Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их значимость
Коммуникация
Автор: Старочкина Татьяна Павловна   
08.08.2021 21:05

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их значимостьРазвитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и их значимость

На современном этапе развития отечественной науки и образовательной практики, а также с учетом требований нынешнего общества одним из главных условий успеха является умение работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми. Стоит учитывать, что душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться и кем себя ощущать, поэтому социализации нужно уделять достаточное внимание. В качестве одного из условий успешной социализации дошкольников ФГОС дошкольного образования выделяет развитие социально-коммуникативных навыков, поэтому среди важнейших сторон социально-коммуникативного развития человека можно выделить накопление социального опыта, которое впоследствии обеспечивает успешную социализацию личности [4].

 

В различной литературе по психологии и педагогике социализация может рассматриваться по-разному, в отечественной же литературе она рассматривается как целостное единство двух аспектов – это первичная и вторичная социализация и индивидуализация [1]. Под первичной социализацией принято понимать основу для последующего процесса социализации — это период от самого рождения ребенка до формирование зрелой личности. К вторичной социализации относится непосредственно уже сам процесс развития социально зрелой личности, связанной уже непосредственно с овладением своей будущей профессией. Индивидуализация — это сам процесс психологического становление личности, в ходе которого реализуются ее индивидуальные черты, способности и уникальные особенности.

Развитие социально-коммуникативных навыков для ребенка очень важно, ведь от этого будет зависеть, насколько хорошо в будущем он будет владеть своей речью, насколько успешно будет проходить обучение в школе и как будет в целом складываться вся его будущая взрослая жизнь, поэтому формирование данных навыков нужно начинать уже в дошкольном возрасте. Все это направлено на то, чтобы ребенок умел самостоятельно получать нужную ему информацию в процессе диалога, был готов к тому, чтобы отстаивать собственную точку зрения и свое мнение, умел это делать, учитывая и уважая при этом позиции других детей и взрослых, мог использовать данный ресурс и при решении других коммуникативных задачах.

Под социально-коммуникативным развитием понимают процесс, который помогает ребенку занять свое место в социуме в качестве его полноценного члена, для этого используются различные средства, содержание которых определяется конкретно для каждого общества, социального слоя и с учетом возрастных рамок.

К задачам социально-коммуникативного развития дошкольников, согласно ФГОС, можно отнести следующие:

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и с его сверстниками
  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
  • Формирование готовности ребёнка к совместной деятельности со сверстниками
  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности у ребёнка к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации
  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5].

Для осуществления данных задач социально-коммуникативного развития личности ребенка требуется создание специально-организованной среды, который бы сформировался механизм поведения каждого ребенка [2].

Также для развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников старшего дошкольного возраста могут использоваться следующие формы работы – это игры, викторины, конкурсы, праздники и другие. Под формами работы в данном случае понимаются различные варианты для организации конкретного воспитательного процесса, где объединяются и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы. Кроме того, используются и самые разнообразные методы развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – это игровые, словесные, наглядные и практические. Сам воспитатель непосредственно в работе с дошкольниками эти методы может сочетать друг с другом.

Список использованных источников

  1. Горбовская А. Ю. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе / А. Ю. Горбовская // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т. 1. – С. 50-54.
  2. Левчук С.А. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации: специальность 44. 03. 02: выпускная квалификационная работа / С.А. Левчук; научный руководитель В.А. Дегтерев; Уральский государственный педагогический университет. — Екатеринбург, 2017. – 82 с.
  3. Рамазанова Х.Г. Социально-коммуникативное развитие в старшей группе ДОУ [Электронный ресурс] // Интернет-издание «Детские сады Тюменской области». – 2019. – 12 апреля. URL: http: //tmndetsady. ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news12640. html (дата обращения: 30. 07. 2021).
  4. Фалунина Е.В. Фольклорное воспитание – как фактор развития линости ребенка дошкольного и младшего школьного возраста / Социально-психологические проблемы развития личности: мат-лы II Всерос. науч. internet-конф. (сентябрь-ноябрь 2001 года). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 2001. Вып. 10. 50 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. No 68 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год