Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Коммуникация
Автор: Кузнецова Елена Анатольевна   
15.02.2023 11:58

«Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».«Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».

Автор: воспитатель высшей категории Е.А. Кузнецова.

Дружба — это своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения, который приобретается прежде всего в совместных играх со сверстниками.

  • Долгое время мы работаем по теме «Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
  • Проблема межличностных отношений дошкольников на сегодняшний день очень актуальна. ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155) на первый план ставит социально- коммуникативное развитие детей: развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

Современные дети отличаются эмоциональной бедностью и равнодушием к окружающим людям, не умеют общаться, сопереживать другим. Зло, насилие, которое они видят на экране телевизора, компьютерные игры делают их более жестокими и агрессивными, закрывают живое общение виртуальными персонажами. Растет число детей, которые не умеют договариваться, не проявляют сочувствия к другим людям, конфликтуют с детьми, становятся эгоистами. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра.

Игра, как важнейший вид детской деятельности- своеобразный способ усвоения общественного опыта. Именно в игре возникают первые дружеские связи и нам, взрослым, важно не упустить момент для формирования определенных нравственных качеств ребенка: взаимопонимания, уступчивости, взаимопомощи.

В качестве цели педагогической деятельности выступает создание условий для повышения уровня сформированности дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством включения их в игровую деятельность.

Наша работа началась с разработки программы «Дружная семейка», цель которой построение отношений «педагог- дети- родители»

Ежедневно наблюдая за детьми и обнаружив, что не все знают имена вновь прибывших детей, сосредоточены только на себе, мы подобрали коммуникативные игры, направленные на презентацию ребенка к другому и его различным проявлениям: внешности, действиям и поступкам, а через это на улучшение отношений между детьми в группе: «Давайте познакомимся», «Угадай, о ком идет речь». Возникла проблема — дети не всегда понимали настроение, эмоциональное состояние сверстников. Сразу оформили экран настроения «В гости к гномику», разыгрывали этюды: «Запомни и покажи мое настроение», «Зеркало».

Обратили внимание, что дети играют рядом иногда даже в похожие игрушки, но не объединяются в игре. Была организована и проведена совместная игровая деятельность «Вместе играть веселее», где решали различные ситуации, разыгрывали этюды «Шторм», «Злой дракон», в которых нельзя было спастись в одиночку.

Наблюдая частые ссоры детей, грубое обращение, нежелание договариваться друг с другом использовали коммуникативные игры «Выбросим грубые слова», «Добрые пожелания», «Умеем ли мы быть вежливыми», «Разговор по телефону», которые включали во все виды деятельности, в режимные моменты, на прогулке. Чтобы самостоятельно уладить возникший конфликт после ссоры была сшита игрушка — Мирилка. Незатейливые стишки дети учили дома и в детском саду, после чего легко и самостоятельно могли помириться. В беседе «Дружба начинается с улыбки» предлагали поделиться своей самой доброй улыбкой с помощью волшебного зеркальца.

Развивающую предметно- пространственную среду мы организовали так, чтобы она побуждала детей на познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу. Были оформлены двух, трех, четырех — створчатые разноцветные ширмы, ширма- трансформер, которые дети использовали для организации различных сюжетно- ролевых игр, сшиты элементы костюмов и аксессуары к ним, подобраны разнообразные куски ткани для организации игровых полей. Чтобы развить в детях чувство эмпатии, была организована Каркушина почта. Дети получали письма от Каркуши и спешили делать добрые дела. Оформлен лепбук «Все о дружбе», играя в который дети закрепляют все полученные знания и умения. На веранде и участке детского сада создана игровая социально- коммуникативная зона «Игроград». Здесь дети берут на себя роль хозяев и проводят игры с нашими гостями по различным тематикам «Правила дорожного движения», «Путешествия» и другие. Приятно видеть, как доброжелательно ребята встречают друзей из других групп, стараются, чтобы им было интересно и весело.

Эффективным средством развития доброжелательных отношений между детьми в группе являются театрально- речевые игры по русским народным сказкам. Увидев утром необычную коробку и обнаружив в ней пальчиковый театр «Репка», дети с удовольствием разыгрывали знакомый сюжет, играя пришли к пониманию, что сообща можно решить любую проблему, друзья всегда придут на помощь. В играх «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», дети не только выполняли взятые на себя роли, но и сопереживали героям, поддерживали своих товарищей.

В своей работе широко используем проектный метод. Наши дети любознательны, у них множество интересов, исходя из этого, разрабатываются краткосрочные проекты на интересующие их темы «Я и мои друзья», «Секреты дружбы».

Один из ребятишек нашей группы очень увлечен динозаврами, ежедневно приносил пакет с игрушками, но играл в одиночку, ни с кем не делился. Однажды утром приходит мама мальчика и говорит, что все игрушки пропали во время прогулки. Дети решили помочь Юре, на другой же день кто-то принес энциклопедию о динозаврах, кто-то книгу «Как слепить динозавра», кто-то игрушку животного. Так был разработан и реализован проект «Удивительный мир динозавров». Мы смотрели познавательные фильмы, совместно с родителями дети готовили доклады и рисовали или лепили древних животных, даже был показан спектакль «Дружба динозавров». Юра построил машину времени, и мы отправились в путешествие на древнюю планету. Самое главное, что никто- ни дети, ни взрослые не остались равнодушными, поддержали ребенка в данной ситуации, приобрели новые знания, умения и друзей.

Работу с родителями мы начали с анкетирования, по результатам которого узнали, что выбранная тема актуальна. Взрослые зачастую пытаются сами определить, с кем ребенку лучше дружить или играть, отчего ребенок замыкается в себе и предпочитает игры в одиночестве. Проводили тренинги на сплочение коллектива родителей, где пытались создать условия для доверительных взаимоотношений. Были подготовлены памятки и буклеты «Учимся дружить», «Смотрим, слушаем читаем о дружбе», родители участвовали в совместных акциях «Смайлик дружбы», «Подарок другу».

Во время экскурсии на почту мама — почтальон помогла нам отправить посылку заболевшему товарищу.

Родители весь год участвовали в наших мероприятиях, выступали в разных ролях на праздниках. Были организованы и проведены: круглый стол «Игра дошкольников в условиях семейного воспитания», педагогическая гостиная «Традиции дружной семьи», мастер- классы «Куклы учат дружить», КВН «Мы все о дружбе знаем». Проводили конкурсы совместного творчества детей и родителей «Портрет друга», «Дерево ласковых имен», оформили книжки — малышки «О добре и дружбе».

В нашей группе есть ребятишки с ОВЗ. Нельзя недооценивать значимость инклюзии для развития этих детей. По мнению родителей «…Один день в коллективе здоровых, позитивно настроенных сверстников, дает для развития ребенка гораздо больше, чем месяц коррекционной работы». Поэтому, мы активно общаемся с детьми из других групп нашего детского сада. К одним детям мы ходим в гости, и там с удовольствием играем в самые разные игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые. Дети из соседней группы приходят к нам, так сложилось, что ребята любят вместе рисовать. Но когда к нам на музыкальное занятие приходят девочки, чтобы станцевать парный танец с мальчишками — это просто праздник. Ну кто будет валяться на полу или бегать по залу, когда рядом красивая соседка?

Беседы на тему «Когда мы были маленькими» подвели нас к тому, что надо познакомиться с малышами детского сада. Общаясь с ними, дети стали понимать свою значимость, сформировалась позиция взрослого, ребятишки стали более внимательными и ответственными, что подкрепляет формирование школьной готовности. Если сначала только несколько старших ребят ходили к малышам, то их эмоциональные рассказы постепенно вовлекли всех детей в эти мероприятия. Подарки для малышей готовили все, а кто пойдет собирать малышей на прогулку, в какие игры лучше поиграть, какой спектакль показать, дети договаривались между собой, или спрашивали совета у взрослых.

Мы старались объяснить ребятишкам, что, подружившись в детстве, можно пронести это чувство через всю жизнь. Стали традицией встречи с нашими выпускниками, дружба которых началась в детском саду. Школьники- наши постоянные помощники. Они не только знакомят детей с правилами школьной жизни, читают книги, играют с детьми, но и участвуют в жизни детского сада: ведут лыжную секцию, принимают участие в мероприятиях (день дошкольного работника, общегородской урок «День воды», интерактивное шоу «Школа магии», летний праздник «День Нептуна», мастер- класс для педагогов.

Подводя итог, можно отметить, что проделанная работа способствует формированию у старших дошкольников таких положительных качеств, как организованность, самостоятельность, активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, умение дружить.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год