школьников заменяется художественно-аналитическим. В семь лет ребенок с развитием в норме начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Учащиеся с ОНР испытывают некоторые затруднения. Необходимо пробудить у них интерес к чтению, научить вчитываться в художественный текст, сформировать читательские умения. Для детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи характерны нарушения выразительности чтения, отсутствие необходимых пауз, определенных знаками препинания, несоблюдение пауз в конце предложения, отрывистое или слитное чтение. Позднее к ним присоединяются трудности использования вопросительных и восклицательных интонаций, а в некоторых случаях, при отсутствии пауз на точки — интонации конца повествовательного предложения. Неправильное логическое ударение или его отсутствие. Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. Помимо этого дети с ОНР имеют отличительные особенности в порождении речевого высказывания, которые проявляются в нарушении программирования высказывания, снижении речевой активности, нарушении связности и последовательности изложения предложения, а также в выраженной ситуативности и фрагментарности речи. Мотивация (желание), то есть потребность выразить, передать определенную информацию – это первый шаг к ключевому этапу порождения речевого высказывания – его программированию. У детей с ОНР отмечаются трудности мотивации. Поэтому очень важно, чтобы работа с детьми дошкольного возраста была направлена на формирование мотивации к чтению. Это создаст базу для продуктивной работы над всеми речевыми компонентами.

Мнемотехника – универсальный приём, который используется в коррекционной работе для решения многих задач и способствует активному взаимодействию специалистов и воспитателей дошкольного учреждения. В переводе с греческого мнемотехника означает «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемосхемы используются:

  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • при заучивании стихов.

Овладение приемами мнемотехники помогает в развитии основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Когда ребёнок овладел основами мнемотехники, научился составлять описательные рассказы и может графически изобразить то или иное действие или предмет, мы переходим к использованию мнемотехники в работе над художественными произведениями.

В качестве примера рассмотрим примерный алгоритм работы над рассказом Н.Носова «Живая шляпа».

На начальном этапе дети знакомятся с произведением. В процессе чтения проводится словарная работа. В работу берутся слова «комод», «шляпа», «клюшка», «бродяга», «треснуть».

Далее рассказ делится на смысловые части, к каждой из которых предлагается готовый символ (изображение). Проводится работа, направленная на понимание текста в форме «вопрос – ответ».

Затем дети пересказывают часть текста, соответствующую какому-либо изображению.

На следующем занятии детям предлагается самостоятельно нарисовать схему рассказа с возможностью использования своих символов.

В процессе работы над произведением целенаправленно ведётся работа над такими понятиями как «диалог» и «монолог», проводятся инсценировки диалогов по предварительно составленным схемам.

Используя приёмы мнемотехники в работе над художественным произведением, были отмечены следующие результаты:

  • значительно возрастала речевая активность детей
  • у детей совершенствовался лексико-грамматический строй речи
  • совершенствовалась связная речь
  • активно формировалась мотивация к чтению произведений и работе над ними
  • формировалось умение программировать своё высказывание; дети обучаются логически правильно и последовательно пересказывать текст
  • совершенствовались графомоторные навыки, дети с удовольствием работали карандашами, создавая схемы к рассказам; активно развивались творческие умения
  • развивалась эмоциональная сфера детей, артистизм и навыки театрализованной деятельности
  • значительно улучшилось интонационное оформление текста и выразительность речи детей.

Дети стали ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Они рисуют в воображении любые сюжеты, смеются и переживают прочитанное так ярко, что чувствуют себя участниками событий. И, конечно, нужно помнить о том, что книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Используемая литература:

  • Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  • Пятибратова Н.В. Полисенсорная комбинаторная методика обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М., 2011.
  • Романова Э. Н., Данилова О. А., Ведерникова М. Л., Чернышева М. Н. Роль книги и чтения в жизни детей // Педагогическое мастерство: материалы V *Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. – С. 187-190.
  • Челтыгмашева С. П. Особенности литературного развития учащихся с ОНР III уровня // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 745-748.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 26 (147) выйдет
12 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год