Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Новейшие технологии для формирования социально – коммуникативной грамотности у современных дошкольников.
Коммуникация
Автор: Новикова Жанна Петровна   
01.04.2023 23:15

Новейшие технологии для формирования социально – коммуникативной грамотности у современных дошкольников.Новейшие технологии для формирования социально – коммуникативной грамотности у современных дошкольников.

Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка).

Типичные особенности современных дошкольников:

  • несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Скачать презентацию

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, так как основные структуры личности закладываются именно в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. В связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры, возрастает актуальность развития социально-коммуникативной компетенции дошкольников в современных условиях.

Социально– коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Основной целью социально – коммуникативного развития дошкольников является позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим можно выделить следующие задачи социально – коммуникативного развития:

  • формировать представление о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • научить ребёнка общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
  • развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание,
  • формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,
  • формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
  • формировать основы безопасности в быту, социуме, природе;
  • формировать социально-коммуникативные речевые умения (развивать способность вступать в общение и поддерживать его).

Для успешной работы в данном направлении необходимо соблюдать следующие организационно — педагогические условия:

  • создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
  • обучение умению слушать и слышать другого;
  • развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
  • обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
  • воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
  • формирование чувства симпатии между участниками общения;
  • объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие;
  • обучение детей умению владеть собой;
  • развитие умения анализировать ситуацию;
  • целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.

Многие взрослые испытывают трудности в общении, потому что нужные навыки и умения у них не сформировали родители и педагоги в детстве. Наша задача с вами – развивать у детей умения работать в группе, команде, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, умение расположить к себе других людей, вести диалог, поддерживать беседу, умение слушать и не перебивать. Все эти умения и составляют социально-коммуникативную грамотность. Чтобы развивать ее предпосылки у детей, я предлагаю использовать специальные технологии.

Предлагаю рассмотреть технологии Е.В. Рылеевой «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников», программе-технологии «Жизненные навыки для дошкольников» С.В. Кривцовой, В.Ю. Чал-Борю, А.А. Белевич, педтехнологиях эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой.

Программа-технология «Жизненные навыки для дошкольников» С. В. Кривцовой, В. Ю. Чал-Борю, А. А. Белевич ориентирована на развитие коммуникативных, социальных и эмоциональных компетенций старших дошкольников в игре и совместной деятельности и включает в себя комплекс занятий-путешествий в течение года. Технология предполагает организацию взаимодействия педагога с детьми старшего дошкольного возраста, направленного на изменение их эмоциональных состояний и моделей поведения с помощью таких обучающих техник, как ролевое проигрывание, моделирование, система поощрений. Тактика поведения педагога при этом заключается в проявлении дружелюбия и симпатии, безусловного принятия и уважения личности ребенка. Педагог активно пользуется приемами объяснения и рассуждения на интересующие детей темы, строит конструктивный диалог, применяет игры и психологические упражнения, направленные на проживание опыта совместных переживаний.

Педагогические технологии эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой.

Это комплекс педагогических технологий: «Клубный час», «Проблемные педагогические ситуации», «Круг рефлексии», «Ситуации Месяца», «Заключительные праздники по Ситуациям месяца», «Дети-волонтеры», «Социальные акции», «Волшебный телефон», «Развивающее общение». Каждая из технологий способствует формированию предпосылок коммуникативной грамотности, освоению норм и правил поведения в группе сверстников, знакомству с различными социальными ролями, развитию саморегуляции поведения, что, в свою очередь, ведет к осознанию своего поведения и осуществлению собственного свободного выбора. Реализация всех технологий в едином комплексе дает возможность педагогу достичь позитивного воспитательного эффекта и повысить уровень развития коммуникативных и кооперативных умений дошкольников, необходимых для установления доброжелательных межличностных отношений детей и формированию их активной жизненной позиции.

Технология Рылеевой Е. В. «Мы вместе! 10 игр для социализации дошкольников». Данная технология позволяет использовать в ходе игры образовательные процессы, способствующие формированию у детей среднего и старшего дошкольного возраста коммуникативных и социальных умений и навыков. Это умения включаться в коллективно-распределительную деятельность, находить партнеров для решения задач и достижения своих целей, поиска нужной (или недостающей) информации для решения поставленной задачи, правильно формулировать и задавать вопросы и отвечать на них. Представленный в технологии комплекс игр ( «Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Живые прыгалки», «Нарисуй то же своим цветом», «Найди свое место в ряду», «Зрительный зал», «Радиоэфир», «Покажи нам», «Волшебные картинки») обеспечивает решение различных образовательных задач через организацию значимых для дошкольников видов деятельности.

Представленные выше методы и технологии могут стать для педагогов ДОО эффективным профессиональным инструментом формирования предпосылок коммуникативной грамотности у детей дошкольного возраста при условии их глубокого изучения и включения в систему педагогической работы. Постоянная, непрерывная работа поможет детям стать более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год