Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология развития сотрудничества у дошкольников ДОУ.
Коммуникация
Автор: Корсикова Лилия Сергеевна   
27.06.2023 17:42

Технология развития сотрудничества у дошкольников ДОУ.Технология развития сотрудничества у дошкольников ДОУ.

Технология сотрудничества – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящую во многие современные педагогические технологии как их часть.

Принципы и методы педагогики сотрудничества:

  • увлечённость ребят яркой, интересной, перспективной совместной деятельностью;
  • определение индивидуальных зон творческого развития коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности;
  • общие подходы к предстоящей деятельности, поиск вариантов оптимального решения, совместное обсуждение условий предстоящей деятельности и вариантов решения задач в ситуации психологического равноправия воспитателей и ребёнка как сотрудников, а не как ведущего и ведомых;
  • уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемой в ходе совместного творчества, обязательное обсуждение каждого мнения, результатов совместной творческой деятельности.

Цель использования:

 

обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов, приоритет личностных отношений, индивидуальный подход к воспитанникам детского сада.

Порядок использования технологии в практической профессиональной деятельности.

Технология развития сотрудничества у дошкольников – это трёхэтапное решение усложняющихся задач взаимодействия педагога и детей.

1 этап. Необходимо сосредоточить внимание на обогащении представлений дошкольников о сверстнике как о партнёре по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, поддержании желания и интереса в сотрудничестве с ними. Нужно развивать у детей отдельные умения, необходимые для осуществления сотрудничества в совместной деятельности на занятиях.

На данном этапе педагогу необходимо направить свои усилия на:

  • поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей
  • проведение с детьми бесед по обогащению, уточнению правил сотрудничества и дружбы
  • ориентацию на развитие понимания детьми эмоционального состояния партнёра, отзывчивость на него

демонстрацию образцов поведения и действий с использованием игровых персонажей;

  • непосредственную включённость педагога в процесс общения и совместных действий в качестве посредника или партнёра.

2 этап. Осмысление предстоящих моделей сотрудничества.

Совместно-индивидуальная модель сотрудничества предполагает, что после принятия общей цели в паре или подгруппе, каждый ребёнок – участник деятельности будет выполнять свою часть общей работы индивидуально. Эта часть на завершающем этапе станет частью общего итогового результата.

Согласование действий участников должно осуществляться в её начале – на этапе принятия цели, при планировании и в конце, когда нужно суммировать результаты.

Совместно-последовательная модель сотрудничества предполагает принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий детьми, когда результат действия, выполненного одним ребёнком, становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер.

Совместно-взаимодействующая модель сотрудничества предполагает, с одной стороны, наличие у детей определённого опыта совместной работы, с другой, открывает новые возможности в освоении умений планирования, координации и оценки как промежуточного, так и итогового результатов. На занятии сначала дети работают в парах или подгруппах, а затем осуществляют взаимодействие между ними для достижения общего результата.

3 этап. Сотрудничество связано с предоставлением детям разнообразного содержания ситуаций для максимального проявления деловых качеств в совместной деятельности и расширения возможностей самостоятельности при решении образовательных задач.

Технология сотрудничества осуществляется в:

  • совместной деятельности с детьми, проявляется как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый – ребенок»
  • совместных играх
  • совместном изготовлении пособий, игрушек, подарков к праздникам
  • творческой деятельности (игры, труд, досуги, развлечения)
  • индивидуально-подгрупповой работе.

Результат использования.

  • Формирование более глубоких, разносторонних знаний, коммуникативных навыков.
  • Расширение, обобщение, систематизация знаний и навыков в поведении детей.
  • Положительная динамика результатов усвоения программного материала.
  • Освоение опыта сотрудничества развивает способности детей к согласованию общих целей, осуществлению взаимного контроля и коррекции действий, умению понимать состояния и мотивы поступков других детей и соответственно на них реагировать. При этом у дошкольников формируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ребёнку психологически грамотно строить своё взаимодействие с партнёрами (взрослыми и сверстниками).

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ

Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности развивающего цикла.

Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:

  • формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;
  • развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий;
  • развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

В младшем дошкольном возрасте отношения сотрудничества детей друг с другом стихийно не возникают. Вместе с тем подобная деятельность привлекает малышей, вызывая положительные чувства. Для ее дальнейшего развития необходима помощь взрослого – специальная организация совместной деятельности с постепенным усложнением заданий, где дети осваивают способы взаимодействия. Большие возможности для приобретения дошкольниками опыта взаимодействия с ровесниками имеются в совместной продуктивной деятельности. В ней перед детьми ставится одна общая цель – создать тот или иной вещественный продукт, а процесс его изготовления разделяется на отдельные, но зависимые друг от друга операции. Дошкольники попадают в такие условия, где они должны вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий.

Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру.

1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить, кто прав, через реальные действия: «Вот попробуем выполнить и увидим, кто из нас был прав».

2. Второй структурный элемент организованной образовательной деятельности – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего, работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими детьми, вызывают у детей чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное, даже в такие напряжённые ситуации, как выход к доске (мольберту) или ответ с места.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания. Воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или самостоятельно у доски, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.

Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а также форм контроля и оценки.

Первый этап начитается со второй половины учебного года с детьми младшего возраста, так как к этому времени дети осваивают определенный объем программного материала по сенсорному воспитанию, а также получают первый самостоятельный опыт общения со сверстниками в различных ситуациях (прежде всего, в игровых).

На следующем, втором этапе, с детьми старшего дошкольного возраста продолжается работа по развитию навыков взаимодействия детей в триаде.

Полученные навыки взаимодействия между собой в определенной деятельности позволяют расширять целевые установки педагога при организации занятий и вводить новые элементы технологии сотрудничества.

Новым вводимым элементом технологии сотрудничества на данном этапе является дискуссия.

Целью третьего, заключительного этапа (с детьми седьмого года жизни), является обучение детей самостоятельному выбору формы организации в организованной образовательной деятельности.

Успешной реализации этой задачи способствует соответствующее содержание. Для овладения навыками совместной работы и определения для детей преимущества такой работы используются различные дидактические упражнения. Вот пример одного такого упражнения, которое называется «Волшебный ковёр-самолёт» (организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений)

Дети разделены на подгруппы. Каждой подгруппе предлагается карточка с изображением модели ковра-самолёта, на которой изображена уменьшенная модель-схема с расположенными геометрическими фигурами. Ковёр-самолёт взлетит только тогда, если будет соответствовать схеме. Детям предлагается следующее:

1 ребёнок определяет, какие и сколько фигур необходимо для составления ковра.

2-й ребёнок отсчитывает названное количество фигур.

3-й ребёнок располагает их на большом листе.

Затем предлагается совместно проверить правильность выполнения задания.

Подобные дидактические упражнения с карточками, схемами можно предлагать детям и в других видах организованной образовательной деятельности.

Приведём примеры применения технологии сотрудничества в

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием отзываются на создание совместных работ, в результате которых они чувствуют значимость каждого ребенка в создании коллективной работы и понимают, что это общая работа получилась благодаря усилиям каждого малыша. Приемы, рекомендуемые технологией сотрудничества, помогают детям наглядно увидеть, как можно создать совместную работу. По примеру взрослых ребята начинают использовать новые способы взаимодействия со своим партнером, которые необходимы для создания коллективных работ.

Самый простой пример: при подготовке к Новому году можно предложить детям изготовить красивую цепочку из цветной бумаги для украшения группы. Спрашиваем, как будем работать. Выслушиваем ответы детей. Большинство хотят работать в одиночку и обещают, что сделают самую длинную цепочку. Тогда предлагаем: «Давайте попробуем работать парами. Один ребенок будет резать полоски бумаги, другой – склеивать их». Дети трудятся с удовольствием. Во время работы общаются, помогают друг другу, радуются полученному результату. Особенно довольны, когда, полюбовавшись на все изготовленные цепочки, им предлагают соединить их в одну большую.

Наиболее интересны работы, которые предполагают сочетание различных техник изобразительной деятельности на одном и том же занятии. Однако, первоначально многим детям это даётся с трудом. Не у всех дошкольников получается одинаково хорошо рисовать карандашами и кисточкой, вырезать ножницами и наклеивать детали. А большинство работ предполагает использование практически всех техник изобразительной деятельности. На таких занятиях многие дети не успевают выполнить свою работу до конца, портят детали, огорчаются или просто бросают работу незаконченной, потому что боятся, что у них ничего не получится.

Когда мы стали проводить такие занятия с применением технологии сотрудничества, начали распределять обязанности для выполнения работы по умениям партнеров, работы стали более успешны. И, что самое важное, многие ребята при выполнении работы вслух рассказывали своему партнеру этапы ее выполнения, тем самым объясняя, как правильно это сделать. И уже на следующем занятии, недостаточно умеющий что-то делать хорошо, ребенок старался это выполнить сам, а его напарник давал ему важные советы и подсказки. Оказалось, что дети, овладевшие необходимыми навыками сотрудничества, могут не только быстро выполнить заданную работу, но и научить своего товарища.

Так же весь процесс работы проходит в обсуждении: обсуждение замысла, распределение материалов, непосредственное выполнение работы, поскольку технология сотрудничества предполагает обсуждение всех моментов. Ребята разговаривают между собой и тем самым развивают свои коммуникативные навыки.

Наряду с творческими задачами, решаются задачи нравственного воспитания, а именно: выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнить работу не мешая друг другу, прийти на помощь товарищу. К концу учебного года были заметны результаты: дети стали более усидчивыми, аккуратнее выполняли задание, доводили начатое дело до конца.

Таким образом, с применением технологии сотрудничества организованная образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическое развитие» проходит намного интереснее и ярче.

Выводы.

В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само- и -взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, находить ошибки и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год