Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Интегрированное занятие с воспитанниками подготовительной к школе группе «Животные в рассказах Е.И. Чарушина»
Интегрированные занятия
Автор: Бидеева Людмила Валерьевна   
15.06.2023 20:45

Интегрированное занятие с воспитанниками подготовительной к школе группе «Животные в рассказах Е.И. Чарушина»Интегрированное занятие с воспитанниками подготовительной к школе группе «Животные в рассказах Е.И. Чарушина»

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Бидеева Людмила Валерьевна

Цель: закрепить представление детей о книжной графике, о сложности профессии художника — иллюстратора, последовательность и процессе его работы над иллюстрацией. Использование нетрадиционной техники рисования в интегрированной образовательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже.
  • Закреплять умение детей правильно называть сложные слова, слова – признаки; слова – действия.
  • Закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
  • Обобщать и закреплять знания детей о профессии художника – иллюстратора: чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в своей работе.

Развивающие:

  • Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
  • Развивать познавательную активность, художественные способности детей средствами изобразительной деятельности: техника «тычка».
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к сказкам.
  • Совершенствование умения взаимодействовать в коллективе.
  • Воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.
  • Прививать бережное отношение к книге.
  • Воспитывать интерес к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций в книгах.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие: рассказ о творчестве художника- иллюстратора;

социально-коммуникативное развитие: игра «Поделись улыбкой»;

речевое развитие: речевые и словесные игры «Один – много», «Скажи одним словом», «Назови слова – действия», «Назови слова – признаки»;

художественно-эстетическое развитие: приобщение к искусству и ИЗО деятельности;

физическое развитие: физкультминутка, пальчиковая игра.

Предварительная работа: чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина); рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам; рассматривание и изучение техники рисования.

Материалы и оборудование: посылка, воробей, книга без иллюстраций, книга с иллюстрациями, волшебное перышко, книга Е.И. Чарушина – подарок.

Ход занятия:

Организационный момент:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребята, улыбнулось,

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучи солнышка возьмем

И к сердечку поднесем.

Мне очень приятно, видеть ваши лица и добрые глаза. Давайте, начнем наше занятие игру со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, а затем соседу справа, улыбнитесь мне, а я вам.

Сюрпризный момент: В группу приносят посылку «Для вашей группы почтальон передал посылку».

Воспитатель:

Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать).

Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в книге страницы пустые. А что в книге должно быть? (картинки, текст). Ой, а в посылке еще кто-то есть (достаёт игрушку воробья).

- Ты откуда такой взялся?

- Не знаешь, кто тебя нарисовал? Из какой книги ты выпал?

Воспитатель: да, книг очень много. Какую книгу выбрать для тебя?

-Ребята, давайте поможем воробью найти нужную книгу?

Я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга. А поможет нам в этом ВОЛШЕБНОЕ ПЕРО. Давайте закроем глаза и я произнесу волшебные слова:

(Звучит нежная музыка)

-В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3, Перышко волшебное, в страну книг нас перенеси. (дети садятся за столы).

Слайд (2) Библиотечный зал с книжными полками.

Воспитатель: Вот мы с вами очутились в библиотеке. Посмотрите, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах? (ответы детей)

Воспитатель: Верно. Портреты пишут портретисты, море — маринисты, пейзажи — пейзажисты. А как называют художников, которые рисуют для книг? (Художники — иллюстраторы)

Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники? (Рисуют, фантазируют)

Воспитатель: Хорошо. А как правильно называют картинки в книге? (Иллюстрации)

Воспитатель: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах? (Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают)

Воспитатель: А сейчас, я вас познакомлю с художником – иллюстратором и одновременно с автором детских книг. Он писал для детей рассказы и сам же рисовал к ним картинки – это замечательный писатель и художник – иллюстратор Евгений Иванович Чарушин. Он очень любит природу, а особенно животных, он их понимает и старается передать в рисунках их настроение, повадки, характерные особенности.

Слайд (3) портрет художника – иллюстратора Е.И. Чарушина.

Его рисунки имеют свои отличительные особенности. Все его звери как живые, смотришь на рисунки Евгения Ивановича Чарушина, и кажется, вот-вот котёнок прыгнет, собачка выскочит, воробей взлетит.

Слайд (4) иллюстрации «Котенок», «Волчишко».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вот притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, уши торчком. А волчонка попробуйте описать сами. (Волчонок – маленький, испуганный, хвост пождал, ушки прижал)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Один — много». (Котенок – много котят; бельчонок – много бельчат; щенок – много щенят; зайчонок – много зайчат и т.д.)

Воспитатель: В своих рисунках Евгений Иванович редко заполняет весь лист, он специально упрощает рисунок, чтобы всё внимание сосредоточить на главном герое и поэтому, описывает часть пейзажа. Еще у Евгения Ивановича очень своеобразна манера рисования. Может, вы сами догадаетесь, каким способом нарисована пушистая шёрстка у котёнка, щенка? (жесткой кистью)

- Он любил использовать жесткую кисть, как вы думаете, почему? (звери покрыты шерстью, а жесткая кисть лучше всего может передать её пушистость, взъерошенность). Чарушин использовал не яркие краски и карандаши. Потому – то все его животные, птицы получались реалистичными. (Речевая игра «Скажи одним словом». У белки пушистый хвост – белка пушистохвостая; у зайца длинные уши – заяц длинноухий; у рысенка короткий хвост – рысенок короткохвостый; у медведя большой лоб – медведь большелобый и т.д.)

Воспитатель: Обратите внимание, художник- иллюстратор многих животных изображает в движении. Это очень сложно. Нужно знать повадки животных.

Слайд (6)

Речевая игра «Кто что делает?» (собака: лает, резвится, играет, прыгает); (котенок: ловит, играет, охотится); (заяц: грызет, слушает, поглядывает, жует); (тигренок: сердится, рычит, скалится, боится).

Воспитатель: Вот и мы сейчас с вами отдохнем и превратимся ……а вот в кого, сейчас узнаем.

Физкультминутка:

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдём тихо как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.

Дети садятся на места.

Воспитатель: каким должен быть художник наблюдательным, чтобы изобразить животных и птиц, как настоящих. В своих рисунках Е.И. Чарушин не только правильно изображал животных, но и старался показать настроение их, характер, их состояние: радость, любопытство, испуг, повадки животного.

Воспитатель: Мы с вами рассмотрели иллюстрации животных и птиц. Познакомились с манерой рисования Е.И. Чарушина (она так и называется – Чарушинский стиль) методом тычка, в центре рисунка тот объект, который участвует в описании. Все животные и птицы изображены натуральными (без одежды, без украшений – как в природе).

Интересно, а вы ребята сможете узнать птиц и животных из рассказов Чарушина? Если вы правильно найдете иллюстрацию, то она отправится прямо в книгу, и мы вернем их вместо пустых страниц. Да и Воробушек наш ужу совсем загрустил. Так ему хочется домой, в свою книгу. А мы так и не нашли ему дом. Вот мы сейчас попробуем.

Слайд (7)

Дидактическая игра «Узнай меня». Ребята выбирают иллюстрации. Если правильно определили иллюстрацию Е.И. Чарушина, то она улетает в книгу, если иллюстрация другого иллюстратора – остается на месте. Воспитатель: Какие вы молодцы! Все иллюстрации, которые вы выбрали, были написаны Е.И. Чарушиным и отправились в книгу. Теперь, там не будет пустых страниц!!

А как же наш ВОРОБУШЕК? Что про него можно сказать? Кто его нарисовал? Почему вы так решили? (ответы детей). Значит мы нашли его место на страночке? Можем отправить его к друзьям!

Слайд (8)

Воспитатель: Вот сколько много иллюстраций для книг придумал и оформил художник для нас. Работа у него трудная. Над каждой книгой он работал подолгу.

Воспитатель. В чём заключается работа художника-иллюстратора? (Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами, тычком).

Воспитатель. Что становится результатом труда художника-иллюстратора? (Красивая книжка).

Воспитатель. В чём польза его работы? (Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее).

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и закончить нашу книгу о животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова: В ладоши мы хлопнем 1, 2, 3. В детский сад нас ПЕРЫШКО верни!

Воспитатель: Вот мы и на месте. Сейчас я помощи у перышка попрошу:

«Перышко, полети и детей в иллюстраторов преврати!»

Перед тем как рисовать, надо пальчики размять

Игра с кисточкой

Кисточку возьмем вот так,

Это трудно? Нет, пустяк.

Кисточка пошла тычком,

Застучала каблучком.

Мы рисуем раз, раз,

Все получится у нас.

Дети рисуют иллюстрацию животного (котёнка, медвежонка, волчонка) методом тычка (сухой кистью).

Воспитатель:

Какие чудесные получились у вас иллюстрации. Ребята, а у нас сюрприз! Это, наверное, Воробей, в знак благодарности прислал для нас книгу! Как вы думаете, кто ее автор? А иллюстрации чьи? Все верно! Спасибо! (Книга Е.И. Чарушина).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год