Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование альтернативной (дополнительной) коммуникации (PECS) для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Коммуникация
Автор: Аюпова Елена Евгеньевна Пестренина Лариса Евгеньевна   
28.09.2024 10:50

Использование альтернативной (дополнительной) коммуникации (PECS) для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектраИспользование альтернативной (дополнительной) коммуникации (PECS) для формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

  • Аюпова Елена Евгеньевна, к.п. н., учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Театр на Звезде» г. Перми,
  • Пестренина Лариса Евгеньевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Театр на Звезде» г. Перми

Формирование коммуникативных навыков – одно из важнейших направлений коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования ориентирует педагогов, работающих с детьми с РАС на оптимизацию развития детей данной категории в период дошкольного детства, достижение ими возможно более высокого уровня сформированности социальных и коммуникативных навыков.

Применение средств альтернативной (дополнительной) коммуникации может быть чрезвычайно эффективным для неговорящих детей с ментальными нарушениями. Если такой ребенок никогда не говорил, то он может демонстрировать агрессивное и проблемное поведение, поскольку у него нет других возможностей сообщить о своих желаниях и чувствах. Применение средств альтернативной (дополнительной) коммуникации предоставит ребенку с РАС адекватный способ для коммуникации с другими людьми.

 

Одно из средств альтернативной коммуникации -коммуникационнаясистема обмена изображениями PECS разработана Лори Фрост иЭнди Бонди в1985 году.

Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) — это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь.

В методику включены шесть основных этапов обучения:

  1. Ребенок обучается основам общения между людьми;
  2. Между участниками коммуникации увеличивается дистанция, что способствует повышению самостоятельности ученика;
  3. Ребенок учится различать карточки, выбирая нужные изображения из нескольких картинок. В случае ошибочного ответа на этом этапе используются специальные коррекционные стратегии;
  4. Построение из карточек осмысленных предложений: ребенок заканчивает написанную на полоске фразу «Я хочу» картинкой, изображающей желаемую вещь, после чего отдает полоску собеседнику;
  5. Обучение ответам на вопрос «Что ты хочешь?» с использованием карточек;
  6. Обучение комментированию различных ситуаций (ответам на вопросы «Что ты видишь?» и т. д.).

Для включения обучающихся в программу PECS сначала необходимосформировать у детей базисные коммуникативные навыки. Но и даже после проведенной работы небольшой процент воспитанников (примерно 30%) показали готовность к 1 этапу по программе формирования коммуникативных навыков с использованием карточек PECS. У детей отмечалась зачатки преднамеренной коммуникации, желание попроситьпредмет/игрушку с помощью указательного жеста или показа на него рукой родителя/педагога, дети научились выполнять два-три действия по подражанию, использовали жесты «да», «нет».

Входе реализации программы большая частьвоспитанников с РАСосвоили навыки 1 и 2 этапаиспользованияPECS. Успешность в освоении навыковобъясняется следующими факторами: готовность к общению, соблюдение этапов и выполнение участниками учебного процесса рекомендаций в формировании коммуникативных навыков по PECS, активное участие родителей в этом процессе.

Коррекцию речевых расстройств и развитие коммуникативных навыков у воспитанников с РАС следует начинать как можно раньше, т.к. требуется очень длительный период систематической работы команды специалистов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка с РАС затруднительно.

Если речь не может быть средством коммуникации, необходимо как можно раньше предложить ребенку другую, альтернативную систему, принимая во внимание, что язык играет основную роль в социализации ребенка.

Система альтернативной коммуникации позволяет детям, не владеющим речью или имеющим системные нарушения речи, получить средство коммуникации, позволяющее выразить свои потребности и желания. Включение в коррекционную работу сдетьми с РАС средств альтернативной коммуникации может повысить уровень их адаптации и социализации, улучшить качество жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 11 (373) выйдет
31 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год