Консультация для педагогов «Народные игрушки как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» |
Фольклор | |||
Автор: Кнаус Наталья Александровна | |||
06.12.2024 13:40 | |||
Консультация для педагогов «Народные игрушки как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Личность человека необходимо формировать с раннего возраста. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. Уже с раннего возраста закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
В культуре каждого народа есть игрушки, которые сопровождают малыша на протяжении всего детства — это народные игрушки. Каждая народная игрушка уникальна, она несет в себе элемент культуры, который формирует у ребенка национальный характер. Именно в дошкольном детстве народная игрушка позволяет развивать и воспитывать нравственно-патриотические чувства у малышей, учит усваивать образцы поведения присущие своему народу. В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура – музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки, — все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. А так хотелось бы, чтобы они, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Народная игрушка в наши дни тремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно она всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, необходимо обратиться к истокам русской народной культуры По материалу, из которого сделана народная игрушка, различают:
Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, то фигурки представлены в основном в виде обитателей леса. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи – «моховики», изображавшие дровосеков или старушек с вязанками хвороста на спине.
Глиняные промыслы зарождались в разных точках страны, где обнаруживали местонахождения глины в разных её видах. Большинство мастеров глиняной игрушки изготавливали свистульки. Считалось, что свист отпугивает злых духов. Так взрослые защищали своих детей от нечистой силы.
Из лозы на Руси плели кузовки для выездных санок (тут требовалась более прочная черёмуха), чемоданы, дорожные сундуки.
Береста — это уникальный природный материал, из которого наши предки изготавливали все необходимое для жизни. Без бересты невозможно было представить славянский быт в прошлые века, когда никто не слышал о научно-техническом прогрессе. Если есть береста, значит, будет одежда, обувь, аксессуары, мебель, кухонная утварь, игрушки и крыша над головой. Хорошо жилось людям вблизи березовых рощ, поскольку они были обеспечены всем необходимым для жизни. На бересте спали, в бересту одевались и обувались, в ней хранили продукты, ею отделывали дома и изготавливали лодки.
Русская тряпичная кукла – это образ и символ времени, культурное наследие страны и народа, отражение духовного развития поколений. С давних времён она является традиционной русской игрушкой, символом продолжения рода, залогом благополучия и счастья, выполняющая функции оберега. Национальная кукла в полном объёме отражала суть жизни человека. Она присутствовала практически во всех действиях, связанных не только с праздниками, но и с буднями. Было поверье, что живущая в доме кукла способна забрать от человека болезни и отвести от беды, поэтому отношение к символу было особое – почтительно-уважительное. До момента изготовления кукол из текстиля древнюю куклу–хранительницу домашнего очага делали из золы. Смешивая остаточный материал горения с водой, и скатывая из полученной массы шарики, люди оборачивали их тряпицей и получали зольную куклу. Символом семьи была кукла под названием "Неразлучники". Она состояла сразу из двух куколок противоположного пола. У них была одна общая рука – символ единства. Кукла-Крупеничка. Следуя старинным славянским традициям, эта кукла наполнялась зерном пшеницы или гречихи. "Крупеничка" всегда щеголяла в праздничных нарядах и проживала на самом видном месте в доме — в Красном углу. При посеве зерновых культур, первые пригоршни зерна всегда брались из мешочка, сшитого в качестве основы для этой куклы. Люди очень надеялись, что следующий урожай обязательно будет обильным и сытным. Гости, входящие в избу, посмотрев на "Крупеничку" всегда могли точно определить, насколько сытно и богато живет семья. Если вдруг "Крупеничка" к зиме начинала худеть, то это говорило людям, что в дом прокралась беда. Самое простое из платочка или тряпочки что можно сделать узелковую куколку. А мы сейчас с вами вспомним, как в детстве делали ваши мамы, бабушки, а может и вы в детстве делали «Лялечку в люлечке» из платочка. Играйте с детьми народными игрушками и воспитывайте у детей патриотические чувства, пусть наши дети знают и помнят историю и культуру русского народа.
|