Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игрушка в жизни ребёнка»
Игрушки своими руками
Автор: Гумберг Анастасия Сергеевна   
12.05.2021 17:17

«Игрушка в жизни ребёнка»«Игрушка в жизни ребёнка»

А.С. Гумберг, воспитатель МАДОУ №50, г. Томск

Сегодня игрушки помогают ребёнку окунуться в волшебный мир фантазии. Игрушки для ребенка — та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя, осваивать первые и очень важные социальные навыки.

То есть можно сказать, что функции игрушки – познавать, развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии – социализировать личность человека.

Мир ребенка – это мир конкретных вещей, в игре с которыми ребенок самовыражается, ищет способы приспособления к собственному и окружающему миру. В игре с игрушками он отрабатывает, отшлифовывает индивидуальные свойства своего характера.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек.

 

Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка — очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Развивающая игрушка появляется в жизни ребенка с первых его дней и остается с ним на протяжении всего его раннего и дошкольного возраста. Развивающие игрушки — это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Развивающие игрушки бывают различных видов, и в зависимости от этого они имеют свое назначение и функции – развитие различных физиологических и психических характеристик. Они могут воздействовать на восприятие, наглядно-образное и логическое мышление.

Как же правильно выбрать игрушку для ребёнка? Важное правило: игрушки должны соответствовать возрасту ребёнка! В разные возрастные периоды дети проходят разные стадии развития. Поэтому игрушки нужно выбирать интересные ребёнку в силу особенностей развития в конкретный момент. Правильно подобранная игрушка стимулирует развитие ребёнка, благодаря чему он получает новые знания, умения и навыки. Но развивающие игрушки призваны не только обучать ребёнка. Важным моментом при выборе развивающих игрушек, является тот факт, что это всё-таки игрушка, а не учебное пособие. Поэтому она должна быть интересной, а только потом уже полезной. Развивающие игрушки созданы специально для того, чтобы ребенок мог получать новую информацию, тренировать мышление и навыки в доступной для него игровой форме. Поэтому очень важно, чтобы игрушки соответствовали возрасту, интересам, особенностям, способностям и потребностям ребенка.

Главное правило – игрушка должна быть ребёнку в радость.

Чтобы ребёнок смог действовать с ней, необходимо вызвать интерес к игрушке и научить играть с ней.

Сложная и завершенная игрушка вырабатывает лишь стереотипные действия и способы мышления. Игрушки более простые и менее определенные развивают творческие способности ребенка.

Игрушка должна вызывать добрые, гуманные чувства.

А ещё обязательно нужно играть вместе с ребенком, ведь никакая игрушка не заменит фантазии, творчества родителей и желания играть с ребёнком.

Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть.

Необходимо соблюдать и такое правило: не следует выкладывать весь игровой материал перед ребенком одновременно, лучше чередовать игрушки, чтобы интерес к игре не пропадал.

Очень важно соблюдать в игре с дидактическими игрушками постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Но и безусловно, у детей должны быть не только развивающие игрушки, но и мягкие.

Мягкие игрушки – обязательно шьем вместе с детьми!

Почему детям нравятся мягкие игрушки? Психологи утверждают, что мягкие игрушки просто необходимы ребенку – каждый ребёнок старше трех лет должен быть обладателем нескольких «собственных» мягких игрушек, сшитых из разных материалов.

Самое главное назначение мягкой игрушки — дарить ребёнку нежность. Эта ее особенность используется психотерапевтами и педиатрами. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов. В мягкой игрушке воплощены какие-то глубинные потребности маленького человека.

Конечно, подобные игрушки можно купить. Но если попробовать сшить мягкие игрушки, то ребенок будет обладателем уникальных изделий – абсолютно безопасных и наполненных маминой любовью. Кроме того, сам процесс пошива можно превратить в увлекательные развивающие игры детей дошкольного возраста. Ведь это занятие очень полезно для детей! Ребенка чрезвычайно дисциплинирует поручение действовать по особой инструкции, а работа с мелкими деталями – отличная тренировка для мелкой моторики, внимания и усидчивости. Также, создание мягкой игрушки способно развить у ребёнка творческие способности и фантазию.

Помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что ребёнок долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка.

И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слёз и страданий детей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, машины и звери! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что очень хочется, ему совсем не нужны. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.

Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить какой-то сувенир! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения и вы увидите, своего ребёнка счастливым!

Список литературы

  1. Артамонова. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000. – 224 с.
  2. Работа ДОУ с семьёй. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -112 с.,
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год