Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
Игрушки своими руками
Автор: Кизюкевич Вера Анатольевна   
22.07.2018 21:51

Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольниковВзаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников

Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие с игрушками. Игрушка наряду с детской книгой — первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Игрушка учит ребенка жить и действовать, следовательно, запускает механизмы развития его личности, среди которых наиболее важными являются процессы первичной социализации и инкультурации.

Социализация-это процесс формирования личности в определенных социальных условиях. Это интеграция человека с обществом, приобретение им опыта, который необходим для социальных ролей. В процессе социализации у человека формируются социальные качества, знания и умения, соответствующие навыки, что даёт ему возможность стать полноправным участником социальных отношений. Понятие социализации включает воспитание, обучение и информацию (личный жизненный опыт объекта социализации). Стоит отметить, что социализация человека длится всю его жизнь.

 

Процесс инкультурации — это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения. Это длительное и постепенное освоение человеком способов и рекомендаций в повседневной жизни. Оба эти процесса протекают параллельно друг другу и взаимообусловлены.

Невозможно полноценно развиваться минуя эти процессы. От успеха социализации и инкультурации зависит, насколько личность, усвоив сформированные в данной культуре ценности, нормы и правила поведения, сумела реализовать себя. Индивид, усваивая определённую систему ценностей и норм, становится полноправной, зрелой личностью! Процессы первичной то есть детской социализации и инкультурации являются базовыми и важными для дальнейшего формирования личности.

В чем же особенность протекания этих процессов у детей дошкольного возраста? В науке принято считать, что в процессе первичной социализации именно семья имеет важнейшее значение. Успешная социализация детей возможна лишь в том случае, если агенты — близкие взрослые, будут соответствовать общественно приемлемым нормам.

В отличие от социализации понятие инкультурация имеет в виду обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре, в ее центре – интериоризация текстов или универсалий культуры и ценностей. Этот процесс более сложный, чем социализация: с одной стороны, культура определяет главные черты личности человека, с другой – человек сам воздействует на свою культуруВ свою очередь, разнообразные культурные практики, которые составляют современную культуру детства, предоставляют ребенку возможность быть как их объектом, так и субъектом. Инкультурация и социализация представляют собой сложные диалектические процессы взаимодействия ребенка и среды. Часто современный ребенок стремится к самостоятельному решению встающих перед ним задач, решение которых зачастую находит в игровой деятельности, в общении со сверстниками, с игрушками в процессе игровой коммуникации.

Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций. Игра и игрушка — обязательные спутники детства, которые по сути являются первыми универсалиями культуры. Игровой предмет по праву может претендовать на один из факторов или агентов социализации и инкультурации человека. Особый вес игрушке придает то обстоятельство, что она оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, в значительной степени детерминирует его ментальные и поведенческие реакции, играет определяющую роль при освоении социальной, природной и культурной среды и адаптации к ней в раннем детстве. Игрушка выступает в роли инструмента «социального конструирования».

Взаимодействие с игрушкой влияет на становление, развитие и осознание дошкольником своего «Я». С помощью нее решаются задачи формирования гендерной, социальной принадлежности, желательных стандартов поведения. Игрушка выступает в роли своеобразного проводника (агента) культурной трансмиссии. Играя, ребенок незаметно для себя, на уровне бессознательного, постигает категории причинности, устанавливая очертания персонального осмысления собственной картины мира и своего поведения. Обретая личный опыт освоения окружающей действительности посредством игрушки, ребенок пытается упорядочить его в соответствии с предшествующим социальным опытом поколений, закрепленным культурой. Ребенок интерпретирует его, интериоризируя в алгоритм собственной инкультурации, обретая при этом свою идентичность.

Таким образом, взаимодействие с игрушкой в свободной и игровой деятельности является одним из факторов успешного и эффективного прохождения процессов социализации и инкультурации детей, ведь потенциал развития ребенка велик так же, как и развивающий потенциал игровой деятельности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год