Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Коммуникация
Автор: Шляпникова Любовь Михайловна   
19.04.2021 16:02

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ

Аннотация: в статье рассматривается такое понятие, как «коммуникативные навыки», также представлены особенности общения дошкольников со сверстниками. Описано влияние игр на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сверстниками.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, общение, игра, сверстники, влияние игровой деятельности

Общение является неотъемлемой частью жизни людей. Перед обществом стоит задача формирования у ребенка основ уважения к окружающим, приобщения к общечеловеческим ценностям, умения общаться и взаимодействовать. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной деятельности "социально-коммуникативное развитие" является "развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками". В качестве целевых установок в конце дошкольного детства выделяются такие коммуникативные характеристики, как: способность сопереживать в процессе общения, умение договариваться и учитывать интересы окружающих, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности, иметь позитивное отношение к себе и другим людям.

 

Общение — одно из главных условий полноценного развития ребенка. Личность человека развивается и функционирует только в отношениях с другими людьми. Именно потребность в общении выходит у человека на первый план. Именно через коммуникацию мы можем получать и передавать информацию, на основе которой можем развиваться [5].

По мнению Е. О. Смирновой коммуникативные навыки – это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основаны на системе знаний и достигнутых умений, навыков; способность детей управлять своим поведением, использовать наиболее разумные приемы и способы действий при решении различных коммуникативных задач [3].

А. Г. Рузская и М. И. Лисина выделили следующие особенности общения дошкольников со сверстниками: нестандартность и нерегулярность общения детей, раскованность их действий; большое разнообразие и широкий спектр коммуникативных действий; эмоциональная насыщенность, которая выражается в использовании выразительных и мимических средств; доминирование инициативных действий над ответными действиями, проявляющееся в неспособности ребенка продолжать и развивать диалог, который может подвергаться распаду из-за отсутствия реакции и вызывать конфликты между сверстниками [2].

Многие педагоги отмечают незаменимость игровой деятельности в формировании коммуникативной сферы, подчеркивая, что эта форма деятельности в дошкольном возрасте является ведущей. Как отмечают Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова, «игра занимает очень важное, если не центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом совместной деятельности».

В игре ребёнок учится правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции и строить диалоги. Формируется чёткость произношения каждого слова, правильный акцент, выразительность и темпоритмические качества, грамотность, ясность и умение формулировать свои мысли так, чтобы их понимали другие. Также обогащается словарный запас, развивается монологическая и диалогическая речь [4].

Благодаря игре ребенок может почувствовать себя равноправным членом общества. Появляется уверенность в себе, в способности получать реальные результаты. Наличие правил помогает детям организоваться в игре, например, распределять роли, подготавливать игровую среду и т. д. Следуя правилам в игре, дети учатся контролировать свое поведение, проявляют большой самоконтроль, терпение, благодаря этому у них развивается воля, они учатся действовать по плану, помогать друг другу. Формируются эффективные коммуникативные навыки, развивается чувство общности и внимательность.

Благодаря включению в игру, дети учатся концентрироваться на предметах, входящих в игровую ситуацию, а также на содержании разыгрываемых историй и действий. Ребенка, который не хочет быть внимательным к тому, что требуется от его ситуации и который игнорирует правила игры, сверстники исключают из игры. Потребность в общении со сверстниками и их эмоциональном поощрении подталкивает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию [1].

Подводя итог, можно сказать, что игра имеет важное значение в жизни каждого ребёнка. С помощью неё у детей дошкольного возраста формируются коммуникативные навыки, необходимые им для общения со сверстниками.

Список использованных источников:

  1. Козлова С. А. Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 3-е изд., исправ. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с
  2. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 320 с.
  3. Трофимова Ольга Валентиновна Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Специфика коммуникативного развития личности // Наука и образование сегодня. 2019. №2 (37). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-problemy-formirovaniya-kommunikativnyh-navykov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-spetsifika (дата обращения: 07. 12. 2020).
  4. Харитонова Е.А Лобырь А.Н. Влияние игровой деятельности на развитие речи детей преддошкольного и дошкольного возраста // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2003. №4. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/vliyanie-igrovoy-deyatelnosti-na-razvitie-rechi-detey-preddoshkolnogo-i-doshkolnogo-vozrasta
  5. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 352 с
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год