Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Использование самодельного пособия – игрушки «Говорушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР»
Игрушки своими руками
Автор: Ковригина Светлана Николаевна   
26.04.2016 23:24

«Использование самодельного пособия – игрушки «Говорушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР»«Использование самодельного пособия – игрушки «Говорушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР»

(из опыта работы)

Воспитатель высшей квалификационной категории: Ковригина Светлана Николаевна Ступино, 2016г.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Наши воспитанники – дети, имеющие тяжелые нарушения речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

 

Скачать конспект

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов, на развитие эмоционально-волевой сферы.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и успешной дальнейшей социализации детей. Поэтому наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы.

Позвольте познакомить Вас с опытом педагогов МАДОУ ЦРР-д/с №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района по использованию самодельных пособий в коррекционно-развивающей работе. Одно из таких самодельных посбий, которое уже на протяжении нескольких лет я использую в своей работе с дошкольниками, называется игрушка «Говорушка». Это пособие позволяет не только подготовить детей к обучению грамоте, но и позволяет решить целый комплекс коррекционно-образовательных и общеобразовательных задач при подготовке детей к дальнейшему школьному обучению.

Если говорить о задачах подготовки к обучению грамоте, то использование данного пособия позволяет обучать детей звуко-буквенному анализу и синтезу слова, слоговому анализу, знакомит с предложением и его составом. Решаются задачи, связанные с развитием всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи (развитие фонематического восприятия, правильное артикулирование и произношение звуков, развитие выразительности речи, дикции); обогащением, уточнением и активизацией лексического запаса; усвоением грамматических норм родного языка; развитием связной речи.

Кроме речевых задач, решаются задачи, связанные с развитием высших психических функций (внимания, памяти, мышления). У детей развиваются мыслительные процессы (классификация, сравнение, обобщение). Дошкольники учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивается общая и мелкая моторика.

Актуальность пособия заключается в том, что оно позволяет осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя, отвечает принципам развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения. Использование данного пособия позволяет постепенно усложнять учебный материал, опираясь на индивидуальный речевой опыт ребенка, который он приобретает. Можно использовать различные формы работы с пособием: групповую, подгрупповую, индивидуальную, работа в парах.

Для детей это пособие является в первую очередь игрушкой, и, используя его на занятии, воспитатель нетолько удовлетворяет естественую потребность ребенка в игре, но и создает зону психологического комфорта, создает игровую мотивацию к учебной деятельности, которая сохраняется на протяжении всего занятия. Можно предложить малышу украсить хохолок и хвост птички, нарядить ее в бантики (девочкам), галстучки (мальчикам), завязать ей красивые ленточки, помочь Говорушке исправить ошибки, выполнить задания, разгадать загадки, поиграть с ней и т.д. Различные методы и приемы, учебные ситуации позволяют использовать данное пособие по-разному в зависимости от того, какие коррекционные, развивающие и образовательные задачи ставятся и решаются педагогом и детьми, а так же от того, какими индивидуальными особенностями обладает каждый конкретный ребенок.

Игрушка сделана в виде птички. У нее есть хохолок, веерообразный хвост и полянка, по которой Говорушка любит гулять, и на которую можно выкладывать дидактический материал (картинки, буквы, разноцветные звуки, схемы слов, нитки, ленточки), который используется в процессе занятия.

Давайте попробуем вместе с вами выполнить ряд заданий с пособием, для того, чтобы вы увидели, как данное пособие используется в работе воспитателя.

Тема нашего занятия: «Подготовка к обучению грамоте».

П/с: закреплять лексико-грамматические категории по теме: «Ягоды», автоматизация звуков «ль, л» в речи, обучать составлению описательных рассказов по плану-схеме, развивать слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез.

Сегодня наша птичка станет девочкой, поэтому я повяжу ей красивый бант. Говорушка приготовила для Вас загадку (загадка о малине).

Совершенно верно, это малина, и я хочу подарить нашей птички картинку с этой ягодой. (Детям можно предложить несколько картинок с изображением различных ягод и пусть они выберут ту, которая является отгадкой). Послушайте внимательно: какой звук в слове я выделю голосом в середине слова (звук «ль»). Сегодня мы с вами поиграем со словом «малина» и со звуком «ль».

Предлагаю Вам следующие задания:

  • «Научим Говорушку произносить звук» (артикаляция звука «ль»)
  • «Расскажи о звуке» (характеристика звука «ль»)
  • «Расскажи о звуке» (характеристика звука «л»)»
  • «Выложи букву «Л» (из различных материалов: нитки, ленточки, счетные палочки, пуговицы и т.п.)
  • «Найди правильную букву» (правильную букву обведи, неправильную зачеркни, напиши по клеточкам букву)
  • «Почини букву» (из элементов)
  • «Назови слова, в названии которых встречаются звуки» ( «ль, л») (картинки с мягким звуком положи слева от Говорушки, с твердым – справа и т.п.)
  • «Раздели слово «малина» на слоги» (определение места слога в слове, анализ слогового состава, определение ударного слога)
  • «Составь звуковую схему слова «малина» (определение и состав звуков в слове, качественная характеристика звуков, порядок их следования, ударность)
  • «Составь из букв слово «малина» (добавление лишних букв)
  • «Что готовят из малины?», «Какой, какая, какое?», «Помоги Говорушке сказать правильно» (образование относительных прилагательных)
  • «Расскажи Говорушке, какая бывает малина» (составление словосочетаний)
  • «Составь предложение» (характеристика отдельных слов в предложении: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, маленькое слово-предлог; работа с составом предложения; составление предложений из отдельных слов, по схеме; подбор схемы к предложению, работа с деформированным предложением)
  • «Расскажи Говорушке о малине» (составление описательного рассказа, перессказывание литературного отрывка, разучивание стихотворения, чистоговорки, скороговорки со словом или звуками «ль, л»)

Выполнение заданий сопровождается оформлением игрушки Говорушки дидактическим материалом.

В конце занятия Говорушка может похвалить детей, подарить им наклейку, фишку, небольшую картинку, звездочку, таким образом, я мотивирую детей к следующим занятиям, формирую у них интерес к дальнейшей учебной деятельности.

В заключении хочу обратить Ваше внимание на то, что в данном пособии интегрируются все образовательные области. Это не только речевое развитие детей, но и социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно-эстетическое развитие. И такая игрушка-пособие представляет интерес для многих специалистов, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 21 (142) выйдет
7 июня 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год
Скачать Номер 12 (133) за 2020 год
Скачать Номер 11 (132) за 2020 год
Скачать Номер 10 (131) за 2020 год
Скачать Номер 9(130) за 2020 год
Скачать Номер 8(129) за 2020 год