Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Использование самодельного пособия – игрушки «Говорушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР»
Игрушки своими руками
Автор: Ковригина Светлана Николаевна   
26.04.2016 23:24

«Использование самодельного пособия – игрушки «Говорушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР»«Использование самодельного пособия – игрушки «Говорушки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ТНР»

(из опыта работы)

Воспитатель высшей квалификационной категории: Ковригина Светлана Николаевна Ступино, 2016г.

В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Самую многочисленную группу — до 60 % от всех детей дошкольного возраста — сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Наши воспитанники – дети, имеющие тяжелые нарушения речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

 

Скачать конспект

Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.

Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Особенности речевого развития детей с ТНР оказывают влияние формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов, на развитие эмоционально-волевой сферы.

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и успешной дальнейшей социализации детей. Поэтому наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы.

Позвольте познакомить Вас с опытом педагогов МАДОУ ЦРР-д/с №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района по использованию самодельных пособий в коррекционно-развивающей работе. Одно из таких самодельных посбий, которое уже на протяжении нескольких лет я использую в своей работе с дошкольниками, называется игрушка «Говорушка». Это пособие позволяет не только подготовить детей к обучению грамоте, но и позволяет решить целый комплекс коррекционно-образовательных и общеобразовательных задач при подготовке детей к дальнейшему школьному обучению.

Если говорить о задачах подготовки к обучению грамоте, то использование данного пособия позволяет обучать детей звуко-буквенному анализу и синтезу слова, слоговому анализу, знакомит с предложением и его составом. Решаются задачи, связанные с развитием всех компонентов устной речи: звуковой культуры речи (развитие фонематического восприятия, правильное артикулирование и произношение звуков, развитие выразительности речи, дикции); обогащением, уточнением и активизацией лексического запаса; усвоением грамматических норм родного языка; развитием связной речи.

Кроме речевых задач, решаются задачи, связанные с развитием высших психических функций (внимания, памяти, мышления). У детей развиваются мыслительные процессы (классификация, сравнение, обобщение). Дошкольники учатся ориентироваться в пространстве и на плоскости, развивается общая и мелкая моторика.

Актуальность пособия заключается в том, что оно позволяет осуществлять взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя, отвечает принципам развивающего, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения. Использование данного пособия позволяет постепенно усложнять учебный материал, опираясь на индивидуальный речевой опыт ребенка, который он приобретает. Можно использовать различные формы работы с пособием: групповую, подгрупповую, индивидуальную, работа в парах.

Для детей это пособие является в первую очередь игрушкой, и, используя его на занятии, воспитатель нетолько удовлетворяет естественую потребность ребенка в игре, но и создает зону психологического комфорта, создает игровую мотивацию к учебной деятельности, которая сохраняется на протяжении всего занятия. Можно предложить малышу украсить хохолок и хвост птички, нарядить ее в бантики (девочкам), галстучки (мальчикам), завязать ей красивые ленточки, помочь Говорушке исправить ошибки, выполнить задания, разгадать загадки, поиграть с ней и т.д. Различные методы и приемы, учебные ситуации позволяют использовать данное пособие по-разному в зависимости от того, какие коррекционные, развивающие и образовательные задачи ставятся и решаются педагогом и детьми, а так же от того, какими индивидуальными особенностями обладает каждый конкретный ребенок.

Игрушка сделана в виде птички. У нее есть хохолок, веерообразный хвост и полянка, по которой Говорушка любит гулять, и на которую можно выкладывать дидактический материал (картинки, буквы, разноцветные звуки, схемы слов, нитки, ленточки), который используется в процессе занятия.

Давайте попробуем вместе с вами выполнить ряд заданий с пособием, для того, чтобы вы увидели, как данное пособие используется в работе воспитателя.

Тема нашего занятия: «Подготовка к обучению грамоте».

П/с: закреплять лексико-грамматические категории по теме: «Ягоды», автоматизация звуков «ль, л» в речи, обучать составлению описательных рассказов по плану-схеме, развивать слоговой, звуко-буквенный анализ и синтез.

Сегодня наша птичка станет девочкой, поэтому я повяжу ей красивый бант. Говорушка приготовила для Вас загадку (загадка о малине).

Совершенно верно, это малина, и я хочу подарить нашей птички картинку с этой ягодой. (Детям можно предложить несколько картинок с изображением различных ягод и пусть они выберут ту, которая является отгадкой). Послушайте внимательно: какой звук в слове я выделю голосом в середине слова (звук «ль»). Сегодня мы с вами поиграем со словом «малина» и со звуком «ль».

Предлагаю Вам следующие задания:

  • «Научим Говорушку произносить звук» (артикаляция звука «ль»)
  • «Расскажи о звуке» (характеристика звука «ль»)
  • «Расскажи о звуке» (характеристика звука «л»)»
  • «Выложи букву «Л» (из различных материалов: нитки, ленточки, счетные палочки, пуговицы и т.п.)
  • «Найди правильную букву» (правильную букву обведи, неправильную зачеркни, напиши по клеточкам букву)
  • «Почини букву» (из элементов)
  • «Назови слова, в названии которых встречаются звуки» ( «ль, л») (картинки с мягким звуком положи слева от Говорушки, с твердым – справа и т.п.)
  • «Раздели слово «малина» на слоги» (определение места слога в слове, анализ слогового состава, определение ударного слога)
  • «Составь звуковую схему слова «малина» (определение и состав звуков в слове, качественная характеристика звуков, порядок их следования, ударность)
  • «Составь из букв слово «малина» (добавление лишних букв)
  • «Что готовят из малины?», «Какой, какая, какое?», «Помоги Говорушке сказать правильно» (образование относительных прилагательных)
  • «Расскажи Говорушке, какая бывает малина» (составление словосочетаний)
  • «Составь предложение» (характеристика отдельных слов в предложении: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, маленькое слово-предлог; работа с составом предложения; составление предложений из отдельных слов, по схеме; подбор схемы к предложению, работа с деформированным предложением)
  • «Расскажи Говорушке о малине» (составление описательного рассказа, перессказывание литературного отрывка, разучивание стихотворения, чистоговорки, скороговорки со словом или звуками «ль, л»)

Выполнение заданий сопровождается оформлением игрушки Говорушки дидактическим материалом.

В конце занятия Говорушка может похвалить детей, подарить им наклейку, фишку, небольшую картинку, звездочку, таким образом, я мотивирую детей к следующим занятиям, формирую у них интерес к дальнейшей учебной деятельности.

В заключении хочу обратить Ваше внимание на то, что в данном пособии интегрируются все образовательные области. Это не только речевое развитие детей, но и социально-коммуникативное, познавательное, физическое и художественно-эстетическое развитие. И такая игрушка-пособие представляет интерес для многих специалистов, работающих с детьми, имеющих ограниченные возможности здоровья.

 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (95) за 2017 год
Скачать Номер 9 (94) за 2017 год
Скачать Номер 8 (93) за 2017 год
Скачать Номер 7 (92) за 2017 год
Скачать Номер 6 (91) за 2017 год
Скачать Номер 5 (90) за 2017 год
Скачать Номер 4 (89) за 2017 год
Скачать Номер 3 (88) за 2017 год
Скачать Номер 2 (87) за 2017 год
Скачать Номер 1 (86) за 2017 год
Скачать Номер 9(21) за 2011 год
Скачать Номер 10(22) за 2011 год
Скачать Номер 11(23) за 2011 год
Скачать Номер 12(24) за 2011 год