Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка»
Ребятам о зверятах
Автор: Кусик Татьяна Александровна   
10.11.2023 20:49

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимующие птицы. Секреты пёрышка»

Воспитатель: Кусик Татьяна Александровна Филиал Орлинский детский сад МОШ Орлинская СОШ

Цель: Обогащение знаний детей о зимующих птицах, продолжать развивать представления о жизни и особенностях птиц.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах (почему птицы летают, почему зимующие птицы не мерзнут зимой);
  • обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь детей;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность детей в процессе поисковой деятельности
  • развивать умение формулировать выводы при установлении причинно-следственных связей и по итогам исследований с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
  • закреплять навык работы в группах;

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности. Воспитывать бережное отношение к природе.
  • формировать желание помогать птицам зимой;

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»,

Оборудование и материалы:

Набор перьев, лупы, листы бумаги, мультимедийная установка (презентация), мнемотаблица-птица.

Предварительная работа:

не наблюдение за птицами во время прогулок, чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах, словесные игры, дидактические игры, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, энциклопедий.

Ход:

Организационный момент

Вот собрался наш кружок.

Улыбнись скорей дружок.

Рука другу, рука другу.

Передаем тепло по кругу!

Игра «Спаси птенца»

Воспитатель: Ребята, вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и поднесите к себе. Медленно, по одному пальчику сложите ладони. Сделайте гнездышко. Сейчас я вам положу маленького беспомощного птенца. Подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. Раскройте ладони, вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

жать Мотивационно — ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, у нас сигналит домофон. К нам кто- то пожаловал в гости.

(в группу заходит Незнайка и приветствует детей)

Незнайка: Дорогие ребята, я вчера гулял по улице и увидел необычную птичку. Голубая спинка, ржавенький бочок –

По стволу осинки

За скачком скачок,

Лазит вверх и вниз.

Подолбила птичка по дереву и так красиво полетела, что мне тоже захотелось. Влез я на дерево, сел на ветку и только полетел, …ой, как больно ударился о землю. Ничего не понимаю! Не могли бы вы мне подсказать, что за необычная птичка встретилась мне на прогулке? Почему птицы летают, а человек нет? А почему зимующие птицы не улетают в тёплые края, неужели им не холодно зимой?»

Поисковый этап.

Воспитатель: Дети, поможем Незнайке? У него сразу столько вопросов. (Ответы детей)

Воспитатель: На какие вопросы нам надо найти ответы? (Ответы детей)

(Педагог демонстрирует карточки)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за необычная птичка встретилась Незнайке? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Как вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель: Кто может рассказать о поползне? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а каких зимующих птиц вы ещё знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: К зимующим птицам также относятся: тетерев, глухарь.

(Педагог демонстрирует названных птиц на слайдах)

Незнайка: А может кто-нибудь из вас помнит загадки о зимующих птицах?

(Ответы детей)

Незнайка: Ребята, птицы умеют летать? (Ответы детей)

Воспитатель: Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу – повсюду ты встретишь птиц. Почти все они умеют летать.

Практический этап (опытно-экспериментальная деятельность).

Незнайка: А человек может взлететь? Почему? (Ответы детей)

Дети: Нет. У человека нет крыльев.

Воспитатель: Ребята, проведем опыт. Перед вами два листа бумаги. Листы одинаковые? Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло? (Упал). Возьмите другой лист и осторожно опустите перед собой. Что вы увидели? (Полетел)

Воспитатель: Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по–разному?

(Ответы детей)

Вывод: Не скомканный лист – широкий. За счет своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит.

Воспитатель: Вот и птицы: расправят крылья – летят, сложат крылья – упадут вниз камнем. Крылья птиц лёгкие, сильные и гибкие.

Физкультминутка «Хочу быть птичкой».

Я по улице гулял, (дети выполняют ходьбу на месте)

Галок и ворон считал: (скрещивают перед собой кисти рук, делают ими плавные движения, обозначающие полет)

Раз, два, три, четыре, пять,

Рот открыл, смотрю я в небо, (поднимают голову вверх).

Вправо, влево. Я там не был. (выполняют повороты головой).

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать. (часто взмахивают руками через стороны вверх, вниз, кисти напряжены)

Крылья вверх и крылья вниз, (плавно взмахивают руками)

Только слышен ветра свист. (вращают указательными пальцами рук, поднятых вверх)

Я подпрыгнул, чтоб взлететь, (подпрыгивают)

Но пришлось на землю сесть. (приседают)

Воспитатель: Ребята, мы с вами ответили на два вопроса Незнайки. Какой был третий вопрос? (Ответы детей)

Воспитатель: Чем же покрыто тело птиц? (Ответы детей)

Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию), где мы будем исследовать перья птиц через лупу. Но для начала мы разделимся с вами на две группы.

Первая группа – будет исследовать размер, цвет и строение пера.

Вторая группа – будет исследовать, что внутри пера, если его разрезать. (Детям даются карточки с заданиями)

Работа в группах. (Дети рассматривают, обследуем)

Воспитатель: Отличаются перья чем-то друг от друга?

Дети: Размером, цветом, строением.

Воспитатель: Ребята, рассмотрим, как устроены перья у птиц. Что можно сказать про него?

Дети: Оно плотное, жесткое, большое.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Посмотрите внимательно на основание между волосками – это стержень – основа пера.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что внутри этого стержня?

(вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

Дети: Плотный и пустой.

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы птица была легче и могла летать.

Воспитатель: Попробуйте выпустить перо из рук. Что вы видите?

Дети: Оно падает медленно, плавно кружась.

Воспитатель: А за счет чего оно легкое? Почему?

Дети: Перо легкое, так как внутри стержня пустота.

Воспитатель: Помашите пером, что вы ощущаете?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

Воспитатель: Давайте посмотрим перо через лупу. Видите, на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера)

Воспитатель: А какие перья лежат у вас ещё?

Дети: Перышко маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький

Воспитатель: Это пуховое перо.

Воспитатель: Зачем такое перо птице? Ответы детей.

Воспитатель: Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

Воспитатель: Оперение птицы состоит из огромного количества перьев.

Длинные перья крыльев называют маховыми. Они предназначены для полета, поэтому прочны и расположены по краям крыльев. Именно эти крылья поднимают птицу вверх.

Хвостовые перья называются рулевыми. Они тоже прочные и длинные и предназначены для поворотов в полете.

Мелкие перья – пуховые – они вырастают к зиме у зимующих птиц под пёрышками и согревают их.

Воспитатель: Ребята, мы исследовали перья и теперь знаем — какие они бывают и почему зимующие птицы не мёрзнут зимой.

Воспитатель: Самое печальное для птиц зимой – не холод, а самое ужасное – голод. Как вы думаете, где птицы добывают корм зимой? (Ответы детей)

е Воспитатель: Верно. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжелые времена. Если им не помочь, они погибнут. А как люди могут помочь птицам?

(Дети предлагают варианты, приходят к выводу, что необходимо делать кормушки)

Рефлексивно – оценочный этап.

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята!

Воспитатель: Дети, теперь мы можем ответить на все вопросы Незнайки?

Незнайка: Какая необычная птичка встретилась мне на прогулке? (Ответы детей)

Незнайка: Почему птицы летают, а человек нет? (Ответы детей)

Незнайка: Почему зимующие птицы не мёрзнут зимой? (Ответы детей)

Воспитатель: Незнайка, мы ответили на все твои вопросы?

Незнайка: Спасибо вам ребята. Сегодня я узнал много интересных фактов о зимующих птицах. (уходит прощаясь)

Воспитатель: Что нового узнали, проводя свои исследования?

(Ответы детей)

Воспитатель: Все мы молодцы! Скажите себе:

«Мы сегодня молодцы-

Потрудились от души,

не ленились, убедились

и многому научились»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год