Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Роль игрушки в жизни современных дошкольников
Игрушки своими руками
Автор: Шишова Людмила Николаевна   
26.12.2015 14:40

Роль игрушки в жизни современных дошкольниковРоль игрушки в жизни современных дошкольников

Игрушка для ребенка — это проект будущего развития, фундамент раскрытия творческих способностей, проигрывания увиденного, становления личностных качеств. Именно в дошкольном возрасте, по мнению многих отечественных психологов, закладывается основа развития личности, жизненные приоритеты, человеческие качества. Игрушки служат мощным орудием в формировании духовных ценностей.

В современном мире высоких технологий человечество стремится к модернизации и усовершенствованию быта, окружающего пространства. Стремительный поток новых возможностей поглощает с головой человечества, меняя их отношения к жизни, людям, вещам. Общение друг с другом в основном происходит через интернет, телефон.

 

Игры современных дошкольников однообразны, агрессивны и бедны по сюжету, их игровая деятельность пронизана агрессией, жестокостью, злобой, сквернословием. Они больше в самостоятельных играх не спешат на помощь утопающему, не лечат раненого, не стремятся покорять новые вершины, открывать новые места, защищать Родину. У детей стирается грань между добром и злом. Им уже не понятно, какой герой злой, а какой хороший. А девочки, будущие мамы, стремятся походить фигурой на Барби, истощая себя диетами, и само материнство вызывает у них отвращение. Для детей актуальны такие игры как: зомби, трансформеры, куклы «Монстр-хай».

По проведенному опросу детей «Твоя любимая игрушка», в старшей группе, на первом месте куклы: «Монстр хай» (у девочек-70%); человек-паук (у мальчиков-60%); на втором месте — планшеты, коты-роботы, на третьем — компьютерные игры, монстры, как у девочек, так и у мальчиков.

Известно, что игрушка, сделанная своими руками, ближе и дороже. Это заложено в нас предками, и мы в своей работе решили опираться на этот главный механизм. Мы решили показать детям всю красоту игрушек наших предков, пригласить в прошлое игрушек.

В связи с выявленной проблемой нами была запланирована работа по повышению интереса к игрушкам сделанными своими руками. Нами было составлено примерное тематическое планирование на весь учебный год (сентябрь-май). А также запланирована работа в три этапа.

Первый этап-информационный. Цель информационного этапа: создание условий для расширения представлений об игрушках наших предков. На этом этапе нами была проделана следующая работа: изучена и прочитана литература, книги, журналы, энциклопедии, мы посмотрели видеофильм «Игрушки наших предков», совершили экскурсию в музей, общались с людьми, которые коллекционируют такие игрушки. Дети с большим вниманием смотрели, слушали, изучали игрушки. Многие задавали вопросы, самостоятельно искали на них ответы вместе с родителями.

Результатом первого этапа было: презентация детей на тему «Какие игрушки были у наших бабушек!». Получились презентации очень насыщенными, интересными. Дети с удовольствием делились полученными знаниями, опытом.

Второй этап нашей работы-практический. Цель данного этапа: создание условий для развития творческого потенциала через использование нетрадиционных техник в художественно-творческой деятельности. На данном этапе мы рисовали игрушки, совмещая несколько нетрадиционных техник. Работы получались креативными и яркими. Раз в неделю мы устраивали выставку творческих работ, поделок.

В непосредственно образовательной деятельности мы изготавливали игрушки своими руками, обыгрывали их, договариваясь о сюжете, атрибутах, событиях, интегрируя несколько образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Третий этап-завершающий. Цель завершающего этапа: создание условий для развития речевой активности через игровые ситуации. На последнем этапе нашей работы мы с помощью сделанных игрушек ставили спектакли для малыша и родителей. Такие как: «Приключение снежинки», «Солнечный лучик», «Загадочный кот». Такие спектакли пользовались большим успехом, а дети-актеры получили большую радость и опыт.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту необходимо установить партнерские отношения с родителями и ДОУ. Исходя из этого, мы в своей работе активно привлекали родителей, которые были участниками педагогического процесса.

Один раз в месяц мы проводили мастер-классы совместно с родителями и детьми. В соответствии с ФГОС мы предлагали разные способы изготовления игрушки, разнообразный материал. На таких мастер-классах родители учились слышать своего ребенка, работать в мини-группах, принимать во внимание не только желания ребенка, но и учитывать потребности других партнеров. Результат такой плодотворной работы получался интересным и оригинальным: дети вместе с родителями с удовольствием сочиняли разнообразные сказки, истории, где главными героями были игрушки, сделанные своими руками. Ярмарки в соответствии с лексической темой, служили продолжением такой работы: «Новогодние игрушки», «Снежное королевство», «Любимые сказочные герои». Родители совместно с детьми продумывали ход ярмарки, придумывали разные прибаутки, рекламируя свой товар.

Так же с помощью родителей в нашей группе мы организовали мини-музей «Игрушки наших бабушек». В этом мини-музее есть следующие игрушки: деревянная свистулька, деревянная повозка-каталка, дымковская игрушка, птица Сварога, колыбель-зыбка, тряпичные куклы, свадебная кукла с детьми, куклы-кувадки, кукла-пеленашка, соломенные куклы, фарфоровые игрушки, мартинички, неваляшки, матрешки, петрушка и многие другие. Дети с удовольствием приносили разные игрушки своих бабушек, рассказывали о ее истории, делились своими впечатлениями и даже сочиняли стихи, поэмы вместе с родителями. Наш мини-музей пользуется большой популярностью, приходят в гости дети из других групп.

Большое внимание в своей работе мы уделяем организации разнообразных форм работы с родителями: круглый стол, «Вечера-посиделки», выставки совместного творчества, любительский клуб игрушек, дни театра, ярмарки, мастер-классы. Такой подход в работе с родителями позволил повысить заинтересованность игрушками наших предков, сблизить родителей и детей, повысить качество воспитания.

Дети с удовольствием стали играть игрушками в самостоятельной деятельности, не только сделанными своими руками. В группу дети приносят теперь совсем другие игрушки: пупсы, стойкие оловянные солдатики, младенцев-пеленашек, матрешки, петрушки. Игры их стали разнообразными, сюжеты богаты персонажами, событиями. Девочки с любовью укачивают младенцев-пеленашек, мальчики играют в отважных капитанов, выручая из беды малышей, товарищей, защищают Родину. Такие игрушки позволили сплотить детский коллектив, научили сопереживать, ценить добро, любовь, беречь и уважать память предков, а самое главное- повысили уровень духовно-нравственной культуры.

К сожалению, мы не можем изменить современный высокотехнологичный мир, трудно заставить производителей убрать из продажи жутких монстров. Но в наших силах преобразовать тот мир, в котором живут и творят наши дети, обратить внимание детей на те игрушки, которые несут в себе доброту, радость, позитив. Играть вместе с детьми, совместно творить, акцентировать внимание на позитивных сторонах жизни, больше общаться, быть примером ценностей семейной жизни, материнства, ответственности. Ведь самое дорогое в нашей жизни-дети! И каждое мгновение, проведенное с ребенком, оставляет солнечный свет в наших душах, и ни одна игрушка этого не заменит.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексанянц, А. Мой друг — кукла / А. Алексанянц // Дошкольное образование — Первое сентября. — 2013. — № 12. — С. 50
  2. Гришина, О. Чудесные самоделки: [поделки] // Мой ребёнок. – 2012. — № 12. — С. 140-144: цв. ил. — (Готовимся к Новому году).
  3. Капшук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся, играя / О. Н. Капшук. — Изд. 2-е. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 221 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 25 (146) выйдет
5 июля 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 24 (145) за 2020 год
Скачать Номер 23 (144) за 2020 год
Скачать Номер 22 (143) за 2020 год
Скачать Номер 21 (142) за 2020 год
Скачать Номер 20 (141) за 2020 год
Скачать Номер 19 (140) за 2020 год
Скачать Номер 18 (139) за 2020 год
Скачать Номер 17 (138) за 2020 год
Скачать Номер 16 (137) за 2020 год
Скачать Номер 15 (136) за 2020 год
Скачать Номер 14 (135) за 2020 год
Скачать Номер 13 (134) за 2020 год