Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности
Интегрированные занятия
Автор: Нестерова Оксана Николаевна   
22.02.2020 17:02

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленностиИнтегрированное занятие педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми с ТНР подготовительной к школе группы комбинированной направленности

Педагог-психолог Ломакина Е.А. Учитель-логопед Нестерова О.Н. МКДОУ д/с «Колокольчик» г. Сосенский Калужской обл.

Данный материал рекомендован педагогам-психологам, учителям-логопедам и воспитателям детского сада для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР. Такое мероприятие может быть итоговым по лексической теме «Животные и птицы средней полосы», показательным для родителей и педагогов ДОУ по вопросам подготовки детей к школе. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать знания и возможности для достижения хороших результатов.

Тема: Спасение леса

Цель: Развитие речи, внимания, мышления, памяти и формирование предпосылок к обучению в школе на занятии по лексической теме «Животные нашего леса»

Задачи:

 

Скачать материалы к проекту

Коррекционно-образовательные:

  • Обогащать словарный запас по теме, развивать грамматический строй в процессе речевых и дидактических игр
  • Продолжать формировать фонематические процессы, слуховое внимание и восприятие Коррекционно-развивающие:
  • Развивать связную речь, умение ставить вопросы и отвечать на них
  • Развивать произвольность психических процессов, самостоятельность и инициативность при выполнении заданий
  • Развивать координацию речи с движением, умение снимать мышечный зажим
  • Развивать творческие способности, навыки коллективного взаимодействия, мелкую моторику на основе изготовления съедобных кормушек для птиц и макета «Красной книги»

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к живой природе, желание заботиться о животных и птицах
  • Воспитывать интерес к познавательной деятельности, формировать учебную мотивацию
  • Воспитывать уважение друг к другу, чувство отзывчивости и взаимопомощи

Материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, ноутбук, экран, маленькие подушки по количеству детей, стульчики, мольберт, мяч, 2 стола, сундук с замком, части ключа (пазлы), плакат «Найди животных», предметные картинки зимующих и перелётных птиц, буквы В,О, Л, К, материалы для изготовления «Красной книги» (картонные страницы, цветной картон для обложки с перфорацией, лента, кусочки липкой пленки, картинки с животными и текстом их описания), материалы для изготовления кормушки (корм для птиц, сухие кусочки белого хлеба на веревочках, мука, вода, тарелки, ложки, подставка для готовых съедобных кормушек).

План.

  1. Приветствие.
  2. Введение в тему.
  3. Постановка цели детьми.
  4. Путешествие в заколдованный лес.
  5. Упражнение-релаксация.
  6. Поиск сундука.
  7. Отгадывание загадок с дидактическими играми.
  8. Викторина «Кто где живёт?»
  9. Игра-самомассаж «Деревца»
  10. Речевая игра «Да-нет»
  11. Дидактическая игра «Птицы»
  12. Упражнение с речью «Любим много разных птиц»
  13. Сбор пазлов и открытие сундука
  14. Работа по центрам (изготовление «Красной книги» и «Съедобных кормушек»)
  15. Рефлексия
  16. Упражнение-релаксация
  17. Подведение итога

Ход.

Дети заходят в сенсорную комнату.

Психолог: Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Психолог: Ребята, а сейчас давайте поприветствуем друг друга.

(Дети сидят в кругу на ковре).

Здравствуй, Небо! (Руки поднимают вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руки над головой, описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, наша большая семья! (Дети берутся за руки и поднимают их вверх)

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг. (Поворачивают головы друг к другу вправо-влево)

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! (Улыбаются друг другу).

Психолог: Какие у вас добрые и ласковые улыбки, от которых мне тепло и радостно. Занимайте свои места на стульчиках. (Дети садятся) Ребята, сегодня утром, когда я пришла на работу, я решила проверить электронную почту. А там сообщение от ежика из лесной школы. Помните его? (На экране Еж обращается к детям.)

СЛАД 1.

Еж: Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилась беда. На наш лес напала старуха Лень и всех заколдовала: деревья стоят в паутине, корма нет, перелетные птицы не улетели в теплые края, зимующие голодают. Звери совсем обленились: запасы на зиму не заготовили, норы не утеплили, на зимнюю спячку не собираются. А зверята совсем забыли про лесную школу, учиться не хотят. Я уж и не знаю, как быть. Прошу, вас, помогите.

Психолог: Ой, что же делать? (Ответы детей.) А как нам это сделать? (Ответы детей.) Тогда давайте послушаем, что Ёжик скажет.

СЛАЙД 2.

Еж: Ребята, вам надо попасть в наш лес и найти сундук. Но, чтобы его открыть, вы должны справиться со всеми испытаниями и трудностями, которые приготовила старуха Лень. Она закрыла сундук на замок, а ключ расколола на шесть частей. Если вы выполните все задания, то соберете ключ и откроете сундук. А в сундуке вы найдете предметы, которые помогут спасти лес.

Психолог: Ну, что, беремся за дело? (Ответы детей) Что сделаем сначала? (Ответы детей) Хорошо. Отправляемся в лес.

Упражнение-релаксация.

Давайте сядем поудобнее, закроем глазки и представим, что мы с вами превратились в птиц. В самую красивую птицу — лебедь. Поднимите подбородок вверх, как шея у лебедей. Выпрямите спину, расправьте плечики. Подышим, как птицы. Вдох-выдох. (3 раза.) И полетели. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Чистое голубое небо вокруг, приятная прохлада... Тишина... Покой... Мы плавно летим, нам нравиться и совсем не страшно. Мы начинаем спускаться, ниже, еще ниже. И вот перед нами лес, и наши ноги коснулись земли. Мы прилетели.

Открывайте глазки, мы с вами в лесу.

СЛАЙД 3. (Лес весь в паутине).

Звучит голос старухи Лени: Ха-ха-ха! Зачем пришли в мой лес? Теперь я здесь хозяйка. И все жители леса мои, и мне подчиняются. Ха-ха-ха.

Психолог: Кто это? (Ответы детей) Верно, старуха Лень. Какой у нее неприятный голос. Но мы её не боимся, правда? Что сказал нам ежик, что мы должны найти? (Ответы детей) Давайте посмотрим по сторонам, где он может быть.

(Дети под кустом, в сугробе находят сундук.)

Психолог: Молодцы, ребята. Сундук мы нашли. А что теперь? (Ответы детей) Да, ключ нужно собрать и испытания пройти.

1 задание.

СЛАЙД 4.

Логопед: Ребята, хотите встретиться с лесными обитателями. А что мы у них спросим? (Ответы детей) Верно, мы спросим, почему они не ходят в лесную школу? Но, чтобы встретиться с обитателями леса, нужно отгадать загадки.

Ребенок 1:

Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто малину с веток рвет?

Кто душистый любит мед? (Медведь)

Логопед: Медведь приготовил вам вопрос. Почему животных, которые живут в лесу, называют дикими? (Ответы детей)

Ребенок 2:

Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, а в деревне кур крадет. (Лисица)

Логопед: Лисица сомневается, что вы сможете найти животных, спрятавшихся на картинке.

Дидактическая игра «Найди спрятавшихся животных»

Ребенок 3:

Прыгун-трусишка,

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежда в два цвета —

На зиму и на лето. (Заяц)

Логопед: Заяц хочет узнать, знаете ли вы детёнышей диких животных.

Дидактическая игра с мячом «У кого кто?»

Ребенок 4:

Серый, зубастый, по полям рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

Логопед: Волк интересуется, сможете ли вы его название из букв сложить?

Дидактическая игра «Живое слово» (Буквы В,О, Л, К)

Ребенок 5:

Кто с высоких толстых сосен В ребятишек шишку бросил?

А в кусты через пенек Промелькнул, как огонек? (Белка)

Логопед: Белка просит подобрать слова-признаки, сказать какая белка?

Дидактическая игра «Подбери признак»

(Сядет тот, кто скажет, какая белка: ловкая, шустрая, заботливая, припасливая, рыжая или серая, маленькая, пушистая, озорная, веселая)

Логопед: Молодцы, ребята. Все загадки отгадали. Животные поняли, что вы многое про них знаете и никогда в обиду не дадите. Держите часть ключа.

2 задание.

А вы помните, что хотели спросить у лесных обитателей? (Почему они в лесную школу не ходят?) СЛАЙД 5.

Голос с экрана: Потому, что мы, лесные жители, Старуху Лень боимся. Прячемся по своим домам и никуда не выходим.

Логопед: Ребята, Ёжик интересуется, знаете ли вы жилища диких животных?

СЛАЙД 6-13. Викторина «Кто где живет?»

Логопед: Молодцы, ребята. Вот держите часть ключа.

3 задание.

СЛАЙД 14. (Лес в паутине, темнота).

Психолог: Ребята, посмотрите все деревья стоят в паутине, веточки опустили. Как мы можем им помочь? (Ответы детей) Верно, надо их оживить. Для этого поиграем.

Игра «Деревца».

В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко потянулись. (Дети поднимаются на носочки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.)

Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. (Детираскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.)

Ветер принес снеговые тучи, и деревья почувствовали, как нежно падают первые снежинки. (Дети пальцами нежно касаются спины впереди стоящего товарища.)

Деревья стали согревать друг друга, защищать от снега своими ветвями. (Дети проводят ладошками по спине.)

Но вот тучи разошлись, выглянуло солнышко. Деревья обрадовались. Стряхнули с веток лишний снег. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни. (Дети тянут ручки вверх, улыбаются.)

СЛАЙД 15. (Лес яркий, красивый).

Психолог: Посмотрите, какие деревья стали красивые. Мы их оживили. И вы получаете часть ключа.

4 задание.

СЛАЙД 16. ( «Лесная школа» закрыта).

Психолог: Ребята, посмотрите, лесная школа. Она закрыта. Ученики про нее забыли. Чем мы можем помочь? (Ответы детей) Давайте напомним, для чего ходят в школу. Если я скажу правильно, то вы хлопните в ладоши. Если неправильно, топните ногой.

В школу ходят, чтобы играть. (Нет)

В школу ходят, чтобы читать. (Да)

В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте. (Нет)

В школу ходят, чтобы дружить. (Да)

В школу ходят, чтобы считать. (Да)

В школу ходят, чтобы веселиться. (Нет)

В школу ходят, чтобы писать. (Да)

В школу ходят, чтобы учиться. (Да)

В школу ходят, чтобы драться. (Нет)

В школу ходят, чтобы узнать что-то новое на уроке. (Да)

В школу ходят, чтобы похвастаться нарядами. (Нет)

В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя. (Да)

СЛАЙД 17. ( «Лесная школа» открыта, а звери идут учиться).

Психолог: Молодцы. Посмотрите, зверята снова вернулись в школу. А вы получаете еще одну часть ключа.

5 задание.

СЛАЙД 18.

Логопед: Вот и осень пролетела. Выпал первый снежок, а птицам беда: холодно и голодно пернатым. А вот и хозяйка ночного леса: днем она спит, а ночью на охоту летит. Кто это? (Сова) И просит она помочь птицам вспомнить, кто из них должен на юг лететь, а кто к зиме готовиться. Поможем?

СЛАЙД 19.

Д/и «Птицы зимующие и перелетные»

Логопед: Спасибо вам, ребята. И в птичьем мире порядок навели. Вот вам и награда (часть ключа). 6 задание.

Наклоны головы в стороны. Наклоны головы вверх-вниз. Повороты в стороны.

Руки вперед в «замок». Наклоны в стороны.

Небольшие приседания. Движения руками.

Любим много разных птичек... Воробьев, сорок, синичек.

Они от нас не улетели...

Хотя давно метут метели. Зимуют птицы в городе В стуже и на холоде.

Мы о них не забываем...

Утром крошки им бросаем.

Логопед. А давайте покажем и расскажем, как мы любим разных птиц:

Логопед: Молодцы, ребята. Я очень рада, что вы растете добрыми, заботливыми и отзывчивыми детьми. И хочу вам передать последнюю часть ключа.

Психолог: Вот мы и собрали все части волшебного ключика. Давайте посмотрим, подходит он для этого замка. (Дети соединяют картинку ключа и открывают сундук, достают предметы).

Психолог: Как вы думаете, что это за предметы? (Ответы детей).

Презентация видов деятельности в центрах активности.

СЛАЙД 20. (Изображение Красной книги и кормушек).

Логопед: (демонстрирует материалы для изготовления Красной книги). Как вы думаете, что мы с вами будем делать с этими предметами? (Ответы детей) Верно, мы займёмся созданием Красной книги. Вот обложка, а это будущие странички. Выбирайте животных и рассказы про них.

Посмотрите, как мы будем приклеивать картинки и приступайте к работе. А теперь нужно собрать книгу и сшить переплёт. Как это можно сделать? (Ответы детей)

Психолог: (демонстрирует материалы для изготовления кормушки). Посмотрите, ребята, что мы можем сделать из этих предметов? (Ответы детей) Верно, у нас получится съедобная кормушка. Посмотрите, как ее можно сделать и приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.

Логопед: Ребята, расскажите своим товарищам, что у вас получилось. (Один ребенок рассказывает, другой демонстрирует) А куда же мы денем такую замечательную и полезную Красную книгу. (Ответы детей) Верно, передадим в «Лесную школу», где она очень пригодится.

Психолог: И вы, ребята, покажите, что у вас получилось? (Ответы детей) Куда мы её денем? (Ответы детей) Верно, на прогулке повесим её на веточках деревьев. Ой, ребята, посмотрите. (Обращает внимание на экран)

СЛАЙД 21.

Звучит голос Ежика.

Еж: Ребята, спасибо вам. Вы помогли лесным обитателям, победили и прогнали старуху Лень. Звери и птицы очень благодарны вам за помощь. И они хотят узнать, какое испытание показалось вам сложным, а какое интересным? (Ответы детей)

Психолог: А нам пора возвращаться в детский сад.

Упражнение-релаксация.

Сели поудобнее, закрыли глазки. Начинаем превращаться в лебедей. Вытянули шейки, выпрямили спинки. Вздохнули-выдохнули (3 раза). И полетели. Мы свободно взмахиваем крыльями. Мы летим, нам радостно, мы помогли жителям леса и спасли его. Мы летим, летим... И вот под нами появился наш детский сад. Мы начинаем спускаться. Мы спускаемся все ниже и ниже. И вот мы в детском саду. Открывайте глазки.

Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) А какое полезное дело мы сегодня сделали? (Ответы детей) Вы сегодня большие молодцы, так как спасли лес. Давайте попрощаемся с гостями и пойдем в группу.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Данилова С.И. Психологическое сопровождение дошкольников: диагностика и сценарии занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2018.
  2. Паршенцева З.В., Султашина Л.В., Зданович Н.К. Проект «Птицы — наши друзья» // Детский сад будущего — галерея творческих проектов / 2019 / №5 (с. 19-23)
  3. Сушилкина Л.П., Сычева О.Л. Волшебный лес. Психолого-логопедическая игра для детей 4-7 лет с ОВЗ // Логопед / 2019/ №8 (с. 94-98)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фото 1. Приветствие

Фото 2. «Путешествие в заколдованный лес»

Фото 3. Центр активности «Мастерская кормушек для птиц»

Фото 4. Центр активности «:Книголюбы-самоделкины»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 36 (157) выйдет
20 сентября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год
Скачать Номер 31 (152) за 2020 год
Скачать Номер 30 (151) за 2020 год
Скачать Номер 29 (150) за 2020 год
Скачать Номер 28 (149) за 2020 год
Скачать Номер 27 (148) за 2020 год
Скачать Номер 26 (147) за 2020 год
Скачать Номер 25 (146) за 2020 год
Скачать Номер 24 (145) за 2020 год