Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
Фольклор
Автор: Копылова Л.А. Чурилова Е. В.   
18.05.2018 16:39

Проект «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»Проект «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»

(познавательно-творческий)

Авторы проекта

  • Копылова Л.А. воспитатель по ИЗО
  • Чурилова Е. В. учитель — логопед

Возраст детей: 5 – 7 лет

Срок реализации: 1 года

Паспорт проекта

Наименование проекта «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»

 

Скачать конспект

Составитель проекта Копылова Л.А. воспитатель по ИЗО, Чурилова Е. В.учитель — логопед МБДОУ «ДС «Журавушка»

Вид проекта Познавательно — творческий

Цель проекта Приобщение к истокам русской национальной культуры — закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи проекта

  • Создать условия для знакомства детей с русским бытом.
  • Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  • Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
  • Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно — прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
  • Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы».
  • Способствовать гармонизации детско — родительских отношений.

Срок и этапы реализации проекта май 2017 – май 2018года

I этап – подготовительный: май 2017.

  1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
  2. Разработка содержания проекта.
  3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
  4. Социологический опрос родителей.

II этап – основной: сентябрь 2017 – май 2018г.

  1. Знакомство детей с историей возникновения народных промыслов;
  2. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством;
  3. Развитие связанной речи ребенка: обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий;
  4. Закрепление умений выразительно читать стихи, исполнять песни, понимать образный смысл загадок;
  5. Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

III этап – завершающий: май 2018г.

  1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами.
  2. Презентация проекта на различных уровнях.

Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатель Копылова Лиана Анатольевна, учитель – логопед Чурилова Елена Владимировна, педагоги, воспитанники, родители МБДОУ «ДС «Журавушка»

Ожидаемые результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:

  1. Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
  2. Умеющий, гармонично взаимодействовать с другими людьми.
  3. Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
  4. Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
  5. Знает русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  6. Узнает произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
  7. Умеет играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  8. Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
  9. Использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  10. Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.

Целевые группы проекта Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.

Пояснительная записка

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русский быт, русские народные праздники, в которых дети черпают русские нравы, обычаи или устный народный фольклор: сказки, считалки, стихи, потешки, прибаутки, а также народные игры, в которые дети очень любят играть.

Исходя из вышеизложенного для данной программы были выбраны следующие приоритеты:

  1. Знакомство с русским бытом, предметами обихода: предметы пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они- часть великого народа.
  2. Широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре, каким то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах, поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения с характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  4. Очень важно познакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь детей национальным изобразительным искусством.

Актуальность

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать программу, основанную на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

Цель: Приобщение к истокам русской национальной культуры- закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  1. Создать условия для знакомства детей с русским бытом.
  2. Способствовать ознакомлению детей со всеми видами фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми и игрушками.
  4. Способствовать знакомству и практическому освоению различных видов народно- прикладного искусства (Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Семеновская матрешка, Хохлома, Гжель, вышивка).
  5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через участие в праздниках, выставках, оформление интерьера «Русской избы».
  7. Способствовать гармонизации детско — родительских отношений.

Технология построена на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения

В результате выполнения проекта будет достигнуто, что ребенок:

  • Активный, самостоятельный с творческим потенциалом.
  • Умеющий, гармонично взаимодействовать с другими людьми.
  • Знающий русский быт, историю русского народного костюма, игрушки.
  • Использующий в активной речи потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки.
  • Знает русские народные сказки и сказочных героев, умеющий узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Узнает произведения народно прикладного искусства, имеющий практические навыки их создания.
  • Умеет играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
  • Осмысленно и активно участвующий в русских народных праздниках (знает название праздника, поёт песни, исполняет частушки, читает стихи).
  • Использует атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  • Бережно относится к предметам быта, произведениям народного творчества.

Формы занятий:

  • беседы
  • теоретические занятия
  • практические занятия
  • коллективная работа
  • индивидуальная работа
  • праздники.

Взаимодействие с родителями

  1. Привлечь к созданию мини-музея «Народные промыслы», к обогащению материалами развивающей среды мини-музея предметами народно-прикладного искусства;
  2. Рекомендации посетить с детьми музей Изобразительного искусства города Новый Уренгой и сделать презентацию или фото отчет о посещении выставки;
  3. Привлечь родителей к поискам и распечаткам материала в альбомы-папки по русским народным промыслам;
  4. Изготовление поделок;
  5. Творческий конкурс;
  6. Создание мини-книжки по теме «Матрешка»;
  7. Оказание помощи в разучивании стихотворений.

Сроки реализации: программа полностью реализуется за 1 года.

Программа рассчитана на одно занятие в месяц по 30 минут

Программа предполагает работу с детьми разного уровня умений и навыков. Все участники в течение года должны быть задействованы в конкурсах, праздниках, выставках.

Список литературы:

  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2004.
  • Попова Т.А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской народной культуре. Для занятий с детьми 4 — 5 лет. М.: МОЗАЙКА — СИНТЕЗ, 2010
  • Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  • Авт. сост. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маханева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ – СПБ.: «Детство-Пресс», 2004.
  • Авторский коллектив: Пугачева Н.В; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  • Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2003.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 1 ноября

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год
Скачать Номер 12 (97) за 2017 год
Скачать Номер 11 (96) за 2017 год