Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие у детей коммуникативных способностей в играх "Картотека игр"
Коммуникация
Автор: Головко Ирина Николаевна   
06.11.2016 13:43

Развитие у детей коммуникативных способностей в играх Картотека игрРазвитие у детей коммуникативных способностей в играх "Картотека игр"

Головко Ирина Николаевна Воспитатель МБДОУ детского сада №2 Ст. Каневская

Коммуникативная компетентность дошкольника включает в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Вместе с тем практика показывает: целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания педагогов.

Известно, что игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки. Любая из представленных далее игр многофункциональна, но у всех есть общая цель — развитие коммуникативных навыков.

 

Скачать полную картотеку

Предлагаемая система, состоит из четырех блоков:

  • игры на развитие умения сотрудничать
  • игры на умение активно слушать
  • игры на умение перерабатывать информацию
  • игры на умение конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно — в виде «игровых пятиминуток».

При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры.

Помните! Ребенок имеет свои коммуникативные права:

  • право на свою систему ценностей;
  • право на ответственность;
  • право на личное достоинство и уважение этого достоинства;
  • право на индивидуальность и своеобразие;
  • право на независимость от других людей;
  • право на свою мысль;
  • право на отстаивание своих прав.

РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ СОТРУДНИЧАТЬ

Учим слышать, понимать и подчиняться правилам

«Зайчики и лиса»

Описание игры: Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребенок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту-другую воспитатель продолжает:

«Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно.

Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали — зайки в лес все убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется.

Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в четком соответствии со словесными указаниями воспитателя.

«Заинька, выходи!»

(русская народная игра)

Описание игры: Все становятся в круг, выводят одного на середину и говорят:

- Будешь зайчиком!

Зайчик спрашивает:

- А что мне надо делать?

Ему отвечают:

- Мы тебе будем рассказывать, мы тебе будем показывать, что надо делать!

Пошли все вокруг зайчика и запели:

  • Заинька, выходи

- Серенький, выходи!

- Вот так, этак выходи!

- Вот так, этак выходи!

И показывают зайчику, как надо выходить.

Зайчик вышел на середину круга. А хоровод поет ему:

  • Заинька, поди в садик

- Серенький, поди в садик!

- Вот так, этак поди в садик!

- Вот так, этак поди в садик!

И сделали шаг вперед — показали, как выходят в садик.

Зайчик пошел по "садику, по кругу, направо или налево, куда ему вздумалось. А все запели:

  • Заинька, погуляй

- Серенький, погуляй!

- Вот так, этак погуляй!

- Вот так, этак погуляй!

Посмотрел заинька, как другие гуляют, и стал тоже гулять в кругу — ходит не спеша то туда, то сюда. А все его просят:

  • Заинька, повернись

- Серенький, повернись!

- Вот так, этак повернись!

- Вот так, этак повернись!

И все разняли руки и быстро повернулись. И зайчик повернулся.

Затем взялись опять за руки, пошли и стали просить зайчика:

  • Заинька, топни ножкой

- Серенький, топни ножкой!

- Вот так, этак топни ножкой!

- Вот так, этак топни ножкой!

И показали, как топают ножкой. Заинька тоже стал топать ножкой — и раз, и два, и три.

А те, что водят хоровод, не отстают:

  • Заинька, руки в боки

- Серенький, руки в боки!

- Вот так, этак руки в боки!

- Вот так, этак руки в боки!

Сами все подбоченились: смотри зайчик! И зайчик тоже руки в боки. После этого стали просить:

  • Заинька, поскачи

- Серенький, поскачи!

- Вот так, этак поскачи!

- Вот так, этак поскачи!

И принялись все скакать. И зайчик тоже стал скакать. А потом запели:

  • Заинька, попляши

- Серенький, попляши!

- Вот так, этак попляши!

- Вот так, этак попляши!

И все заплясали. А вслед за всеми заплясал и зайчик.

Стали просить заиньку, чтоб он выбирал на смену себе другого зайчика:

  • Заинька, выбирай

- Серенький, выбирай!

- Вот так, этак выбирай!

- Вот так, этак выбирай!

И показывают как надо выбирать: вертеть головой из стороны в сторону, высматривать. Не отстает хоровод от зайчика:

  • Заинька, поклонись

- Серенький, поклонись!

- Вот так, этак поклонись!

- Вот так, этак поклонись!

После этого все запели:

  • Заинька, лапкой тронь

- Серенький, лапкой тронь!

- Вот так, этак лапкой тронь!

- Вот так, этак лапкой тронь!

Показали, как надо лапкой тронуть.

Кого заинька тронет лапкой тот и будет новым заинькой, и вся игра начинается сначала.

«Менялки игрушек»

Цель: Эта игра учит взаимодействию с окружающими при помощи не только вербальных, но и невербальных средств, например, осуществлять контакт глаз.

Описание игры: Все дети встают в полукруг, каждый держит в руках какую-либо игрушку. Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды одной игрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кем поменялся игрушками. Можно договориться заранее, сколько попы ток дается ведущему для отгадывания.

«Менялки»

Описание игры: Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встает и выносит свой стул за круг — стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «Меняются местами те, у кого... (светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т. д,.)». После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

«Совушка-сова»

Описание игры: Детям показывают сову (картинка, фотография), рассказывают о ней. Один ребенок — сова; остальные — лесные птички. Сова сидит на дереве (стул, ящик и тд.), птички бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель. Совушка-сова, большая голова,

На дереве сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Вдруг она как полетит...

При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.

В эту игру охотно играют даже малыши. Они пока не умеют ловить друг друга, зато радостно бегают по залу, ждут сигнала (удар в ладоши, возглас «стоп!»), по которому они должны остановиться.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 4 (175) выйдет
24 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 3 (174) за 2021 год
Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год