Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Детская журналистика как средство успешной социализации и ранней профориентации дошкольника
Коммуникация
Автор: Низаметдинова А.В., Шакирова Е.В.   
22.11.2020 17:49

Детская журналистика как средство успешной социализации и ранней профориентации дошкольникаДетская журналистика как средство успешной социализации и ранней профориентации дошкольника

Низаметдинова А.В., Шакирова Е.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 г. Челябинска», г. Челябинск, Россия

В данной статье предложены и охарактеризованы некоторые инновационные педагогические технологии, одна из которых – детская журналистика – направлена на

развитие коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей. Авторами предложены способы и приёмы для реализации долгосрочного проекта «Маленькие

журналисты», который направлен на речевое развитие, социализацию и раннюю профориентацию дошкольников.

Ключевые слова: детская журналистика, социализация, ранняя профориентация, инновационные педагогические технологии, коммуникативные навыки.

В современном дошкольном образовании, в условиях реализации ФГОС ДО, большое внимание уделяется различным видам детской деятельности, развитию у детей самостоятельности, инициативы, и творческих способностей. Современный воспитатель должен осознавать, что от него во многом зависит развитие у детей этих важных качеств. Для успешного речевого развития дошкольников необходимо создать условия, в которых они могли бы рассказать о том, что интересного произошло в группе или дома, поделиться своими впечатлениями, высказать свое мнение.

 

Скачать конспект

Коммуникативная деятельность тесно взаимосвязана и с игровой деятельностью. В игре дети наиболее свободно общаются, выражают свои эмоции, отражают свои знания об окружающей действительности. В дошкольном детстве происходит формирование наглядных конкретных представлений и образов об окружающем мире, на основании которых будет происходить становление личности: её успешная социализация, индивидуализация, интеграция в обществе.

В периоде дошкольного детства у ребёнка формируется чувство предприимчивости, инициативы, формирование которых происходит благодаря игре.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от лат. устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. [2, 5] Актуальность проблемы развития коммуникативных навыков обусловлена широкой доступностью использования всевозможных технических устройств: планшеты, телефоны и т.п. В связи с этим у детей формируется скудный словарный запас, как активный, так и пассивный;

ребёнок чаще увлечённый гаджетом, не имеет возможности нормально, в полном объёме коммуникатировать с внешним миром вербальным способом.

[3]

Именно в этом возрасте есть необходимость развития коммуникативных навыков, интеллектуальных способностей, в этот период можно ввести знакомство с профессиями, дать понятие об их разнообразии, исключительности, необходимости.

Поэтому, возможно использование инновационных педагогических технологий, таких как: технологии проектной деятельности; технологии исследовательской деятельности; информационно-коммуникативные технологии; личностно-ориентированные технологии.

Таким образом, будут затронуты все перечисленные выше педагогические технологии, используемые в долгосрочном проекте «Маленькие журналисты», направленном на речевое развитие, социализацию и раннюю профориентацию дошкольников. Детская журналистика даёт возможность привлечь внимание детей к различным профессиям, используя при этом разнообразные виды деятельности для развития коммуникации и взаимодействия детей друг с другом и с

окружающим их миром Целью данного проекта можно выделить развитие интеллектуальных способностей, речи; социализация дошкольников, ранняя профориентация.

Задачи проекта:

  • развитие диалогической, монологической речи
  • развитие коммуникативных навыков
  • развитие творческих способностей
  • формирование понятия о профессиях разного рода, характера
  • формирование социальных поведенческих навыков
  • формирование готовности к школе
  • воспитание эмоционального восприятия окружающего мира
  • воспитание патриотических чувств.

Тип проекта: практико-ориентированный познавательно-игровой творческий открытый, долгосрочный.

На базе группы № 14 МАДОУ «ДС№50 г. Челябинска» имеет место реализация педагогических технологий перечисленных ранее. Приоритетным направлением выбрана детская журналистика, как средство развития коммуникативных навыков и интеллектуальных способностей.

Участниками проекта могут быть дети 4-7 лет, а также воспитатели, родители.

Методические приемы, которые используются при реализации проекта: моделирование, объяснение, беседа, вопросы, рассматривание, дидактические игры, пример ведения интервью.

Планируемым результатом данного проекта будет овладение связной диалогической и монологической речью через изучение основ профессии журналиста. Развитие коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, успешного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада. Создание у дошкольников чувства принадлежности к группе, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела.

Сотрудничество с семьей в познавательном и социальном развитии дошкольника и подготовка к школе Проект состоит из трёх этапов. Каждый этап длится 1 учебный год, рассчитан на 34 учебных недели. Всего 9 изучаемых тем. Одна тема реализуется в течение месяца, при этом занятия проходят 2 раза в неделю.

1 этап подготовительный «Маленькие исследователи» (4 – 5 лет) Включает в себя: знакомство с понятиями "СМИ", журналистика, расширение представлений о роли периодики (газет, журналов) в жизни человека.

Формирование представлений и понятий о профессиях, связанных с журналистикой: журналист, редактор, художник-оформитель, фотограф, корреспондент. Каждая тема предполагает реализацию ее в течение 1 месяца, занятия по теме 2 раза в неделю (см. табл. 1).

 

Таблица 1. Подготовительный этап «Маленькие исследователи» Месяц Тема Задачи Сентябрь Что такое СМИ? Введение детей в тематику предстоящего проекта. Знакомство с новым понятием. Формировать навыки участия в диалоге с воспитателем, сверстниками, быть корректным собеседником. Формировать навыки творческого рассказывания по предложенной теме. Учить анализировать содержание рассказа воспитателя. Октябрь Что такое журналистика? Беседа – ознакомление с новым понятием, введение нового слова в активный словарь. Формировать навыки участия в диалоге с воспитателем, сверстниками, быть корректным собеседником. Ноябрь Что такое газеты? Показ презентации. Наглядная демонстрация газет. Формирование понятия о роли газет в жизни человека Декабрь Что такое журналы? Показ презентации. Наглядная демонстрация журналов. Формирование понятия о роли журналов в жизни человека Январь Кто такой журналист? Сюжетно-ролевая игра с показом воспитателя в роли журналиста. Знакомство с понятием «журналист». Введение нового слова в активный словарь. Февраль Кто такой редактор? Рассказ воспитателя с наглядным представлением информации. Знакомство с новым понятием. Введение нового слова в активный словарь. Повторение предыдущего материала Март Кто такой художник- Знакомство с новым понятием. Введение оформитель? Беседапрактикум с последующим изготовлением творческой странички журнала «Изумрудный замок» нового слова в активный словарь. Повторение предыдущего материала. Формирование чувства коллективизма. Апрель Кто такой фотограф? Сюжетно-ролевая игра с показом воспитателя в роли фотографа. Знакомство с новым понятием. Введение нового слова в активный словарь. Повторение предыдущего материала. Май Кто такой корреспондент? Сюжетно-ролевая игра с показом воспитателя в роли корреспондента Знакомство с новым понятием. Введение нового слова в активный словарь. Повторение предыдущего материала. 2 этап деятельностный «Наша речь» (5 – 6 лет) Работа по развитию коммуникативных навыков, развитие диалогической монологической речи, развитие активного словаря; развитие воображения, пантомимической и речевой выразительности; творческих способностей (см. табл. 2). Таблица 2. Деятельностный этап «Наша речь» Месяц Тема Задачи Сентябрь В деревне. Закреплять знания детей о домашних животных, понятии «деревня»; развивать воображение, пластику, чувство ритма, звукоподражание; развивать умение согласовывать движения со словами; воспитывать желание участвовать в совместных играх. Октябрь На лугу. Закреплять знания детей о флоре и фауне луга; развивать артистизм, воображение, связную речь детей; формировать потребность в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми Ноябрь В лесу. Закреплять знания о флоре и фауне леса; развивать выразительность мимики и пантомимики, воображение, связную речь; формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками Декабрь У лесного болота Закреплять знания детей об обитателях болотных мест; развивать артистизм, связную речь; формировать интерес к живой природе, желание её сохранять Январь По воздуху. Закреплять представления детей об обитателях воздушной среды; развивать выразительность речи и движений; формировать интерес к окружающему, внимание, творческие способности. Февраль В организме человека Закреплять знания об организме человека как единой системе, от которой зависит работа всех органов; развивать воображение, мимику, пантомимику; формировать желание беречь своё и чужое здоровье. Март На реке Закреплять знания детей о речной фауне и флоре; развивать воображение, выразительность движений, мимики; формировать желание общаться в игре со сверстниками и взрослыми. Апрель В мире транспорта Развивать воображение детей, память; закреплять знания о видах транспорта, их особенностях; развивать пантомимическую выразительность, звукоподражательные навыки, чувство ритма. Май В цирке Развивать воображение, память детей; закреплять знания детей о цирке, его работниках развивать пантомимическую выразительность, речь, чувство ритма, темпа, моторику. [1] 3 этап продуктивный «Новости Изумрудного замка» (6 – 7 лет) На данном этапе проводится работа непосредственно по изготовлению периодического издания и информационного выпуска новостей ежемесячно. На данном этапе происходит формирование понятия о разнообразии профессий, об их уникальности, необходимости (см. табл. 3). Таблица №3. 3 этап продуктивный «Новости Изумрудного замка» (6 – 7 лет) Месяц Тема Задачи Сентябрь Директор – как много в этом слове… Расширять и закреплять представление о профессиях. Развивать умение поддержать беседу, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Упражнять детей в умении определять название профессий по названиям действий, в подборе словдействий, в умении заканчивать предложения используя слова и словосочетания, соотносимые с определённой профессией человек, расширять и активизировать словарь по теме профессии. формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и Октябрь Бухгалтер – цифры всякие нужны, цифры разные важны… Ноябрь Медицина – все мы любим докторов, каждый ведь из нас здоров! Декабрь Педагог – всему голова… Январь Младший воспитатель – чистотой сверкает сад, наши няни – просто клад! Тяжела у них работа, каждый день нужна забота! Февраль Музыкант – "Фа" от "соль" не отличаем- Дан не каждому талант, Но нас это не смущает, В садике есть музыкант! Март Физрук: в здоровом теле здоровый дух Апрель Повар. Спасибо нашим поварам за то, что вкусно варят нам! Май Сторож – все профессии важны, все профессии нужны! чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении. Формирование положительного отношения к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, так сказать «переломы» [4]. Для успешной реализации социального становления личности дошкольника современному педагогу необходимы ресурсы. В этом могут помочь инновационные педагогические технологии. Таким образом, детская журналистика может решить проблемы речевого развития, социализации и ранней профориентации детей дошкольного возраста. Список литературы 1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. М.:ТЦ Сфера, 2005. 128 с. 2. Немов Р.С. Общая психология: Краткий курс. СПб.: Питер 2007. 304 с. 3. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб.: Речь, 2006. 220 с. 4. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальности «Дошкольное образование». М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. 119 с. 5. Столяренко Л.Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. Ростов на Д.: Феникс, 2003. 448 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 46 (167) выйдет
29 ноября 2020

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год
Скачать Номер 40 (161) за 2020 год
Скачать Номер 39 (160) за 2020 год
Скачать Номер 38 (159) за 2020 год
Скачать Номер 37 (158) за 2020 год
Скачать Номер 36 (157) за 2020 год
Скачать Номер 35 (156) за 2020 год
Скачать Номер 34 (155) за 2020 год
Скачать Номер 33 (154) за 2020 год
Скачать Номер 32 (153) за 2020 год