Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их значимость
Коммуникация
Автор: Старочкина Татьяна Павловна   
08.08.2021 21:05

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их значимостьРазвитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их значимость

На современном этапе развития отечественной науки и образовательной практики, а также с учетом требований нынешнего общества одним из главных условий успеха является умение работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. Стоит учитывать, что душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать, поэтому социализации нужно уделять достаточное внимание. В качестве одного из условий успешной социализации дошкольников ФГОС дошкольного образования выделяет развитие социально-коммуникативных навыков, поэтому среди важнейших сторон социально-коммуникативного развития человека можно выделить накопление социального опыта, которое впоследствии обеспечивает успешную социализацию личности [4].

 

В различной литературе по психологии и педагогике социализация может рассматриваться по-разному, в отечественной же литературе она рассматривается как целостное единство двух аспектов – это первичная и вторичная социализация и индивидуализация [1]. Под первичной социализацией принято понимать основу для последующего процесса социализации — это период от самого рождения ребенка до формирование зрелой личности. К вторичной социализации относится непосредственно уже сам процесс развития социально зрелой личности, связанной уже непосредственно с овладением своей будущей профессией. Индивидуализация — это сам процесс психологического становление личности, в ходе которого реализуются ее индивидуальные черты, способности и уникальные особенности.

Развитие социально-коммуникативных навыков для ребенка очень важно, ведь от этого будет зависеть, насколько хорошо в будущем он будет владеть своей речью, насколько успешно будет проходить обучение в школе и как будет в целом складываться вся его будущая взрослая жизнь, поэтому формирование данных навыков нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Все это направлено на то, чтобы ребенок умел самостоятельно получать нужную ему информацию в процессе диалога, был готов к тому, чтобы отстаивать собственную точку зрения и свое мнение, умел это делать, учитывая и уважая при этом позиции других детей и взрослых, мог использовать данный ресурс и при решении других коммуникативных задачах.

Под социально-коммуникативным развитием понимают процесс, который помогает ребенку занять свое место в социуме в качестве его полноценного члена, для этого используются различные средства, содержание которых определяется конкретно для каждого общества, социального слоя и с учетом возрастных рамок.

К задачам социально-коммуникативного развития дошкольников, согласно ФГОС, можно отнести следующие:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и с его сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • Формирование готовности ребёнка к совместной деятельности со сверстниками
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности у ребёнка к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5].

Для осуществления данных задач социально-коммуникативного развития личности ребенка требуется создание специально-организованной среды, который бы сформировался механизм поведения каждого ребенка [2].

Также для развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста могут использоваться следующие формы работы – это игры, викторины, конкурсы, праздники и другие. Под формами работы в данном случае понимаются различные варианты для организации конкретного воспитательного процесса, где объединяются и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы. Кроме того, используются и самые разнообразные методы развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – это игровые, словесные, наглядные и практические. Сам воспитатель непосредственно в работе с дошкольниками эти методы может сочетать друг с другом.

Список использованных источников

  1. Горбовская А. Ю. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе / А. Ю. Горбовская // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т. 1. – С. 50-54.
  2. Левчук С.А. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: специальность 44. 03. 02: выпускная квалификационная работа / С.А. Левчук; научный руководитель В.А. Дегтерев; Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург, 2017. – 82 с.
  3. Рамазанова Х.Г. Социально-коммуникативное развитие в старшей группе ДОУ [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Детские сады Тюменской области». – 2019. – 12 апреля. URL: http: //tmndetsady. ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news12640. html (дата обращения: 30. 07. 2021).
  4. Фалунина Е.В. Фольклорное воспитание – как фактор развития линости ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Социально-психологические проблемы развития личности: мат-лы II Всерос. науч. internet-конф. (сентябрь-ноябрь 2001 года). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 2001. Вып. 10. 50 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. No 68 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год