Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проект по формирование этикетного речевого поведения у детей с ТНР старшего дошкольного возраста «ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ»
Коммуникация
Автор: Стуенко Татьяна Геннадьевна   
23.10.2021 16:56

Проект по формирование этикетного речевого поведения у детей с ТНР старшего дошкольного возраста «ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ»Проект по формирование этикетного речевого поведения у детей с ТНР старшего дошкольного возраста «ФОРМУЛЫ ВЕЖЛИВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

на 2021-2022 уч. год

Учителя-логопеда Стуенко Т.Г. МДОУ ДЕТСКИЙ САД №9 «ЛАСТОЧКА» г.Ртищево Саратовская область

ВВЕДЕНИЕ:

Важнейшее средство общения людей — наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.

Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая самолюбия оппонента.

Основное назначение общепринятых формул речевого этикета — признание достоинства собеседника, проявление уважения к нему.

Правила речевого этикета предусматривают форму взаимодействия людей в типичных ситуациях общения – приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, комплимент, приглашение, совет и т.д.

 

Скачать конспект

Речевой этикет необходимо прививать с дошкольного возраста. Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в сущность родного языка. А значит, он приобретает "языковое чутье".

Этикет — это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. В обществе долгое время использовалось понятие "культура поведения", синонимичное этикету, что обозначает достижения в области поведения и общения. В последнее время роль этикета в нашем обществе — как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает. Этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей.

Речевой этикет в узком смысле слова может быть охарактеризован как система языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д.

Вот простейшая формула речевого этикета:

  • Думай, кому говоришь.
  • Что говоришь.
  • Где говоришь.
  • Зачем говоришь.
  • Какие из этого будут последствия?

С позиции решения данной формулы необходим личностно- ориентированный подход к детям с учетом уровня их речевого развития. Поэтому для логопеда речевой этикет имеет особенное значение. Разнообразный речевой материал с интонационной выразительностью насыщен предложениями и высказываниями самых разных грамматических конструкций. Реализуя воспитательные цели, логопед использует материал по речевому этикету для автоматизации поставленных звуков.

Владеть речевым этикетом значит:

  • знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.
  • осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации
  • обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами
  • соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации.

Актуальность:

В ходе наблюдения за детьми 5-6 лет в различных ситуациях общения и в результате диагностического эксперимента установлено, что дети хорошо освоили фразы приветствия и прощания, но затрудняются в выражении своих просьб, благодарностей, одобрении других людей, в принесении извинений. Комплимент и одобрение являются самыми трудными речевыми формулами для детей, в то время как они сами испытывают потребность в доброжелательном внимании, признании их достижений, одобрении, ведь сила одобрения и комплимента положительно влияет на человека, вселяет веру, стремление впредь поступать хорошо.

Недостаточно богатый запас слов и выражений, неумение детей выбирать нужную формулу речевого этикета и «развернуть» ее — основные признаки недостаточной освоенности данной ситуации.

Стихийного опыта детей не хватает для успешного усвоения формул речевого этикета. Необходима система мер, направленная на повышение общей культуры общения родителей и воспитателей, и самое главное, на формирование у дошкольников словаря и умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета.

Цель проекта:

  • формирование общей культуры личности детей с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ТНР;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ТНР;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Задачи:

  • формирование этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста
  • формирование словаря и умение употреблять разнообразные формулы речевого этикета
  • повышение культуры общения всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

Реализация задач:

  1. Повышение уровня поведенческой культуры участников педагогического процесса через словесное выражение уважительного отношения друг к другу
  2. выразительность речи детей, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости; четкая дикция и правильное произнесение слова;
  3. большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;
  4. отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т.п.);
  5. употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;
  6. умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;
  7. умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы;
  8. умение доказательно обосновывать свои утверждения (развитие словесно-логического мышления)

Содержание работы с детьми по речевой этике:

  • мимика и жесты в речевой этике
  • пословицы в речевом этикете
  • Этикет в рисунках, стихах и рассказах, в мультфильмах
  • этические беседы
  • правила поведения во время общения –речевые этикетные формы (знакомство, просьба, приветствие, поздравление, мини-монологи этикетных форм, комплименты)
  • составление этикетных мини-диалогов (диалог в общественных местах, разговор по телефону, разговор во время спора, приглашение гостей, я в гостях)

Этапы обучения:

  1. этап- работа по обогащению словаря дошкольников синонимическими вариантами формул речевого этикета и выражений одобрения.
  2. этап – обучение способам «развертывания»
  3. этап – учить проявлять доброжелательность в речевом общении посредством интонации, мимики, жестов.

Последовательность работы на каждом этапе определяется логикой усвоения речевого материал: от восприятия средств речевого этикета к их репродуктивному воспроизведению, а затем к самостоятельному использованию в играх и смоделированных ситуациях и переносу в реальную повседневную жизнь.

Заключительный этап проекта – диагностика речевого развития детей.

Продукты проекта – Памятки для родителей, консультации для родителей и педагогов, мнемотаблицы, справка по результатам работы.

Педагогу, который стремится развить речь ребенка до такой степени, чтобы тот был готов к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М.М. Алексеева, В.В. Гербова и др. Эти требования позволяют связать в единую нить два вопроса — развитие речи у дошкольников и обучение детей правилам речевого этикета.

Планируемый результат (Целевые ориентиры):

  • Умение ребенка выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета (ребенку необходимо иметь в активном словаре несколько вариантов общепринятых формул)
  • Овладение детьми навыками выражения собственных мыслей
  • Умение детей использовать формулу речевого этикета адресно и мотивировано, т.е. иначе, «развернуть» вежливую фразу
  • Выработать образную эмоциональную, интонационно выразительную речь у детей.
  • Умение детей проявлять вежливое уважительное отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами

Участники проекта: дети-логопаты, педагоги, родители.

Форма работы с детьми: индивидуальная и подгрупповая.

Форма работы с родителями и педагогами: информационно-консультативная

Сроки проведения проекта: сентябрь-май 2020-2021 уч. год

Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый (воспитание духовно-нравственных и социокультурных ценностей), информационно-познавательный.

Новизна проекта: образовательно-воспитательная, духовно-нравственная направленность коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Используемые воспитательно-образовательные технологии при реализации проекта:

  • Технология проектирования- ориентирует на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители, что приводит к улучшению работы по взаимодействию с родителями и положительно сказывается на развитии личности ребёнка
  • ИКТ
  • Технология сотрудничества и личностно – ориентированные технология
  • Игровые технологии
  • Мнемотехнологии
  • Технология проблемного обучения
  • Технология ТРИЗ — учить детей находить позитивные решения возникающих проблем, развивать мышление и творчество, фантазию и речь, которые так необходимы современному человеку, технология ТРИЗ обеспечивает эмоционально – личностное развитие детей. Развиваются такие качества как: диалектическое мышление, сообразительность, самостоятельность и т. д.

Работа с родителями:

Во время организованных родительских собраний, а также в интернет сообществе (в группе ватсап) проведение консультации на этикетные темы, знакомство родителей с методами работы с детьми, доведение до сознания родителей важности формирования у детей этикетного поведения и необходимости специальных занятий для этого; добиться, чтобы родителям самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; ненавязчиво расширить их сознание по содержанию современного этикета.

Сентябрь- Родительское собрание.

Что такое речевой этикет, и как и каким правилам речевого этикета надо обучать дошкольников.

В течение учебного года

  • Подготовка Памяток для родителей по речевому этикету (сентябрь, декабрь, февраль)

«Важные для детей комплименты родителей»

«Общепринятые правила комплимента». Учите детей делать комплименты».

  • Консультации в уголок для родителей по речевому этикету (октябрь, январь, март)

«Красивая речь как одно из важнейших качеств развития личности»

«Учим ребенка говорить комплименты», «Семейный этикет», «Формулы вежливости»

  • Представление практического материала и рекомендаций по наглядному и дидактическому материалу, мультипликационным фильмам по теме проекта для изучения материала дома с детьми –

(в течение учебного года)

Мультфильмы, рекомендованные родителям для просмотра дома с детьми по теме проекта.

  1. Уроки этикета. Урок 38 и др. – Манера речи.
  2. Уроки тетушки Совы. — Уроки хорошего поведения.
  3. Уроки для детей – Этикет. Вежливость.
  4. Уроки хороших манер. — Правила приличия и дружба.
  5. Лунтик. -Уроки вежливости.

Работа с педагогами:

«Как обучать детей правилам речевого этикета».

Представление речевого материала по речевому этикету:

Этикет в общении; поведение в общественных местах; этикет для малышей (младшая, средняя группа); культура поведения дома; этикет ученика.

Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:

  1. Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя;
  2. Пример взрослых, и, прежде всего педагога. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Педагогу желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка.

Работа логопеда с детьми:

Индивидуально-подгрупповая форма работы непосредственно во время коррекционного процесса по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Выполнение заданий логопеда дома с родителями по темам.

Работа по проекту органично вплетена в календарно-тематический план лексических тем на учебный год.

Введение в словарь детей разнообразных этикетных формул способствуют дидактические игры и речевые упражнения:

  • Кто скажет больше слов — приветствий
  • Скажи по- другому
  • Как сказать бабушке (маме) приятное слово

а также обыгрывание ситуаций

  • Пригласи подругу на день рождения, чтобы она поняла, что ты будешь очень рада ее приходу

-Поблагодари друга за подарок так, чтобы он понял, что его подарок тебе очень понравился.

Большое значение в освоении речевого этикета имеет прием словесных поручений. Первоначально педагог дает образец словесной просьбы. По мере развития речевых умений ребенок сам выбирает форму обращения.

К формам общения, способствующим установлению дружеских взаимоотношений, относятся комплименты (в толковом словаре Ожегова комплимент определяется, как любезные, приятные слова, лестный отзыв).

Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество в отборе способов выражения одобрения или похвалы.

Предлагаются следующие формулы комплиментов:

  • одобрение внешности (Ты сегодня выглядишь очень нарядно, У тебя красивая улыбка);
  • одобрение личностных качеств Ты очень веселый;
  • одобрение деловых качеств Ты хорошо рассказываешь сказки.

Важнейшим условием обучения старших дошкольников комплиментам является создание в группе положительного эмоционального фона, дружеских взаимоотношений, личный пример взрослого в искренности и уместности включения комплиментов в различные ситуации общения.

Введению комплиментов в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические игры и упражнения:

- Лучший комплимент для мамы, папы и т.д.

- Доброе слово для друга.

- Поддержка и одобрение самого себя

-беседы по картинкам, проблемные ситуации (Демонстрационный материал «Я и другие» Фесюкова Л.Б. социально-личностное развитие)

- обсуждение с дошкольниками таких вопросов как:

  1. Вспомни, не обидел ли ты кого-нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты почувствовал после того, как извинился?
  2. О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть?
  3. Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто-нибудь? Что ты чувствовал при этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика?
  4. Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому-нибудь с просьбой?
  5. Подари кому-нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?

Используемые современные образовательные технологии и методики:

- Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)

  • использование мнемотехнологии — мнемотаблиц, при работе с детьми и Памяток при работе с родителями
  • социально ориентированные игровые технологии, прежде всего направленные на решение воспитательных задач и коррекцию эмоционально-личностных проблем ребенка
  • интерактивные методы и технологии, повышающие эффективность обучения
  • использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии как с возрастными возможностями ребенка и индивидуальными особенностями его познавательно-речевого развития, так и возможностями интегрируемого содержания усвоения

- повышение активности ребенка с речевыми нарушениями через общение со взрослым.

  • развитие слуховой функции
  • развитие форм общения

-побуждение детей к подражанию и активному применению речи на всех уровнях ее становления.

Вывод: на конец учебного года большинство детей

  • умеют выбирать уместную в определенной ситуации формулу речевого этикета,
  • умеют выражать собственные мысли, используя формулы речевого этикета
  • речь у детей эмоциональная, интонационно выразительная,
  • умеют проявлять вежливое уважительное отношение к окружающим доброжелательной интонацией, мимикой, жестами.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год