Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Этикета»
Коммуникация
Автор: Сергиенко Наталья Дмитриевна   
31.12.2022 13:24

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Этикета»Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Этикета»

(подготовительная группа)

Исполнитель: Сергиенко Наталья Дмитриевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №23 «Голубок» Междуреченск 2022

Цель: Приобщение детей к ценностям человеческой культуры.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Формировать правила этикета и культуры общения.
  • Формировать элементарные правила вежливости, представление о хороших и плохих поступках.
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других.
  • Расширять знания о правилах поведения в общественных местах и во время еды за столом.
  • Развивать навыки речевого общения в коллективе.

Развивающие задачи:

  • Развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
  • Развивать творчество, воображение.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать вежливость, взаимовыручку и культуру поведения дошкольников.
  • Воспитывать доброту, аккуратность.

Методы и приёмы:

  • Словесный: (беседа, объяснения, художественное слово, прием активизации самостоятельного мышления детей вопросы, загадывание загадок).
  • Наглядный.
  • Игровой.
  • Здоровьесберегающий.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: магнитофон, аудиозаписи, автобус (или строительный материал), руль, атрибуты для водителя, кондуктора; маски, ширма, стол с вещами, с посудой; стойка – остановка, куклы бибабо, мусорная корзина, корзина с грибами, лоток с конфетами.

Ход НОД:

1. Вводная часть

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы с вами будем говорить об этикете или правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мамы и папы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными. А, что значит быть вежливым, воспитанным и культурным человеком? (Ответы детей)

Воспитатель: -Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться.

Воспитатель: -Один из героев известного вам мультфильма показался мне довольно культурным, воспитанным.

(Звучит песня из мультфильма «Кот Леопольд»«Если добрый ты» музыка Савельева, слова Пляцковского)

Воспитатель: -Ребята, что вы можете сказать о коте?

Ответы детей: – Добрый, вежливый, внимательный, терпеливый, аккуратный, скромный.

Воспитатель: -Теперь послушайте другую песню из этого мультфильма (Звучит песня мышей «В доме 8/16»)

Воспитатель: -А какую характеристику вы дадите мышам?

Ответы детей: – Коварные, злые, хитрые, хвастливые.

Воспитатель – Давайте посмотрим – как поступает Кот, когда мыши стараются из-за своей вредности ему навредить.

Дети обыгрывают ситуацию. Под песню мышей, Кот Леопольд ходит по залу, а два мышонка за ним и дергают за хвост. По окончании песни, Кот говорит мышатам: «Ребята, давайте жить дружно!» Мышатам становится стыдно.

Кот: «Если добрый – это хорошо, а когда наоборот- плохо!»

Воспитатель: — Ребята, можно ли Кота Леопольда назвать культурным? (Да)

Воспитатель: — Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие «мелочи», как грязный носовой платок или обкусанные ногти. Для этого он пользуется необходимыми вещами. А вот какими, вы узнаете, отгадав загадки.

Воспитатель загадывает загадки:

1. Глядись в меня хоть целый день,

Коль на себя смотреть не лень. (зеркало)

2. Зубки не кусачие идут в леса висячие. (расческа)

3. Без водицы не годится,

А в водице – растворится.

Станешь мыться – пригодится. (мыло)

4. Водицей любят умываться,

А мною любят вытираться. (полотенце)

5. Домик мягкий открываю и на стены нажимаю.

Появляется сметана, ею зубы чистить стану. (зубная паста)

6. Деревяшка с бородой чистит платье нам с тобой. (щетка)

Стук в дверь. Входит ребенок. Волосы у него взлохмачены, щеки грязные, рубашка не застегнута, туфли одеты неправильно.

Воспитатель: — Что с тобой случилось, Петя?

Петя: – Я проспал.

Воспитатель: — А почему ты так неопрятно одет?

Петя: – Я торопился, думал, и так сойдет..

Воспитатель: — Ребята, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в страну этикета хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение.

Выходят две девочки и приводят его в порядок.

Воспитатель: — Вот теперь порядок!

(Мальчик забывает поблагодарить девочек)

Воспитатель: — Девочки помогли Пете привести себя в порядок, он что-то забыл сказать. Что? (Дети – спасибо!)

Воспитатель: -Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.

(Петя встает и говорит всем — спасибо)

Воспитатель: — Мы с вами знаем, что на самом деле Петя всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика – неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были. (Дети проверяют свой внешний вид)

Воспитатель: — Но к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Вы их все прекрасно знаете. Давайте вспомним некоторые из них: Добрый день, Доброго пути, Здравствуйте, Пожалуйста, Спасибо, Простите, Будьте добры, Будьте здоровы, Извините.

Воспитатель: — Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисменты. (Дети аплодируют)

Воспитатель: — Ребята, а ведь аплодисменты – это тоже выражение благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся.

2. Основная часть.

Воспитатель: — Вы сегодня опрятно одеты и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку:

  • Дом по улице идет

На работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

Воспитатель: — Правильно, это автобус, и сейчас мы с вами отправимся на автобусную остановку.

(Воспитатель и дети подходят к месту, где обозначена автобусная остановка и построен из детских стульчиков и крупного строителя автобус.)

Воспитатель: — А вот и наш автобус, осталось только подойти водителю.

(В это время ребенок бросает из кармана обертки от конфет и со словами:

- «Какой-то мусор у меня в кармане», — бросает их на пол)

Воспитатель: — Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор?

Воспитатель: — Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить дома, на улице, в лесу и других общественных местах?

(Ответы детей)

(Провинившийся подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в мусорную корзину, стоящую около автобусной остановки)

Воспитатель: -Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.

(Один из детей занимает место водителя)

Воспитатель: -Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем.

(Дети заходят в автобус, садятся на стульчики. Один ребенок начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать, прыгать с места на место, толкаться).

Воспитатель: — Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез на сиденье с ногами и всех перепачкал. Можно ли так вести себя общественном транспорте?

Дети: — Нет нельзя.

Воспитатель: -А, как надо? (ответы детей)

Воспитатель: -Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется дальше. (Звучит песня «Улыбка»)

Кондуктор: — Остановка «Поликлиника».

(В автобус входит ребенок, одетый в костюм бабушки. Дети уступают место)

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Правильно ли поступили дети, уступив ей место? (Да)

Воспитатель: — Значит наши пассажиры воспитанные люди!

Водитель: -Осторожно! Двери закрываются! (Звучит песня «Улыбка»)

Кондуктор: -Остановка «Магазин «Детский мир»

(Заходит девочка с куклой в руках)

Воспитатель: -Ребята, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы должны поступить? (Уступить место)

Водитель: — Внимание, двери закрываются! (Едем под песню «Улыбка»)

Кондуктор: -Остановка «Кукольный театр»

Воспитатель: -Ну, вот и наша остановка. А сейчас я посмотрю, будете ли вы вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете. (маму, бабушку, девочку, мальчика)

Воспитатель: -Мы с вами сейчас пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета.

-Можно ли опаздывать к началу спектакля?

- Разворачивать конфеты, громко разговаривать во время представления?

-Для того, чтобы попасть на спектакль, мы должны купить билет в театральной кассе.

Кассир: — театр открывается!

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

1 ребенок: Добрый день!

Уважаемый кассир.

Я бы очень попросил:

Дайте лучшие места,

Вот мое «пожалуйста»

(все дети по очереди говорят волшебные слова, берут билет и садятся. Один ребенок прорывается к кассе, расталкивая детей)

«Хулиган»: Касса, выдай мне билет!

Кассир: Ваше вежливое слово?

«Хулиган»: Мне – билет!

Кассир: Нет и нет!

Воспитатель: — Ребята, как вы думаете, почему кассир не выдал билет этому мальчику? (так нельзя вести себя)

(Ребенок – «хулиган» извиняется, покупает билет за вежливое слово и садится)

Звучит лирическая музыка, начинается представление.

«МИШУТКИНА НАХОДКА»

Действующие лица:

Медведица (мама)

Мишутка (сын)

Дедушка

Мишутка гуляет по лесу и напевает:

- Как хорошо у нас в лесу!

Может встречу я лису7

С нею будем мы играть,

Веселиться и скакать.

(Видит под деревом корзину с грибами)

- А это что такое?

Ой, да это грибы!

Интересно, чьи они… (смотрит по сторонам)

- Никого не видно…Значит, грибы ничьи…

Да нет. Раз я их нашел, они мои.

Отнесу – ка их домой, вот мама обрадуется.

(Бежит к избушке, кричит)

- Мамочка, посмотри, что я нашел!

Медведица выходит из избушки:

- Что случилось, сынок?

Мишутка: Вот, что я нашел!

Медведица: Корзина с грибами? Как ты мог её взять?

Мишутка: Но ведь она ничья!

Медведица: А разве грибы растут в корзинах?

Мишутка грустно – Нет, не растут…

Медведица: Значит, кто-то встал рано, долго ходил по лесу, собирал их…

А ты, выходит, не подумал об этом и взял чужое. Нехорошо, так нельзя поступать. Отнеси корзину на то место, где ты ее нашел. Хозяин обязательно вернется за ней..

Мишутка: Но корзина такая тяжелая…

Медведица: А когда ты ее сюда нес, она легче была? Представь, если бы ты потерял грибы, которые долго собирал…

Мишутка: (вздыхает — Я бы, наверное, расплакался от обиды..

Медведица: Вот и тому, кто забыл корзину под деревом, тоже, наверное, до слез обидно.

Мишутка: Ты права, жаль его.. (на бегу) Отнесу корзину назад.

(около дерева ходит дедушка, что-то ищет)

- Дедушка, Это ваши грибы?

Дедушка: (радостно- Мои, мои! Старый я стал, немощный, а корзина тяжелая, вот я ее и оставил под деревом, а сам решил по лесу побродить..

Мишутка: Вот она, ваша корзина! Я ни одного гриба не взял!

Дедушка: Спасибо тебе! Сразу видно, что ты хороший медвежонок. Знаешь что? Приходи ко мне в гости. Я тебя медом угощу!

Мишутка: (обрадовано) Я у мамы разрешения спрошу и обязательно к вам приду.

Дедушка: А ты и маму возьми с собой, я только рад буду.

Мишутка: (бежит, подпрыгивая) До свидания, до встречи!

Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция – проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее. А сейчас антракт! Что делают зрители в антракте?

- Верно, отдыхают, а кто хочет, может и перекусить в театральном буфете.

(Появляется озорной Петрушка и приглашает детей полакомиться угощением)

Петрушка: Эй, ребята, налетайте,

Сушки, пряники хватайте!

Чтоб досталось повкусней,

друга оттолкни скорей!

Не давай ему конфеты

И печенья не давай.

Лучше это угощенье

По карманам распихай!

Воспитатель: Ну, уж этого мы никак не ожидали. Чему ты, Петрушка, учишь детей? Дети прекрасно знают, что так себя вести нельзя.

Петрушка: Не поверю никогда,

Чтобы вежливой была

Такая «мелкота»!

Воспитатель: Петрушка, наши дети не только вежливые и воспитанные, но еще они много знают и умеют. Например, могут помочь тебе накрыть стол по всем правилам столового этикета.

Петрушка: Это мы сейчас проверим. Давайте проведем игру «Кто быстрее и правильно накроет на стол».

(Выходят два ребенка, накрывают на стол. Петрушка проверяет)

(Вызываются два других ребенка, Петрушка предлагает показать, как надо сидеть за столом и почему)

Петрушка:

Все сумели, все успели

Аккуратно сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и тарелки.

Не забыли постелить чистые салфетки,

Чашки, ложки лежат в ряд.

Стол накрыт для всех ребят.

(Петрушка передает детям поднос с угощением. Все благодарят).

3. Заключительная часть

Воспитатель: Возвращаемся в детский сад.

Я думаю, что после нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.

Не забывайте правила соблюдать:

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

Список литературы

  1. Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2004
  2. Вакса О., Потапов С. Уроки вежливости: этикет для детей. — М.: АСТПРЕСС, 2001
  3. Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы- занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. — М.: Мозаика- Синтез, 2000
  4. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста СПб.: «Детство-Пресс», 2009
  5. Правила хорошего тона для благовоспитанных людей 2-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2001
  6. Соколова О.М., Алексеева Д.Ф. Этическое воспитание дошкольников. 4.1, 2. — СПб, 1999
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год