Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков детей 6-7 лет
Коммуникация
Автор: Рябова Татьяна Владимировна   
14.03.2021 20:20

Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков детей 6-7 летСюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков детей 6-7 лет

Рябова Татьяна Владимировна воспитатель МКДОУ детский сад № 12 г. Кирова

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.

Особенности взаимоотношений сегодняшнего дошкольника с другими людьми определяются не только современными условиями его развития: техническим прогрессом, всеобщей компьютеризацией, но также родитель-скими и общественными установками.

О.Е. Смирнова называет одной из негативных современных тенденций в дошкольном образовании стремление к раннему развитию детей и, как следствие, предпочтение дидактических игр, направленных на обучение, сюжетно-ролевой игре, развивающей эмоциональную и социальную сферу дошкольника.

 

Сильным фактором, влияющим на организацию деятельности детей и общения со сверстниками (как следствие — их разобщение) является телеви-зор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Следует отметить, что современный дошкольник имеет мало шансов приобрести опыт совместной игры со сверстниками естественным путем. Сейчас дети разного возраста очень разобщены. Разновозрастная группа в дошкольном учреждении-большая редкость. В семьях очень часто только один ребенок, а дворовое и соседское общение становится редким из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, студиях развития, кружках и секциях дополнительного образования.

Тем не менее, необходимо оценить значимость сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка дошкольного возраста.

Известно, что в период дошкольного детства сюжетно-ролевая игра занимает важное, центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра влияет на развитие всех сторон личности дошкольника. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка этого возраста. В ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем — изобразительные, речевые и изображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»). Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми. Во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребенок осваивает правила этого взаимодействия, а во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.

Группа детского сада – это по существу первое детское общество, воз-никающее на основе игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, присущих любым коллективам и сообществам. Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

Коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду, создает наиболее благоприятную среду для формирования положительных взаимоотношений на основе взаимопонимания и уважения другого человека (выражает просьбы, свои чувства и мысли). К старшему дошкольному возрасту данный вид отношений становится более зрелым и разнообразным: решает спорные вопросы, вступает в защиту кого-либо, высказывает свое отношение к чему либо.

Потребность ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками возрастает от младшего дошкольного возраста к старшему. Отказ принимать своего товарища в игру, исключение из игры в случае нарушения правил – это действенная воспитательная мера детского общества по отношению к своему сверстнику. Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в общении и совместной игровой деятельности.

Учитывая особенности развития старшего дошкольника, следует оста-новиться на особенностях дальнейшего развития детской игры в этом возрасте.

Старший дошкольный возраст определяется как начало вступления в «эру восхождения к социальной зрелости» (А. В. Петровский). Специфика этого процесса в том, что старший дошкольник наиболее активен в освоении социального опыта. Он «врастает в культуру, овладевает всеобщими нормами отношений (Л. С. Выготский, В.В. Абраменко, Д.И. Фильштейн).

К старшему дошкольному возрасту увеличивается объем знаний об окружающем, определяются и конкретизируются интересы отдельных детей к тем или иным сторонам жизни, событиям, о которых они узнают из наблюдений, книг, кинофильмов. Каждый из них стремится воплотить в игре, уже достаточно сложный замысел. При этом все сильнее становится стремление ребенка играть вместе со сверстниками.

Очевидно, что реальная совместная деятельность старших дошкольников возникает тогда, когда появляются так называемые «играющие коллективы», которые сформировались под влиянием единых требований, согласованности действий и выработки общего мнения. В данном случае процесс игры рассматривается через призму игровых диалогов, т.е. как способ понимания намерений другого, связанный с организацией общей деятельности. Такое согласование усилий требует постоянного соотнесения себя с партнером, определением его места, позиции и т.д.

Следует отметить, что сюжетно-ролевая игра способствует развитию поведения ребенка в положительную сторону: возможность управления поведением, подчинение его правилам сюжетно-ролевых игр. В игре со сложным сюжетом и несколькими ролями, дошкольник имеет широкие возможности для воображения и импровизации, для развития коммуникативных навыков.

Следовательно, коммуникативные навыки необходимо развивать, учи-тывая ведущий вид деятельности ребенка, опираться на положительный опыт общения и нравственные критерии в воспитании детей. Именно в игре происходит формирование социального опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация, приобщение к коммуникативной культуре — культуре общения. Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определенную степень условности и ролевое общение.

С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что сюжетно-ролевая игра наиболее спонтанное проявление ребенка и в то же время она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Совместная игра взрослого с детьми по форме совершенно иная, нежели игра со сверстниками.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребенка спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

Самый эффективный метод управления игрой в дошкольном образовательном учреждении — участие педагога в игре. Посредством выполняемой им роли он может влиять (не навязывать, а именно влиять) на направление развития курса и содержание игры, помогать включению в нее всех дошкольников. [статья].

Педагог своим примером, отношением к делу, заинтересованностью мотивирует детей, увлекает их идеей совместного решения игровых задач в совместной деятельности, в том числе и организации сюжетно-ролевой игры.

Однако, воспитатель в детском саду в силу ограниченности временных возможностей не в состоянии обеспечить детям такой объем совместной игры, который позволил бы им в ходе постепенного накопления и обобщения конкретного игрового опыта овладеть теми или иными игровыми и коммуникативными умениями.

Опыт общения с педагогами и анализ результатов наблюдений за педагогической деятельностью позволили в очередной раз убедиться в том, что наиболее благоприятные условия развития коммуникативных навыков дошкольников созданы в тех группах, где имеет место подлинное взаимодействие взрослого с детьми. Этим объясняется активный поиск новых педагогических позиций и современных форм объединения детей и взрослых в условиях дошкольного учреждения и создания детско-взрослой общности.

Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой.

Из выше сказанного следует, что на каждом этапе психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности существуют как бы параллельно. Именно в связи с развитием ведущей деятельности в психике ребенка происходят главнейшие изменения. Таким образом, игра — путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих «пределов». Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому детские игры — это важное средство самовоспитания. Для детей игра-это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качеств, свойств, а не воображаемых «понарошку». Ребенок, вволю наигравшись в детстве, вступает во взрослую жизнь не обремененный детскими страхами и проблемами.

Итак, игра является потребностью растущего организма. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т.е. определяет развитие ребенка, утверждал Л.С. Выготский.

Трудно переоценить роль сюжетно-ролевых игр в развитии коммуникативных навыков детей и их отношений друг с другом в период дошкольного детства, так необходимых и для дальнейшего обучения на следующей ступени образования — в начальной школе. Поэтому, несмотря на изменения условий жизни современного дошкольника, развитие коммуникативных навыков в дошкольном детстве через сюжетно-ролевую игру является условием успешной социализации и воспитания детей этого возраста в сенситивный период их развития.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год